В течение XX–XXI веков терроризм значительно менялся как явление и нарастал все с большей силой.
Наибольшее развитие терроризм получил уже в наше время, когда целые страны мира были покрыты очагами активности различных террористических групп. Сегодня в мире насчитывается более четырехсот нелегальных террористических движений. С 1966 по 1979 г. ими было совершено около десяти тысяч террористических актов, в результате которых погибло по скромным подсчетам около пяти тысяч человек. В современных условиях все чаще регистрируется значительный рост террористической активности, а также её изощренность и бесчеловечности. Сопоставляя данные исследованиям ряда зарубежных и российских ученых, совокупный бюджет в сфере экстремисткой деятельности ежегодно составляет от 10 до 15 миллиардов долларов.
Еще недавно о терроре можно было говорить как о явлении, присущем странам третьего мира. Но в 80-е годы прошлого столетия он уже стал явлением мирового характера. Это объясняется колоссальным ростом международных отношений и взаимодействием в различных сферах.
Беспокойство мирового сообщества о росте террористической активности объясняется большим количеством жертв и огромными материальными потерями. В последнее время жертвами террористической деятельности все чаще становиться жители таких стран как США, России, Пакистане, Израиле, Египте, Турции, Сирия, Иране и ряде других стран. Террористическая деятельность в нынешнее время характеризуется широким размахом своей деятельности, отсутствием явно выраженных границ, наличием связи и с международными террористическими организациями и их центрами.
Как социальное явление терроризм многоаспектен и крайне не предсказуем в плане своего дальнейшего развития. Он включает в себя такие элементы, как экстремизм, идеология, также имеется экономический резон, не обходиться и стороной мысль о тотальном контроле.
Идеология терроризма присуща различным участникам политических интриг: государствам, партиям, общественным движениям, группам. Смотря на всю картину в общем плане, к основным видам идеологии относятся: внешнеполитическая экспансия, неофашизм и радикальная националистическая и расистская идеологии. Идея обоснования террора как метода политической борьбы и основ установки его применения содержится в современных теориях и практиках терроризма, либо в более общих идеологических концепциях тех или иных участников политических отношений, либо в собственно террористических теориях (например, концепция «городских партизан»).
Имея прямую политическую направленность, и существуя в сфере политических отношений, терроризм агентирует интересы различных организаций в борьбе за власть, за ослабление позиций своих политических соперников и укрепление собственных политических позиций, при этом он используется для достижения как тактических, так и стратегических целей.
Как одно из явлений политической борьбы террор имеет скрытный образ деятельности, нелегальное или полулегальное положение своих агентов.
Терроризм относится к той области политической борьбы за власть, которая косвенно или прямо предполагает использование насильственных форм воздействия и радикальных методов, осуждаемых правом или общественной моралью, и характеризуется как разновидность политического экстремизма
Политический экстремизм — явление современной общественной жизни, свойственное не только нынешнему этапу развития человечества, но и предыдущим эпохам человеческой культуры, он существует со времён возникновения самой власти в целом. Политический экстремизм представляет собой совокупность крайних мер принуждения, направленных на утоление политических интересов различных классов, групп, движений, партий. Характерный признак политического экстремизма — не гласное использование насильственных мер принуждения в различных аспектах как основного рычага политической борьбы.
В различных исторических периодах конкретное содержание политического экстремизма значительно изменялось. Это касается как его мировоззрения, так и практической стороны применения радикальных мер в политических интересах соответствующей политической группировки. Хорошим примером может послужить Римская Империя, где власть сменялась как перчатки, переходя из одних рук в другие, о чем красочно нам повествует история. Для нынешнего периода характерно широкое распространение концепций политического экстремизма, в основном отражающих радикальный подход к присвоению власти.
Экстремизм как социальное явление, пропагандирующие интересы различных политических групп в сложных условиях современной политической борьбы, имеет многообразный сектор воздействия. Главным среди них является политическая организация тех социальных сил, против которых ведется борьба. Это, например, может быть государство, его граждане, политики и т. д. К числу объектов политического экстремизма также можно относиться противостояние партий, движений, различных организации и т. п.
Цели и задачи политического экстремизма могут быть самыми разнообразными. Примером может послужить фашистская Германия. Пропаганда, которой в кратком её содержании заключена в превосходстве одной расы, (как они себя называли арийцы), и в геноциде других — евреев, цыган и т. д.
Для политического экстремизма в современном мире, характерно распространение в широких слоях населения в основном путем пропаганды через социальные сети, которые в нашем обществе занимаю значительное место, а среди молодежи практически основное. В связи с этим целью экстремистов в основном и станется молодое поколение, ведь несформированное мировоззрение и крайняя гибкость психики и делает их легким объектом пропагандисткой обработки. В дальнейшем это приводит к обращению в их веру, к радикальному образу жизни и крайне жесткому взгляду на мир.
Основное место в системе политического экстремизма занимает терроризм (ст. 205 УК РФ). Он является одной из наиболее распространенных и опасных форм воздействия на общество, поскольку в отличие от других форм насильственного воздействия, терроризм является крайне непредсказуемым по своей форме, он может выражаться как в актах подрыва террористов-смертников, так и в применении химического и ядерного оружия.
В заключение хотелось бы отметить, что мы, люди — единственный вид на земле, который убивает себе подобных не с целью выжить, а с целю обогащения во всех его смыслах, и мне кажется, что так и продолжиться до определенного момента, пока не настанет тот час, тот миг, когда перед лицом всеобщей угрозы на нас снизойдёт озарение, что нет ни каких границ, нет ни каких рас, нет ни каких религий (догм), есть только МЫ, а все другое — фикция и ширма, навязанная нам для нашего же контроля.