В статье рассмотрена проблема взаимодействия системы краудфандинга при реализации проектной деятельности. Проанализированы различные краудфандинг-платформы и статистические данные. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования системы краудфандинга и системы реализации проектной деятельности в московском политехе. Главное достоинство взаимодействия — быстрая реализация социально-коммерческих проектом, требующих денежного вложения.
Ключевые слова: краудфандинг, проектная деятельность, социальный проект, социально-коммерческий проект, финансирование.
The article discusses the problem of the interaction of the crowdfunding system during the implementation of the project activity. Various crowdfunding platforms and statistical data are analyzed. The necessity of joint use of the system of crowd funding system and the implementation of project activities at the Moscow Polytechnic Institute has been revealed and substantiated. The main advantage of the interaction is the quick implementation of social and commercial projects that requires a cash investment.
Keywords: crowdfunding, project activity, social project, social and commercial project, financing.
В настоящее время множество проектов, касающихся различных сфер деятельности, прекращают свое существование еще на стадии планирования. Причина заключается в том, что у многих проектов отсутствует поддержка со стороны государства. Выходом из данной ситуации могут послужить сайты по финансированию — краудфандингу.
Краудфандинг — это народное финансирование. Смысл которого заключается в привлечении финансовых средств от большого количества человек. Люди жертвуют свои денежные средства для того, чтобы принять участие в реализации проекта.
Говоря о реализации проекта нельзя не затронуть такое понятие как проектная деятельность. Проектная деятельность — это непосредственно сам процесс реализации проекта от начала его планирования до получения конечного результата.
Проектная деятельность — это один из методов обучения, направленного на развитие самостоятельных исследовательских навыков у студентов. Такой метод обучения способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Проектная деятельность способствует соединению знаний, полученных в процессе обучения, и приближает к конкретным проблемам.
Проектная деятельность включает в себя следующие принципы:
‒ Проект должен быть реальным, посильным для выполнения;
‒ Условия необходимые для успешной реализации проекта (библиотека, интернет-ресурсы и т. д.);
‒ Прохождение инструктажа студентами перед началом реализации проекта;
‒ Обеспечение руководства над проектом со стороны преподавателей (обсуждение темы, плана работы, время исполнения);
‒ Индивидуальная оценка каждого участника, в случае если проект групповой;
‒ Презентация результатов работы по проекту в конце каждого семестра, независимо от сроков выполнения проекта.
Важные факторы проектной деятельности:
‒ Развитие творческого мышления, способностей;
‒ Повышение мотивации студентов при выполнении заданий;
‒ Формирование у студентов чувства ответственности за общий результат;
‒ Благоприятные условия для сотрудничества между преподавателем и студентом;
‒ Технологический подход к решению задач.
Говоря о проектной деятельности как о процессе реализации проекта, нельзя не затронуть термин стартап.
Стартап с английского языка переводится как «начало процесса». Стартап — проект, особенностью которого является оригинальность и эксклюзивность идеи. В настоящее время данный термин чаще применяют к интернет-проектам, так как именно всемирная сеть — наиболее перспективное коммерческое современное направление. Если студент хочет создать свой стартап, но у него отсутствуют собственные накопления или нет инвесторов, то он может обратить внимание на такую платформу как краудфандинг. Краудфандинг — это новое быстроразвивающееся направление на просторе Интернета. Краудфандинг площадки — это платформа на которой возникает связь между посредниками (стартапером и человеком, который готов пожертвовать определенную часть своих денежных средств).
Данное направление развивается по всему миру со стремительной скоростью. Если еще вчера студенты забрасывали свои гениальные идеи, то на сегодняшний день у каждого появился шанс реализовать свой проект. Для этого необходимо зарегистрироваться на краудфандинг платформе и рассказать пользователям о своем проекте, его уникальности и полезности. Кроме того, данная площадка является неким фильтром. Если проект студента не интересен посредникам, то собрать необходимое количество денежных средств не получится. В результате, чтобы не потратить силы и время впустую, нужно создавать проект актуальный и интересный на данный момент времени.
Рис. 1. Категории, собравшие на Kickstarter больше всего средств
Рынок краудфандинга — народного сбора денег — растет ежегодно в два раза. Это мы можем увидеть из отчета Crowdfunding Industry Report. По итогам 2015 года объёмы привлеченных средств на проект в рамках благотворительности или в целях получения прибыли составили $34,4 млрд. В рамках краудлендинга (микрокредитование проекта) собрано $25,1 млрд.3 % от всего рынка — краудвестинг с вариантом приобретения доли кампании или доли от её прибыли, что составляет $1 млрд. На благотворительный краудфандинг остается 23 % рынка, что составляет $7,9 млрд.
