Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 1175 раз

Библиографическое описание:

Поваляева, Г. А. Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Г. А. Поваляева, Е. С. Хуторева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 409-410. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50353/ (дата обращения: 15.11.2024).



Речь как средство общения возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности, оказывая на психическое развитие, формирование всех структур самосознания личности (А. В. Запорожец, М,И. Лисина, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.). Она непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребёнка в этот период осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослыми и сверстниками [1].

Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играет при этом и «техника общения» — приёмы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог. Для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми нужна развитая диалогическая речь. Если ребёнок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то не будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Ознакомление детей с общим недоразвитием речи с художественной литературой, позволяет не только сформировать представления о правильной связной речи, но и развить у них следующие речевые умения, обеспечивающие успешное общение со сверстниками на уровне диалогической речи: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение и правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи, вносить соответствующие изменения в ходе общения.

У детей с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности редко. Предпочтительным видом коммуникации является совместное чтение и обсуждение книг. Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей с общим недоразвитием речи обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. [2]

Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Нами было проведено исследование, направленное на оценку эффективности использования художественной литературы как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.

Для изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы использовали комплекс диагностических заданий, разработанных В. И. Логиновой, О. Н. Сомковой, организация которых предполагает беседу между взрослым двумя детьми [3].

Анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня охотно вступают в контакт со взрослым используя речевые обороты, отвечая на вопросы. Однако они испытывали затруднения при речевом взаимодействии со сверстником: часто перебивали, не дослушивали вопрос или высказывание до конца.

Высокого уровня развития диалогической речи мы не выявили, показатели среднего уровня составили 40 % (6 детей), низкого — 60 % (9 детей).

Качественный анализ результатов показал, что дети со средним уровнем развития диалогической речи использовали речевые обороты для установления контакта со взрослым; легко контактируют со сверстниками и взрослыми; не испытывают затруднений будучи респондентом, но им достаточно сложно было быть инициатором диалога; не всегда могли выслушать собеседника-сверстника до конца — стремились высказать свою информацию, несвоевременно вступали в разговор; тон общения был доброжелательный, спокойный.

Сопоставление полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы данных показало, что в обследуемой группе детей преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Наглядно средние показатели уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представлены на

В целом, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Мы выявили, что в ходе диалогической речи устанавливая контакт, они часто используют реплики-сообщения, вопросы, реже — побуждения к действию, обоснования; при этом реплики-реакции детей представляли собой краткие, однословные предложения; отмечалось ограниченное количество вопросов, причем они были однообразны; часто вопросы сверстника оставались без внимания.

Литература:

  1. Мастюкова, Е.М., Филичева, Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Идеи теории и методики развития речи дошкольников в педагогическом наследии В. И. Логиновой О. Н. Сомкова / «В. И. Логинова. Наследие педагога и ученого». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): III, диалогическая речь, старший дошкольный возраст, ребенок, художественная литература, взрослый, общее недоразвитие речи, сверстник, уровень развития, эмоциональное общение.


Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос