Оценка шумового загрязнения воздушной среды г. Улан-Батора автотранспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 14.05.2018

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Бат-Эрдэнэ, Ариунсанаа. Оценка шумового загрязнения воздушной среды г. Улан-Батора автотранспортом / Ариунсанаа Бат-Эрдэнэ, Нэргуй Чулуундалай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 201-207. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50297/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батора от автотранспорта. Проведены наблюдения движения потока, измерения шума и моделирование распространения шума на перекрестках. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как составной части экологической безопасности городских территорий.

Ключевые слова: автотранспорт, шумовое загрязнение, распространение шума.

Большой вклад в общее загрязнение городской среды вносит автотранспорт, количество которого во всем мире постоянно растёт. Исключением не является и Монголия. в частности г. Улан-Батор [2]. На распределение шума в среде атмосферы города влияют множество факторов: направление и скорость ветра, рельеф местности и ориентация улиц, качество дорожного покрытия, плотность застройки и озеленение улиц, скорость автомобиля, циклы вынужденных торможений и начала движений и пр [3, 2]. Движение автотранспортных средств в составе плотных транспортных потоков отличается от движения одиночного автомобиля. Связанное с этим изменение условий движения (скоростей, ускорений) влечет изменение нагрузочно-скоростных режимов работы двигателей.

Транспортный шум на примагистральных территориях стойко держится 15–18 часов в сутки, движение затихает на 2–4 часа. Наличие значительного автотранспортного парка в крупных городах приводит к плотным транспортным потокам, оказывающим интенсивное акустическое воздействие на прилегающую селитебную территорию [3]. Шум автомобильного транспорта вызывает от 70 до 90 % жалоб в городах. Под воздействием шума находится от 50 до 70 % населения. Для условий Улан-Батора проблема воздействия транспортного шума усугубляется недостаточно продуманной планировкой расположения жилых районов и несоблюдения санитарно-защитных зон.

По прогнозам, тенденция к усилению шума в городах в ближайшие годы будет сохраняться. Ожидаемое ежегодное увеличение шума — 0.5 дБА. Эта тенденция сохраняется, несмотря на ужесточение норм к средствам транспорта. Хотя за последние два десятилетия шум автомобилей снизился на 8–10 дБА, шум от автомобильного транспорта в крупных городах не уменьшился. А в отдельных случаях даже несколько увеличился, всвязи с увеличением числа эксплуатируемых автомобилей [1].

Интенсивность воздействия шума измеряется в децибелах (дБ) и различается в зависимости от типа транспортного средства (Таб.1.).

Таблица 1

Интенсивность шума от транспортных средств[1]

Вид транспортного средства

Интенсивность шума (в дБ)

Легковой автомобиль

70–80

Автобус

80–85

Грузовой автомобиль

80–90

Мотоцикл

90–95

В 2008 г в пиковые часы на всех самых пригруженных перекрестках интенсивность машин, немного превышала пропускную способность дороги (на 500–900 маш./час) в Улан-Баторе (таб.2.).

Таблица 2

Пропускная способность основных перекрестков главной дороги города и интенсивность движения в 2008г. [5]

Название перекрестка

Пропускная

способность. маш./час

Среднесуточная

интенсивность. маш./час

Интенсивность

в часы-пик. маш./час

Восточный перекресток

6359

5953

6815

Западный перекресток

7393

6633

7854

Перекресток МонГУ

5192

4909

6109

Перекресток МонГПУ

6654

4829

6045

Центральная почта

7990

6658

7955

Зоос гоел

5545

4666

5908

В данный момент ситуация ухудшается за чсет увеличения числа автомобилей на городских дорогах. По данным 2013 года, в Улан-Баторе было 257 498 автомобилей. Из них: легковых -184371, грузовых — 51409, автобусов — 11430 и транспортных средств с особым назначением — 10288. К 2016 г. количество автотранспорта в городе увеличилось на 31 %. Вследствие чего на дорогах в настоящее время возникают большие пробки (Таб.3).

