В статье рассматривается проблема вовлечения банков в процесс легализации доходов, полученных преступным путём, которая связана отчасти с недобросовестным проведением идентификации клиентов кредитными организациями.
Ключевые слова: противодействие легализации доходов, кредитные организации, банковский внутренний контроль.
The article describes issues related to anti-money laundering, associated with the unscrupulous conduct of the identification of customers of credit institutions.
Key word: countering money laundering, credit institutions, internal control.
На сегодняшний день деятельность банковских учреждений стала настолько многообразной, что становиться сложно определить их истинную сущность. Банки совершают самые различные операции, которые многие привыкли называть банковскими. Они не только участвуют в организации денежного оборота, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, валютные операции, купля-продажа ценных бумаг и т. д. Большинство схем, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путём, на определенном этапе взаимодействуют с банками. Ежедневно банки совершают операции по переводу денежных средств за границу, проводят операции с иностранной валютой, принимают наличные средства на счета, и ни одних из банков не застрахован от возможности стать соучастником в процессе отмывания денег. Существуют различные схемы отмывания денежных средств, при этом регулярно создаются новые. Для новых схем характерно постоянное усложнение процесса, ускоряется проведение незаконных операций, всё это негативно сказывается на экономических и репутационных потерях банков.
Масштабы данной угрозы для банковского сектора подтверждаются количеством отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. В марте 2017 года Банк России отозвал лицензии у таких кредитных организаций как АО «Торговый городской банк» (ТГБ) и «Банк «Экономический союз». Причиной отзыва лицензии послужило не соблюдение требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. На сегодняшний день банки обязаны соблюдать требования, направленные на минимизацию ущерба от отмывания денег, так как операции, связанные с отмыванием денег способны негативно влиять на курсы валют и процентные ставки.
Банковский сектор играет важную роль в организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, коммерческие банки приобретают статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, имеют определенные права и обязанности по организации контроля для выявления и предупреждения преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путём. Несмотря на то, что банки не являются государственной организацией, в законодательном порядке на них возложены обязанности учувствовать в реализации правоохранительных мер, что выходит за рамки целей банковской деятельности. Ведь основная цель коммерческого банка сводится к получению прибыли за счёт привлечения новых клиентов и предоставление им различных банковских услуг.
Летом 2015 год в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- ФЗ № 115) были внесены поправки, наделяющие банки правом требовать отчет о законности получения денег, а вслед за ним Центральный Банк России утверждает Положение от 15 октября 2015 г. № 499-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее- Положение ЦБ № 499), которое конкретизирует нормы закона. Нормы могут применяться к физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Банки должны руководствоваться новым алгоритмом работы, в противном случае их ждет отзыв лицензии, как наиболее радикальным метод борьбы провинившимся банками. Из более щадящих мер используется исключение банка из системы страхования вкладов. Банки обязаны изучать операции, совершаемые своими клиентами, и, при наличии подозрений в отмывании денег отказать клиентам в открытии счета, проведении какой-либо операций, а также вовсе расторгнуть договор на обслуживание при этом донести соответствующую информацию в орган финансовой разведки, предварительно приняв все возможные меры по прекращению незаконных операций. Однако, не все банки добросовестно исполняют возложенные на них обязанности и пренебрежительно относятся к запросам дополнительной информации у своих клиентов, боясь потерять на этом свою прибыль. При этом, даже частичное игнорирование закона, может привести куда к более неблагоприятным последствиям: уплата штрафа государству, потеря доверия к банку, а, как следствие, масштабный отток клиентов. Поэтому собственники банка, заинтересованные в развитии своего бизнеса, не допустят возникновения рисков участия (или вовлечение) банка в схемы по отмыванию доходов, полученных преступным путём. В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», информация о том, что кредитной организацией было нарушено антилегализационное законодательства подлежит официальному опубликованию. На официальном сайте Банка России в разделе «Информация о кредитных организациях» регулярно публикуются сообщения о принятых решениях о привлечении к ответственности кредитных организаций и (или) их должностных лиц.
Риск использования кредитных организаций в целях отмывания денег происходит по причине несовершенства ее системы внутреннего противолегализационного контроля, ошибочных действий руководителей, а также недостатки в правовом регулировании. Одним из основных инструментов контроля над выполнением мероприятий по противодействию отмыванию денег для банковского сектора является служба внутреннего контроля. При разработке системы внутреннего контроля банки должны учитывать затраты на их разработку, чтобы это не сказывалось на стоимости финансовых услуг, и при этом экономическая выгода была высокой.
