Решение проблемы здоровья подрастающего поколения существенно повлияет на построение демократического, экономически независимого, благополучного государства. Здоровье человека напрямую связано с физической и интеллектуальной работоспособностью, возможностью представлять пользу в различных областях построения развитого общества. Но неизбежность взаимодействия с окружающей средой порой может привести к развитию и преобразованию негативных последствий. В связи с этим формирование здорового образа жизни и эколого-валеологической культуры человека в воспитательно-образовательном процессе выступает на передний план.
Становление валеологии как науки происходит из глубины античных миров. Во всех религиозных учениях, морально-нравственных концепциях, в трудах выдающихся исследователей так или иначе затронуты идеи культуры здоровья.
Для того, чтобы дать определение терминам «валеология» и «эколого-валеологическое образование», необходимо рассмотреть понятие «здоровье». В разных источниках толкование этого понятия имеет некоторые различия:
Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист).
Основоположник валеологии И. И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По мнению А. Г. Щедрина: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».
Учитывая биосоциальную сущность человека, Ю. П. Лисицын рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.
В. П. Казначеев определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.
Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р. И. Айзманом: «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам» [11].
Термин «валеология» рассматривает целостное здоровье человека, способы и механизмы его формирования, а также психическое и физическое саморазвитие через понимание сущности здоровья и самопонимание.
По мнению Т. Ф. Ореховой целью эколого-валеологического образования является формирование у участников учебно-воспитательного процесса готовности к творению своего здоровья, проявляющаяся в потребности, способности и решимости человека стать и быть здоровым.
Таким образом, под эколого-валеологическим воспитанием дошкольников следует понимать процесс, направленный на формирование эколого-валеологической культуры, ориентированной на гармоничное отношение ребенка с окружающей средой, соблюдение определенных моральных норм, а также ответственное отношение к своему здоровью.
Ребенку дошкольного возраста свойственно творческое воображение, являющееся основой умственной и нравственной сторон жизни ребенка, именно оно позволяет ребенку-дошкольнику воспринимать природу как нечто одушевленное, а также освоить в форме образов универсальные принципы устройства и функционирования мира. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий его мир непосредственно взаимодействуя с ним. Именно в предметной деятельности ребенок приобретает осторожность в обращении с миром. Поэтому ему вполне доступны восстановление и созидание, потребность оказать помощь. В связи с этим возникает необходимость в разработке технологии обучения детей здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих генетически детерминированные возможности организма.
Подходя к вопросам эколого-валеологического воспитания дошкольников необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– сформировать комплекс элементарных научных эколого-валеологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, осознанно-правильного отношения к природе);
– развивать познавательного интереса к окружающему миру;
– сформировать навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;
– сформировать первоначальные элементарные умения и навыки экологически грамотных норм поведения по отношению к природе, навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
– воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом, а также первоначальную систему ценностных ориентаций;
– воспитывать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [9].
В содержание эколого-валеологического воспитания входят: изучение особенностей эколого-валеологического образования дошкольников; создание сдоровьесберегающей культуротворческой образовательной среды; развитие познавательного интереса детей к миру природы; развитие активной деятельности дошкольников по осознанному сохранению природы; воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру; работа с родителями; работа по преемственности ДОУ и школы и т. д.
В рамках общего эколого-валеологического образования дошкольников следует выделить две группы принципов: общепедагогических и специфических. К общепедагогическим относятся:
– научность — элементарные экологические, биологические, географические понятия, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности;
– доступность — содержание понятий может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы и т. д.;
– гуманистичность — формирование у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете, благоговения перед всеми ее проявлениями;
– системность — каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения;
– преемственность — предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.
Специфические принципы обучения:
– прогностичность — умение оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе;
– деятельностность — участие детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы и т. д.;
– интеграция — проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка;
– целостность — отражает целостное восприятие ребенком всего мира и его единство с природой;
– конструктивизм — приводя отрицательные факты влияния человека на природу, взрослый обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации;
– регионализм — проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей [9];
Таким образом, рассматривая эколого-валеологическое образование дошкольников можно утверждать: для формирования эколого-валеологических представлений дошкольников необходимо, чтоб учебно-воспитательный процесс гармонично затрагивал все сферы личности ребенка; эколого-валеологическое образование должно опираться на общедидактические и специфические для данной сферы принципы.
Литература:
- Жданова Ю. В. Эколого-валеологическое образование учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» курса биологии: Дис.... канд. пед. наук. М., 2001.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб., 1998.
- Зверев И. Д. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М., 1983.
- Лазарева О. Н., Моисеева Л. В. Проблема преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников // Вестн. Ин-та развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы образования. 2004. № 22.
- Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования. Магнитогорск, 2004.
- Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997.
- Тюмасева З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск, 2003.
- https://superinf.ru/view_article.php?id=385
- http://ladushki.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/metodicheskie_razrabotki/ehkologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov/3–1-0–6
- http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a349.php
- http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html