Одной из важных проблем подготовки квалификацированных кадров является формирование и развитие в образовании системы обеспечения информацией, её связь с глобальной системой информаций, определение в системе образования задач и средств массовой информации.
В непрерывном образовании при внедрении информационных технологий в учебный процесс особое место занимают совершенствуюшие содержание обучения методы и формы.
При внедрении информационных технологий в учебный процесс особое место отводится лекционным занятиям. Этот метод в вузах считается одним из важных форм обучения. Модернизация теоретических, идейных сторон лекционных занятий обеспечивает возрастание его значения в учебном процессе.
Многие учёные-педагоги утверждают, что совершенствование форм проведения лекционных занятий приводит к повышению качества образования.
Цель чтения лекций состоит в обеспечении учебным материалом учашихся, самостоятельной работой на практических, лабораторных занятиях.
Одной из основных целей педагогов — довести до каждого учашегося запланированный учебный материал, достичь повышения степени усвоения. Поэтому лекционным занятиям характерно то, что объяснение темы сложно, а восприятие материала не тяжело. Темы лекционных занятий должны в себя вобрать все вопросы, касающиеся учебного матеиала.
Для усвоения лекционных занятий от учащегося-студента портребуются знания, сила воли, труд, старание, внимание. Поэтому на лекционных занятиях обеспечение сотрудничества между учителем и учашимся даёт эффективный результат. Наряду с этим для самостоятельной работы студентов надо создавать отдельные условия. Насколько они будут много работать над темой, настолько они будут многое понимать и больше запоминать. Понимание, запоминание-это самые необходимые условия для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в учашихся, студентах развивает мышление, создаёт психологический процесс и, в дальнейшем, подготавливают самостоятельно анализировать события, факты. На лекционных занятиях применение дидактических элементов даёт видимый результат. На лекционных занятиях используются современные средства, учашиеся, студенты воспринимают материал визуально, слышат информацию, анализируют. Это, в свою очередь, приводит к достижению эффективности лекционных занятий.
О недостатках традиционных методов обучения указаны во многих источниках. По мнению В.И Онишенко и М. Н. Гендина, в настоящее время лекция — это обобшаюший процесс, с одной стороны — обеспечивается подача материала учителем, с другой стороны — выражает процесс восприятия материала учашимися.
При чтении лекции материал излагается в различных видах: (речь — низкая, высокая, повторения, дополнения). Но учитель не знает, когда появляется в этом необходимость. Причиной этому может быть недостаточная внимательность учашихся. Это, в свою очередь, приводит к неусвоению материала. Применение информационных технологий в учебном процессе создаёт условия и для педагогов, и для учашихся-студентов использовать их в форме электронной версии.
Исходя из поставленных целей, для обучения каждому предмету выбирается его содержание. Для усвоения материала выбираются соответствуюшие методы, средства обучения и соответствуюшие формы обучения.
Обеспечение непрерывности в обучении тесно связано с составными частями методической системы, таких как цель, содержание, метод, средство, форма. “В настояшее время имеюшиеся предметы, дисциплины отвечают требованиям сегодяшнего времени?” — возникает такой вопрос. В образовании всегда сушествовала проблема между содержанием и методами, которые неразрывно связаны с таким вопросом. «Кого и как учить?» — отсюда возникает необходимость разработки методов обучения, эти методы, в свою очередь, связаны с содержанием обучения. Эти две проблемы противоположны друг другу, но также дополняют друг друга.
Учитывая психологическую подготовленность учашихся, студентов, качество их мышления, степень усвоения знаний, разрабатываются и используются соответствующие методы на каждых этапах образования. Имеются разные методы логического изложения содержания каждого этапа образования.
Цель методики состоит в обеспечении усвоения данного предмета, в создании нового предмета на основе имеюшихся. Такие учебные предметы удовлетворяют все потребности учащихся. Требование педагогической технологии «сначала изучить, а затем изучать для обучения этого изучения» исходит из этого принципа. Затем, чтобы выявить степень усвоения учебного материала учашимися, их теорические и практические знания, нужно использовать принцип «от простого к сложному»; подготовить контрольные задания, учитывая возможности каждого учащегося, использовать индивидуальный подход к ним.
Для того, чтобы правильно разрешить проблемы и методические задачи, нужно найти решение, связывающее эти две проблемы, состояшие из создания концепций обучения, а также из определения содержания предметов. В настоящее время цели обучения изменяются, что заставляет просмотреть эти концепции. Проблемы рассмотрения содержания предметов состоят из обеспечения связи теории и практики, из заинтересованности, внимательности учашегося. В традиционной методике, учитывая развитие личности, не учитывается развитие знаний, умений и навыков.