В кредитных организациях часто неэффективно организован мониторинг операций клиентов, в отношении которых могут возникать подозрения, что они связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. Следствием этого является несвоевременное выявление незаконных операций и несвоевременное применение мер по их пресечению. Отсюда у банков могут случайно или преднамеренно установиться отношения с подозрительными клиентами. Банкам следует при проведении процедур идентификации клиентов: тщательно проверять данные, удостоверяющие личность, чтобы избежать открытия счёта для фиктивных пользователей; иметь данные о профессиональной деятельности клиента и источниках его дохода; знать, с какой целью открывается счет и типы будущих проводимых операций; при необходимости вносить клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания.
Зачастую у клиентов, планирующие легализовать преступные доходы, не возникает проблем с размещением незаконно полученных денег на банковских счетах. Связано это с проблемой в правовом регулировании и касается в неопределённости применения Положения ЦБ № 499, в котором отсутствуют указания на конкретные критерии, которыми банки могли бы руководствоваться при проверке источника клиентских денег. В статье 6 ФЗ-115, впрочем, указан список «операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю». В их число входят операции на сумму более 600 000 рублей, которые делятся на три группы. Это, в частности, операции с наличными — снятие-зачисление на счет юридического лица, обмен валюты, покупка физическим лицом ценных бумаг, пополнение уставного капитала фирмы. Следующую группу составляют операции, одной из сторон которых выступает гражданин или житель стран, где не противодействуют легализации дохода (Иран и Корея), а также операции по открытию вкладов на третьих лиц, переводы за границу анонимному владельцу, операции с драгметаллами и недвижимостью на сумму свыше 3 миллиона рублей.
Неопределённость применения Положения ЦБ № 499 касается и списка документов, которые бы стали достаточным основанием для подтверждения законности дохода. Согласно положению банки, самостоятельно определяют требования к документам клиента, согласно правилам внутреннего контроля, направленного на противодействие отмыванию денег. На практике такими документами становиться договоры купли-продажи квартиры, автомобиля, бухгалтерские документы с места работы. Однако, на сегодняшний день создание закрытого перечня документов может привести к тому, что в ряде случаев будет невозможно пресечь операцию, направленную на легализацию средств, так как процесс отмывания денег всё время совершенствуется. С другой стороны, ссылка на внутренние правила конкретного банка дает возможность разработать широкий перечень документов, которые буду считаться приемлемыми для подтверждения, отсюда в погоне за клиентами требования ЦБ и Росфинмониторинга будут исполняться лишь формально.
Вывод. Для уменьшения масштабов отмывания денег требуется, чтобы все коммерческие банки проявляли должную бдительность, обращать внимание на подозрительные сделки, были заинтересованными в поддержание своей репутации, а не в погоне за деньгами, ведь банк способен успешно развиваться, когда его деятельность законна. Банки, которые по своему небрежному отношению к закону были вовлечены в процесс отмывания денег, создают неблагоприятные экономические условия.
На сегодняшний день злоумышленники совершенствуют схемы, способные обходить банковские программы по выявлению незаконных операций, и только отлаженная система контроля способна свести к минимуму риски, связанные с отмыванием денег, что впоследствии положительно скажется на его безопасном функционировании и сохранит репутацию.
Литература:
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. —2001. — N 151–152
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. —2010. — N 168
- Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. —2015. — N 115.
- Гамза В. А., Ткачук И. Б., Жилкин И. М. Безопасность банковской деятельности: учебник для вузов //В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. — М.: Издательство Юрайт, 2014. —513 с [Электронный ресурс] URL: http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1009321145.pdf
- Лебедева А.А Противодействие использованию банковской системы в целях легализации доходов, полученных преступным путем // Безопасность бизнеса. 2014. — N 3. — С. 37–40.
- Ревенков П. В., Воронин А. Н. Отмывание незаконных доходов: анализ проблемы и некоторые рекомендации [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/revenkov_04_11.pdf
- Собчук С. О. Кредитная организация как субъект предупреждения легализации (отмывания) незаконных доходов, полученных преступным путем // Безопасность бизнеса. — 2014. — N 1. — С. 35–39.