Речь как средство общения возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности, оказывая на психическое развитие, формирование всех структур самосознания личности (А. В. Запорожец, М,И. Лисина, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.). Она непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребёнка в этот период осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослыми и сверстниками [1].
Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играет при этом и «техника общения» — приёмы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог. Для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми нужна развитая диалогическая речь. Если ребёнок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то не будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Ознакомление детей с общим недоразвитием речи с художественной литературой, позволяет не только сформировать представления о правильной связной речи, но и развить у них следующие речевые умения, обеспечивающие успешное общение со сверстниками на уровне диалогической речи: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение и правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи, вносить соответствующие изменения в ходе общения.
У детей с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности редко. Предпочтительным видом коммуникации является совместное чтение и обсуждение книг. Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей с общим недоразвитием речи обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. [2]
Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.
Нами было проведено исследование, направленное на оценку эффективности использования художественной литературы как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Для изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы использовали комплекс диагностических заданий, разработанных В. И. Логиновой, О. Н. Сомковой, организация которых предполагает беседу между взрослым двумя детьми [3].
Анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня охотно вступают в контакт со взрослым используя речевые обороты, отвечая на вопросы. Однако они испытывали затруднения при речевом взаимодействии со сверстником: часто перебивали, не дослушивали вопрос или высказывание до конца.
Высокого уровня развития диалогической речи мы не выявили, показатели среднего уровня составили 40 % (6 детей), низкого — 60 % (9 детей).
Качественный анализ результатов показал, что дети со средним уровнем развития диалогической речи использовали речевые обороты для установления контакта со взрослым; легко контактируют со сверстниками и взрослыми; не испытывают затруднений будучи респондентом, но им достаточно сложно было быть инициатором диалога; не всегда могли выслушать собеседника-сверстника до конца — стремились высказать свою информацию, несвоевременно вступали в разговор; тон общения был доброжелательный, спокойный.
Сопоставление полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы данных показало, что в обследуемой группе детей преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Наглядно средние показатели уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представлены на
В целом, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Мы выявили, что в ходе диалогической речи устанавливая контакт, они часто используют реплики-сообщения, вопросы, реже — побуждения к действию, обоснования; при этом реплики-реакции детей представляли собой краткие, однословные предложения; отмечалось ограниченное количество вопросов, причем они были однообразны; часто вопросы сверстника оставались без внимания.
Литература:
- Мастюкова, Е.М., Филичева, Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева. — М.: Просвещение, 1991.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001.
- Идеи теории и методики развития речи дошкольников в педагогическом наследии В. И. Логиновой О. Н. Сомкова / «В. И. Логинова. Наследие педагога и ученого». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.