Учитель старается дать знания, в основном, по теме данного предмета. Наряду с этим учитель не использует трёхстепенчатую модель получения знаний, не применяет имеюшуюся информацию, не проводит отбор и переработку информаций. Далее получение знаний переходит в следуюший этап, т. е. в процесс активизации деятельности учашихся. Только в этом случае, знания перерастают в умения, а умения — в навыки.
Активизация деятельности учашегося опирается на следующие концепции:
– проявление интереса к изучению предмета;
– применение информационных и педагогических технологий;
– применение методов, основанных на создании проблемной ситуации на занятии;
– использование опорных слов;
– организация самостоятельной работы;
– организация индивудиального и фронтального опроса;
– использование наглядностей и технических средств;
– связь содержания обучения с практикой;
– установление связи между предметами.
Основные правила, которых должен придерживаться учитель:
– воодушевить в ученике силу в собственные знания;
– своевременно оказывать помощь ученику.
Именно в таком порядке, определяется значение учебного предмета как средства отражаюшего содержание и методы образования, и создание его с учётом способностей каждого обучаюшегося.
Методика организации учебного процесса на основе мултимедийных средств информационных технологий резко отличается от методики традиционного обучения. Для педагогов и учашихся, студентов это прежде всего:
– подача материала в образном виде;
– организация дифференциального индивуадиального процесса обучения;
– оценивание учебного процесса, установление обратной связи;
– самоконтроль и работа над собой;
– показ динамического процесса, представление изучаемого предмета.
– использование в учебном процессе анимаций, графики, мультипликации, звука и других средств компьютерных информационных технологий.
– развитие стратегических умений у учашихсях-студентов для усвоения предмета;
– создание новых условий для самостоятельности работы учашихся;
– применение системы дистанционного обучения в качестве учебной литературы;
– достижение экономичности в выполнении учебно-лабораторных заданий в системе образования.
Эти исследования показывают, что они прочно связаны с внедрением в учебный предмет современных информационных технологий, результатом которых будет являться повышение эффективности учебного процесса.
Ниже мы рассмотрим методику организации практических и лабораторных работ по предмету с использованием созданных на основе информационных средств учебных курсов.
Как было сказано выше, одним из важных достижений информационных технологий является создание программных средств, обеспечиваюших использование мультимедийных компонентов. Особенно при организации практических и лобараторних работ в учебном процессе роль этих программных средств велика. Применение мультимедийных средств в организации практических и лобараторних занятий в учебном процессе приводит к разработке новых методов и форм обучения.
Предметники в сотрудничестве со специалистами по компьютеру создают на нем имитационные модели лабораторных, практических работ по соответстуюшим темам.
Такие виды лабораторных работ имеют названия интерактивные электронные учебные курсы.
ИЭУК — это учебно-лабораторная работа, направленная на закрепление теоретических знаний учашихся на основе информационных технологий.
Цель создания ИЭУК — широкое использование информационных технологий для выполнения практических и лабораторных работ. Наряду с этим, это создание интерактивных электронных учебных курсов на основе современных педагогических и информационных технологий в учебном процессе. Кроме этого, в результате создания интерактивных электронных учебных процессов создаётся возможность проводить лабораторные исследования в экологически чистой атмосфере. А в условиях лаборатории при недостатке материалов нельзя проводить опыты с ядовитыми веществами. Применение интерактивных электронных учебных курсов в учебном процессе при выполении лабораторных и практических заданий обеспечивает достижение эффективности учебного процесса. Интерактивные электронные учебные курсы, созданные лабораторные работы дают возможность учашимся-студентам ознакамливаться с ними в удобном для них времени, повторно просматривать, обсуждать.
Это, в свою очередь, приводит к повышению показателя качества образования. Еше одна важная сторона электронных учебных курсов состоит в том, что уменьшается потребность в многократном использовании учебных материалов. Потому что учашиеся-студенты, работаюшие с интерактивными электронными учебными курсами в условиях лаборатории не расходуют материалы (реактив и другие), а используют их в нужном количестве. Например, в учебнике Физики за 7–8 классы приведены несколько видов интерактивных электронных учебных курсов, основанных на технологии Макромедиа Флаш по темам “Давление в жидкостях и газах”, “Закон о сохранении импульса”, “Сила инерции”, “Сила тока”.
В повышении эффективности обучения огромную роль играют практическая и психологическая подготовка учашихся-студентов к проведению самостоятельной работы.
Нам известно, в учебном плане для самостоятельной работы студентов не должно отводиться мало часов, чем для лекционных занятий. Что надо делать, какими методами нужно пользоваться? — возникает уместный вопрос.