Говоря о продукции, то самой популярной категорией относительно количества проектов являются фильмы и видео, музыка, печатные издания и игры. Все эти категории очень востребованы, потому что данные увлечения не требуют очень больших вложений и люди, в большом количестве, жертвуют на них свои денежные ресурсы (рис. 1).
Рис. 2. 10 наиболее часто вкладываемых в проекты сумм
Список проектов, собравших самые крупные суммы на Kickstarter (автор скрипта и таблицы Бенджамин Джексон (Benjamin Jackson))
Самый распространённый размер вложения — $25, чуть реже $50 (рис. 2). Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что участники краудфандинговой площадки готовы вложить немалую сумму денежных средств, если проект их заинтересовал и показался перспективным.
Рис. 3.Список проектов, собравших самые крупные суммы на Kickstarter:
- Квест Double Fine Adventure
- Постапокалиптическая RPG Wasteland 2
- Подставка под iPhone The Elevation Dock
- Наклейки с комиксами The Order of the Stick Reprint Drive
- Колонки оригинального дизайна Hidden Radio & BlueTooth Speaker
- 3D-принтер Printrbot
- Анимированный квест с пошаговой стретегией в постапокалиптическом мире викингов The Banner Saga
- Подвижная программируемая платформа для iPhone Galileo. Your iOS in Motion
- Система сенсоров для «умного дома» Twine
- Штатив на колёсиках для фото- и видеокамеры CineSkates Camera Sliders
- Дешёвая программируемая кофе-машина PID-Controlled Espresso Machine (Глеб Поляков и Игорь Заминский)
Таблица 1
Десять крупнейших завершенных проектов Kickstarter по количеству привлеченных средств (на 2017 год)
Место |
Собранная сумма |
Название проекта |
Разработчик |
% от изначально запрошенной суммы |
Участников |
Дата закрытия |
Комментарии |
1 |
20 338 986 |
Pebble Time |
Pebble Technology |
4 067 |
78 471 |
2015–03–27 |
Умные часы с цветным экраном E-Paper; обновленная версия часов Pebble |
2 |
13 285 226 |
Coolest Cooler |
Ryan Grepper |
26 570 |
62 642 |
2014–08–30 |
Многофункциональный походный холодильник |
3 |
12 779 843 |
Pebble 2 |
Pebble Technology |
1 277 |
66,673 |
2016–06–30 |
Умные часы, обновленная версия часов Pebble |
4 |
12 393 139 |
Kingdom Death: Monster 1.5 |
Kingdom Death, дизайнер Адам Путц |
12 393 |
19 264 |
2017–01–07 |
Настольная игра, усовершенствованная версия более раннего проекта Kingdom Death: Monster |
5 |
10 266 845 |
Pebble: E-Paper Watch |
Pebble Technology |
10 266 |
68 929 |
2012–05–18 |
Умные часы с черно-белым экраном на основе электронной бумаги |
6 |
9 192 055 |
The World's Best Travel Jacket with 15 Features || BAUBAX |
BAUBAX LLC |
45 960 |
44 949 |
2015–09–03 |
Куртка для путешественников с капюшоном и множеством карманов |
7 |
8 782 571 |
Exploding Kittens |
Илан Ли |
87 825 |
219 382 |
2015–02–20 |
Настольная карточная игра |
8 |
8 596 474 |
OUYA |
Ouya Inc. |
904 |
63 416 |
2012–08–09 |
Игровая приставка на основе Android |
9 |
7 072 757 |
THE 7th CONTINENT — What Goes Up, Must Come Down |
Serious Poulp |
17 681 |
43 733 |
2017–10–19 |
Настольная игра |
10 |
6 565 782 |
The Everyday Backpack, Tote, and Sling |
Peak Design |
1 313 |
26 359 |
2016–09–10 |
Серия рюкзаков и сумок для повседневного ношения |
Далеко не каждый проект становится успешным. Исследовательское агентство CB Insight предположило двадцать основных причин провала стартапа на краудфайндинговой платформе:
1. Не нужны рынку (42 %)
Начинающие стартаперы, зачастую, плохо исследуют рыночный спрос. При запуске нового продукта или услуги оказывается, что это не востребовано для потребителя.
2. Остались без денег (29 %)
Для реализации новых проектов, командам не хватает денег. Стартаперам сложно найти инвесторов.
3. Плохая команда (23 %)
У основателей стартапа возникают проблемы с подбором коллектива, начав запуск бизнеса, основатели стартапа часто сталкиваются с нехваткой опыта.
4. Были вытеснены с рынка (19 %)
Во многом судьба проекта зависит от конкуренции на рынке. Чем выше конкуренция, тем меньше шансов остаться и развиваться на рынке.