Таблица 3

Рост количество автотранспорта г. Улан-Батор [6]

Характеристики

Тип автомашины

2015

2016

%увеличения

2015/2016

Количество

Легковое

252582

262341

103.9

Грузовые

61783

61452

99.5

Другие

17199

15833

92.1

Всего

331564

339626

102.4

В самом населенном городе страны-Улан-Батор по данным 2016 года в 100км2 приходят 7226 авто машины, на 100 человека 23.9 авто машин (таб. 4).

Таблица 4

Рост количества автотранспорта г. Улан-Батор [6]

Характеристики

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Количество авто транспорта

на 100 человека

5.5

7.4

13.3

16.6

17.6

19.1

21.7

24.0

23.9

Количество авто транспорта

на 100 км2

904

1569

3462

4464

4871

549

6319

7055

7226

Методы иматериалы исследования

Для определения шумового загрязнения от автотранспорта на перекрестках проводились измерения с помощью Интегрированного шумомера ТЭС-1353Н, имеющии 2 типа частотной весовой сетьи в качестве технических характеристик, с диапазоном частот от 31,5 Гц до 8000 Гц и диапазоном измерений от 0–150 дБ. Все измерения были проведены на 1,5 м над уровнем земли, 7,5 м далеко от магистральной дороги и на частотной сети «А-нагрузок», на «быстром» диапазоне времени взвешивания. «А« взвешивание характеристика и «быстрый» диапазон моделируется как «уровнь прослушивания человеческого уха». Перед каждого измерения проводились калибровки прибора с помощью EXTECH 407722 и измерения направления и скорости ветра (рис.1.).

Рис. 1. Приборы для исследования

Нами были выбраны 2 найболее нагруженных перекрестков — “Дулгуун нуур” и “Восточный”. Один из них “Дулгуун нуур” выбран для определения интенсивности движения автотранпортов, выявления зависимости между уровня шума и количества автотранспортов и определения шумовой среды. Так как на этом перекрестке видеозапись камера наблюдения движения была найболее полной. Другой выбран для определения уровня шума вдоль главной магистрали города и его изменения в течения сутка и недели, так как Восточный перекресток является одным из двух главных перекрестов центра города (рис.2) [7].

C:\Users\user\Pictures\1-2.png

Рис. 2. Перекресток «Дулгуун нуур» и «Восточный перекресток»: + —исследуемые перекрестки.

Измерения на “Восточный перекрестке” проволись три раза по 2 часа в 7–9 часов утра, 12–14 часов дня, 18–20 часов вечера в нечетных днях недели в протяжении 2 месяца /с Марта по Апрель/. Выбранные часы, характеризуются как самые нагруженные движением автотранспортами.

В апреле 2018 г. проведены натурные наблюдения по изучению автотранспортных потоков (интенсивности движения) на перекрестке «Дулгуун Нуур» (центр города). Наблюдения проводились за автотранспортами 4 категорий: легковые, легковые с дизельными двигателями и грузовые (джипы), автобусы и мотоцикли. Подсчет проходящих по данному участку автодороги транспортных средств проводился в течение 2 часа в «час-пик»: 11:00–13:00.

Для расчета использовалась формула, определяющая эквтвалентную уровня шума.

Здесь:

ni Уровень шуму в данны момент

T — общее время проведения измерения

В качестве нормы допустимого уровня шума взят установленный в стандарте MNS:4585–2016 «Качество воздуха, основные требования» [4] эквивалентный уровень шума для территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке, равный 60 дБА. Данные нормы взяты для промежутка времени с 7.00 до 23.00 часов. В стандарте Монголии следует отметить, что шум нормируется для ночного и дневного времени, предельно допустимые значения эквивалентных уровней звука на территории жилой застройки составляют соответственно 45 и 60 дБА.