Чтобы найти ответ на этот вопрос требуется постоянно совершенствовать учебный процесс. По нашему мнению, организация самостоятельной работы с применением компьютерной информационной технологии даёт большие результаты. Чтобы решить эту задачу, как мы упоминали выше, необходимо готовить учебные материалы в электронном виде.
В компьютерных классах должны быть созданы все условия для работы с применением современных компьютернх и информационных технологий: в них должн быть необходимые для учшихся учебники, электронные варианты учебных пособий, учебников, тематика лабораторных работ. Такая организация часов, отведенных для проведения самостоятельной работы, даёт возможность учашимся-студентам заниматься в удобное для них время, своевременно поьзоваться нужным для них материалом.
Одним из необходимых условий этого является распечатывание материала в электронном виде, если учебные материалы подготовлены на основе мультимедийных средств; это показатель того, что усвоение материала учашимися на самостоятельных занятиях будет ещё выше.
В процессе занятия учебный материал, данный учашимся в электронном виде, помогает понять пройденную тему значительно шире, теоретические знания даются в неразрывной связи с практикой, разрешается проблемная ситуация; создание мультимедийных электронных и педагогических технологий в целях организации самостоятельной работы учащихся крайне уместно и своевременно. Для примера рассмотрим урок на тему “Закон Ома для полной цепи” по учебнику Физики для 10 класса.
По данной теме создаётся имитационная модель учебных электронных учебных курсов, она представляется учашимся, создаётся проблемная ситуация. Чтобы показать этот эксперимент на компьютере в его имитационной модели создаётся процесс, соответствующий этой теме, т. е к полюсам источника цепи, имеюшие реостат, соединается вольтметр, наблюдается усиление тока. Если изменить сопротивление реостата, то можно наблюдать изменение силы тока в полюсах источника.
С соединением цепи электрические заряды усиливаются. Во внешней части цепи под воздействием электростатистической площади отрицательные заряды начнут двигаться по направлению от отрицательной части источника к отрицательному полюсу. Здесь под сопротивлением внейшней цепи полученная им энергия расходуется на его накаливание. Под воздействием внешних сил внутри источника сила направляется к отрицательному полюсу против сил элетростатической площади. Так как внутренняя часть цепи тоже имеет сопротивление, энергия расходуется внутри источника. Во внешней цепи электростатическая плошадь будет равна работе и знак будет противоположен. Ученики видят, что сила тока зависит от трёх компонентов. Самое важное для учащихся — узнать роль внутреннего сопротивления, изменчивость силы тока в полюсах, что заранее их нельзя определить, эта величина отличается от силы электрического пуска, напряжение для данного источника, в основном, зависит от сопротивления внешней цепи. Учашимся объясняется практическое значение этого явления. Далее проводится тестирование для закрепления.
Точно так демонстрируются созданные образцы виртуальных стендов на тему по определению показателя при разбивании плоского параллельного стекла, по определению наклонного радиуса линзы, по определению световой дисперсии, по определению светового поглощения, по определению заряжения предметов.
Заключение. При создании интерактивных электронных учебных курсов рекомендуется следовать следующим правилам:
– отбор соответствуюших предмету источников;
– создание договоров о праве на использование источников;
– разработка списка терминов, содержания;
– создание раздела по пересмотрению текстов по темам и оказанию помощи;
– гипертекст осушествлять в электронном виде;
– подготовка материала к визуализированию.
- Интерактивные электронные учебные курсы разделены на этапы, представляющие из себя подготовку и организацию внедрения их на практике, широкое их применение в учебном процессе и проведение экспериментов.
- Уточнены и определены основные особенности интерактивных электронных учебных курсов.
- Разработаны требования по созданию интерактивных электронных учебных курсов.
- Сформированы составные части интерактивных электронных учебных курсов. Определены средства обучения интерактивных электронных учебных курсов.
- Организация учебного процесса на основе интерактивных электронных учебных курсов, применение мультимедийной технологии намного повысил интерес учашихся к учебному процессу, используя интерактивную особенность образования достигать развития мышления, повышать эффективность усвоения учебного материала — вот реальные показатели интерактивных электронных учебниых курсов.
Разработаны методические, практические основы использования интерактивных электронных учебных курсов в образовательном процессе.
Литература:
- Джураев Р.Х, Тайлаков Н.И, Информатизированная среда образования как средство повышения эффективности обучения “Узлуксиз таълим” -Ташкент, 2004, -№ 9, стр 3–7.
- Усманов М. С. Интерактивные электронные учебные курсы как новое средство учебной деятельности. “Халк таълими”, Ташкент, 2011, № 6, стр. 22–23.
- Усманов М. С. Создание интерактивных электронных учебных курсов и методика их использования в системе непрерывного образования. “Узлуксиз таълим”, Ташкент, 2012 г. № 4, стр 40–45.