5. Ценовые проблемы (18 %)
Плохо проведенная финансовая экспертиза. Возникают проблемы с окупаемостью проекта.
6. Плохой продукт (17 %)
Качество продуктов не удовлетворяет потребителей. При производстве не учитываются желания потребителей.
7. Плохая бизнес-модель (17 %)
Организаторы стартапа неправильно планируют бизнес-процессы.
8. Плохой маркетинг (14 %)
Умение привлечь внимание целевой аудитории и преобразование его в потенциальных и, в конечном итоге, реальных клиентов — один из важнейших навыков успешного бизнеса. Неумение этого делать приведет к провалу стартапа.
9. Не изучили клиента (14 %)
Игнорирование отзывов потребителей о продукции является большой ошибкой для большинства стартапов.
10. Несвоевременный продукт (13 %)
Если вы выпускаете свой продукт слишком рано, не доделав даже самые мелкие детали, потребители могут не воспринять его и дать ему плохую оценку. Вернуть доработанный продукт на рынок будет сложно, так как первое мнение о нем будет негативным. Если же вы выпускаете свой продукт слишком поздно, вы можете упустить момент.
11. Потеряли фокус (13 %)
Отвлечение организаторов на дела, не касающиеся данного проекта.
12. Плохие отношения в команде с инвесторами (13 %)
Разногласия с инвесторами могут привести к большим проблемам, особенно финансовым.
13. Неудачный пивот (10 %)
Если стартап удачно развивается, то изменение его направленности, для того чтобы протестировать какое-то новое направление развития, будет большой ошибкой.
14. Недостаток энтузиазма (9 %)
Идея стартапа может быть хорошей, но если организатор недостаточно заинтересован в данной области или владеет малым количеством информации, то это может привести к провалу.
15. Плохое расположение (9 %)
16. Не интересны инвесторам (8 %)
Проект не смог заинтересовать инвесторов, они не уверены в его успешной реализации, возникают проблемы с его финансированием.
17. Юридические проблемы (8 %)
18. Не использовали соц.сети (8 %)
Одна из причин провала проекта — неумение полностью использовать свои возможности в интернете.
19. Перегорели (8 %)
Основатель стартапа зачастую, усердно занимаясь проектом, забывает о личной жизни и т. д. Это может привести к тому, что этот человек «перегорит» к своей работе. Поэтому нужно иметь команду, чтобы можно было делегировать свои полномочия, когда вы понимаете, что не справляетесь.
20. Не сделали пивот (7 %)
Отказ от пивота или медленный уход от плохого продукта приводит к провалу.
Проанализировав, самые частые причины провала проекта можно сделать вывод, что каждому стартаперу до начала реализации его проекта необходимо оценить свои силы. Разработать базу, необходимую для воплощения проекта в жизнь, а также ценить возможные риски и ресурсы, которые могут возникнуть при работе.
Проектная деятельность, реализуемая в рамках учебного процесса в Московском Политехе, в основном направлена на социальные и социально-коммерческие проекты. Социальные проекты — это программа действий, направленная на решение актуальной проблемы. Реализация данной программы способствует улучшению социальной ситуации в обществе. Данные проекты направлены на достижение полезного результата, но не требуют денежных затрат. Социально-коммерческие проекты — это действия, направленные на улучшение ситуации в обществе, но требующие финансовых вложений. При реализации социально-коммерческого проекта студенту необходимо найти такой ресурс, с помощью которого он сможет начать реализовывать свой проект. Таким ресурсом может стать краудфандинг площадка, созданная для студентов Московского Политеха. Каждый студент университета заинтересован в реализации не только своего проекта, но и проектов других студентов. Таким образом, видя, все проекты, студент может выбрать понравившиеся ему и помочь в достижении финального результата, оказав финансовую поддержку. Таким образом проекты, которые вызвали интерес у других учащихся Московского Политеха, но требующие больших денежных вложений, не останутся лежать в долгом ящике.
Вывод.
При рассмотрении всех аспектов и нюансов системы краудфандинга можно сделать вывод, что применить систему краудфандинга при реализации проектной деятельности в Московском Политехе возможно. Важно помнить, что при создании идеи проекта нужно учитывать актуальность и реальность своего проекта, так как не каждый проект получает положительную оценку и денежные средства на это реализацию.
Литература:
- The Croudfunding Industry report — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://www.crowdsourcing.org (дата обращения: 07.04.2018)
- Geektimes- [Электронный ресурс]-Режим доступа: URL https://geektimes.ru/post/142650/ (дата обрашения:07.04.2018)
- Kickstarter- [Электронный ресурс].-Режим доступа:URL https://www.kickstarter.com/discover/advanced?sort=most_funded (дата обращения 07.04.2018)