Результат исследования

Для исследования были выбраны транспортные перекрестки и дороги города. имеющие различные характеристики транспортного состава. пропускной способности и улично- дорожной территории. Подсчеты интенсивности движения проводились в течении недели в пиковой час загруженности транспортных магистралей. Под интенсивностью движения понимается количество транспортных единиц, проходящих через сечение дороги в обоих направлениях за единицу времени. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Количество автомобилей по данным наблюдений иуровент шума на перекрёстке Дулгуун нуур

Дни

Дата

Тип автотранспортных средств

Общее

кол-во

автомобилей

Легк-е

Автобусы

Грузовые

Транспрт

особ. назн

Мотоцикл

Рабочие

16.04

4345

111

161

11

8

4635

17.04

4276

113

172

8

8

4575

18.04

4618

105

176

15

7

4920

19.04

4318

115

193

10

7

4642

20.04

4381

111

186

13

6

4697

Выход.

21.04

4281

87

187

6

5

4565

22.04

4189

84

172

8

9

4461

Сред.

4344

103

178

10

7

4642

Из таблицы 5 видно, что интенсивность движения автотранпорта не имеет обосое изменение в зависимости от дня недели и составляет в среднем 4642.

Результаты расчетов шумого загрязнения автотранспортными средствами в районе регулируемого перекрёстка «Дулгуун нуур» (ул. Их Тойруу) выполнены с использованием формул и измеренных ежесекундных значений в ходе наблюдения /в ходе натурных наблюдений/ (таб. 6).

Таблица 6

Уровень шума автотранспортными средствами на перекрестке «Дулгуун нуур»

Дата

Уровень шума. дБА

Общеекол-воавтомобилей

L10

L90

L50

Leq

1

16.04

75

64.6

68.3

68.3

4635

2

17.04

75

64.6

68.3

65.3

4575

3

18.04

74.7

64.3

68.2

72.7

4920

4

19.04

73.7

63.9

67.5

71.3

4642

5

20.04

74.7

64.5

68.5

72.3

4697

6

21.04

72.5

63.8

67.3

71.4

4565

7

22.04

74.2

64.1

67.8

73

4461

Сред.

74.3

64.3

68.0

70.6

4642

L10 означает, что уровень шума. выше 10 % общего числа измерения. L90, L50 соответственно и Leq эквивалентный уровень шума. Для источника шума если Leq равняется к L50, это означает, что источник непрерывный т. е. поток движения. Но в данных на таблице 6 мы видим, что в большинстве случаи Leq равняется к L10. Это нам показывает, что кроме основного источника здесь появляются резкие шумы на высоких уровнях. В данном случае, здесь свое влияние оказывает большие пробки и громкие гудки от автотранспорта. Хотя в центре города запрещено использование сигнала без необходимости, водители часто сигналят без причин, что усугубляет ситуацию. Также уровень шума Leq колибается 68–73 дБа, составляет в среднем 70,6 дБа в данном перекрестке в течении недели.

Для перекрестка Восточный также были проведены данные расчеты. На таблице 7 показаны результаты измерения 10 дней.

Таблица 7

Уровень шума автотранспортными средствами на перекрестке «Восточный»

Дата

Утро

21.03

23.03

25.03

28.03

30.03

4.04

6.04

8.04

13.04

15.04

Сред.

L10

70.4

72.2

67.9

71

71.9

73

72.2

72

69.1

70.2

71

L90

60.9

63.3

61.7

62.1

63.4

63.4

60.8

61.8

60.4

63.4

62.1

L50

64.2

66.1

63.9

63.4

65.7

65.7

64.6

65.4

63.2

60.1

64.2

Leq

63.5

70.2

66.8

63.2

70.9

71.1

71

70.6

67.4

68.7

68.3

Дата

Полдень

21.03

23.03

25.03

28.03

30.03

4.04

6.04

8.04

13.04

15.04

Сред.

L10

72

71

-

71

72.3

70.5

71.7

69.3

69.9

69.3

70.8

L90

59.8

62.8

-

62.2

63.2

60.3

61.5

61.6

63.2

64

62.1

L50

63.2

65.2

-

64.8

65.8

63.5

65

61.8

59.9

61.6

64.8

Leq

72.1

69.9

-

68.9

70.6

70.1

69.8

68.6

68.2

71.6

70.7

Дата

Вечер

21.03

23.03

25.03

28.03

30.03

4.04

6.04

8.04

13.04

15.04

Сред.

L10

71.3

72.7

71.1

70.5

70.7

70.6

73.5

69.6

70.5

74.2

71.5

L90

63.6

62.7

63.6

62.3

62.8

59.6

63

60.2

64.1

67.4

62.9

L50

65.8

65.7

66

64.5

65

66.2

66.4

63.3

60.7

64.1

64.8

Leq

70.7

66.4

69.9

64.3

70.4

68.8

71.2

71.3

68.5

73

69.5

Также проводилось 24 часовое ежесекундное измерение, в ходе которого собирались 86400 дата в 11 апреля. Для сравнения с измеренными данными также определения суточного хода уровня шума мы построили графику с помощью програмного обоспечения OriginPro 2016 (рис. 3).

Рис. 3. Суточный ход уровня шума и средные значения измеренных дат за 10 дней

Из рисунка 3 и таблицы 6 мы можем смотреть, что уровень шума по близисти перекрестка «Восточный» превышает национального стандарт MNS4585:2016 не зависимо от время сутка и дня недели. Полученные результаты расчетов использованы в качестве входной информации в графический модель soundPlan 4.1 для оценки распространения шума от передвижных источников.

C:\Users\user\Pictures\1-4.jpg

Рис. 4. Распространение шума от перекрестка «Восточный»

Для моделирования изначальную значения дали 69–70 дБа, что равны к средному значению Leq всех измерения т. е. уровень шума превышает стандарта до оранжавой линии (-16–12). Рисунок 4 хорошо показывает, что вся улица находится под сильным влиянием шума транспортными средствами в течение суток.

Вывод. Для города Улан-Батор основным источником шумого загрязнения являются автотранспортные средства. С каждым годом увеличивается количества автомашин, что создает условие замедления и пробки движения тем самым ухудшяет состояние шумовой среды города. В центральных районах эквивалентный уровень шума постоянно перевишает ПДУ национального стандарта на 10 дБа и выше.

Литература:

1. Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. 176 с

2. Аргучинцев В. К. Оценка загрязнения воздушной среды г. Улан-Батора автотранспортом /В. К. Аргучинцев, А. В. Аргучинцева, Бат-Эрдэнэ Ариунсанаа — Иркутск. Изд-во: ИГУ Серия «Науки о Земле» 2014. Т. 8. с. 15–24

3. Васильев А. В., Шумовая безопасность урбанизированных территории / А. В. Васильев — г. Тольятти. Изд-во — Тольятинский государственный университет, 2014

4. “Агаарын чанар. техникийн ерөнхий шаардлага” MNS:4585–2016 /национальный стандарт. на монг.языке/

5. Автотээврийн хэрэгслээс уудэлтэй Улаанбаатар хотын тувийн агаарын бохирдол, суруг нулууллийг бууруулах асуудал (проблемы загрязнения атмосферного воздуха автотранспортами в центре города Улан-Батор и уменьшения их вредных воздействий) / Р. Мижиддорж, Ш. Баясгалан и др. — Улаанбаатар, 2008. — 102 с. (на монг. яз).

6. Монгол улсын тээврийн салбарын танилцуулга-2016 (Введение в транспортной отрасли Монголии за 2016 год) /на монг.языке/ Национальная служба статистики. http://www.1212.mn/BookLibraryDownload.ashx?url=Transport %20for %20report_2016.pdf&ln=Mn

7. Google-EarthPro

Основные термины (генерируются автоматически): уровень шума, перекресток, Улан-Батор, интенсивность движения, таблица, час, автотранспорт, город, средство, эквивалентный уровень шума.


Ключевые слова

автотранспорт, шумовое загрязнение, распространение шума

Похожие статьи

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батор от транспортных средсв. Проведен анализ измерения шума от автотранспортов и поездов. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как...

Автоматические шумомеры как эффективный способ борьбы с акустическим загрязнением в крупных городах (на примере проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Московской городской Думой)

Статья посвящена проблеме акустического загрязнения в крупных городах и анализу эффективности использования автоматических шумомеров как инструмента борьбы с этим явлением. На примере законодательной инициативы Московской городской Думы рассматривают...

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха на магистралях

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по магистрали «М-10». Выполнено сравнение результатов измерений с расчетными величинами базовых уровней шума и показаны сп...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Концепция преобразования прибрежной части р.Волги в г.о. Самара

В данной статье рассматривается вопрос о проблемах и методах решения создания экологического каркаса на протяжении всей прибрежной части в условиях городской среды города Самара. А также рассматривается проблема функциональной организации на прибрежн...

Оценка антропогенной нагрузки Москвы на гидросферу

В статье рассматривается антропогенное воздействие на гидросферу Москвы, в частности влияние на подземные воды и водоемы. Проанализированы изменения уровня, температуры и химического состава грунтовых вод. Рассмотрены основные факторы загрязнения вод...

Применение фитоиндикации в оценке загрязнения окружающей среды Верхнеуральского муниципального района Челябинской области

Антропогенное давление на окружающую среду возрастает с каждым годом. Охрана окружающей среды и контроль над уровнем ее загрязнения требует привлечения эффективных и недорогостоящих методов изучения природных комплексов. Одним из таких перспективных ...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

В статье рассмотрено воздействие морской нефте- и газодобычи на экосистему Каспийского моря, описано поведение нефти в морской воде, характер влияния нефтяного загрязнения на гидробионтов Каспийского региона, морских птиц, фито- и зоопланктон. В рабо...

Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона

Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса в...

Экологический след молодёжи: исследование и оценка антропогенной нагрузки в Москве и Московской области

В данной статье проводится детальное исследование и оценка экологического следа молодёжи в Москве и Московской области. Экологический след — это мера воздействия человека на окружающую среду, выраженная в виде площади биологически продуктивной террит...

Похожие статьи

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батор от транспортных средсв. Проведен анализ измерения шума от автотранспортов и поездов. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как...

Автоматические шумомеры как эффективный способ борьбы с акустическим загрязнением в крупных городах (на примере проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Московской городской Думой)

Статья посвящена проблеме акустического загрязнения в крупных городах и анализу эффективности использования автоматических шумомеров как инструмента борьбы с этим явлением. На примере законодательной инициативы Московской городской Думы рассматривают...

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха на магистралях

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по магистрали «М-10». Выполнено сравнение результатов измерений с расчетными величинами базовых уровней шума и показаны сп...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Концепция преобразования прибрежной части р.Волги в г.о. Самара

В данной статье рассматривается вопрос о проблемах и методах решения создания экологического каркаса на протяжении всей прибрежной части в условиях городской среды города Самара. А также рассматривается проблема функциональной организации на прибрежн...

Оценка антропогенной нагрузки Москвы на гидросферу

В статье рассматривается антропогенное воздействие на гидросферу Москвы, в частности влияние на подземные воды и водоемы. Проанализированы изменения уровня, температуры и химического состава грунтовых вод. Рассмотрены основные факторы загрязнения вод...

Применение фитоиндикации в оценке загрязнения окружающей среды Верхнеуральского муниципального района Челябинской области

Антропогенное давление на окружающую среду возрастает с каждым годом. Охрана окружающей среды и контроль над уровнем ее загрязнения требует привлечения эффективных и недорогостоящих методов изучения природных комплексов. Одним из таких перспективных ...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

В статье рассмотрено воздействие морской нефте- и газодобычи на экосистему Каспийского моря, описано поведение нефти в морской воде, характер влияния нефтяного загрязнения на гидробионтов Каспийского региона, морских птиц, фито- и зоопланктон. В рабо...

Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона

Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса в...

Экологический след молодёжи: исследование и оценка антропогенной нагрузки в Москве и Московской области

В данной статье проводится детальное исследование и оценка экологического следа молодёжи в Москве и Московской области. Экологический след — это мера воздействия человека на окружающую среду, выраженная в виде площади биологически продуктивной террит...

Задать вопрос