В статье представлены особенности финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Рассмотрена взаимосвязь между величиной расходов субъектов Сибирского федерального округа РФ на здравоохранение и показателями эффективности здравоохранения: смертность населения в трудоспособном возрасте, заболеваемость и средняя продолжительность 1 случая временной нетрудоспособности.
Ключевые слова: региональный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования, эффективность, финансовые потоки.
Здоровье населения является основным элементом социального, культурного и экономического развития государства. Развитие системы здравоохранения России зависит от множества факторов, таких как политика государства, состояние материально-технической базы медицинских учреждений, квалификация медицинских работников, однако наиболее существенным из них является уровень финансового обеспечения отрасли.
В настоящее время приоритетную роль в сфере здравоохранения играет уровень экономического развития субъектов Российской Федерации и рациональность распределения их финансовых потоков. Если на федеральном уровне политика в области здравоохранения носит общий характер, то региональный уровень дает возможность более детально учитывать потребности населения отдельно взятой территории, особенности демографического состояния, а также распределение финансовых потоков с учетом специфики конкретного региона.
Финансированием здравоохранения на региональном уровне занимаются региональные министерства финансов, которые управляют денежными потоками через органы Федерального казначейства РФ согласно принятому бюджету.
Одним из ключевых источников финансирования здравоохранения являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). С 2013 года в связи с переходом на одноканальную систему финансирования здравоохранения, изменилась система распределения средств ОМС. В настоящее время ФФОМС аккумулирует все страховые взносы, поступающие на ОМС, затем они перераспределяются в бюджеты ТФОМС, из которых через страховые медицинские организации средства перечисляются учреждениям здравоохранения, работающим в системе ОМС. Основными источниками доходов ФФОМС и ТФОМС являются страховые взносы на неработающее население, которые поступают из бюджетов субъектов РФ, и страховые взносы на работающее население, которые составляют 5,1 % от фонда оплаты труда [1, с. 81].
Финансирование в каждом субъекте РФ является специфическим, так как каждый регион имеет свои особенности: площадь территории, численность населения, уровень социального и экономического развития региона и т. д.
Процедуры формирования и исполнения бюджета должны отвечать ряду требований: целеполагания, соответствующего приоритетам финансовой политики; наличия количественной оценки ожидаемых результатов; наличия системы показателей для измерения результатов исполнения бюджета (индикаторов экономической и социальной эффективности); обоснования потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов исполнения бюджета; оценки внешних условий и др. [2, с.50].
При рассмотрении финансирования каждого отдельно взятого региона, невозможно определить общую тенденцию эффективности использования поступивших средств. В связи с этим актуальным становится выявление связи между ключевыми показателями эффективности здравоохранения и величиной их финансирования. На рисунке 1 представлена динамика расходов субъектов Сибирского федерального округа (СФО) на здравоохранение в расчете на душу населения [3].
Рис. 1. Расходы субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения в 2015–2016 гг.
Данные рисунка 1 демонстрируют, что общую тенденцию уровня финансирования субъектов СФО на здравоохранение проследить невозможно. Каждый регион находится на своем уровне финансирования здравоохранения, однако следует выяснить, какие факторы влияют на изменение финансирования, какова связь между величиной финансирования и показателями развития системы здравоохранения (уровень смертности и заболеваемости, средняя продолжительность жизни, количество медицинских учреждений и т. д.).
Одним из ключевых показателей эффективности финансирования здравоохранения является показатель смертности населения [4, с. 63]. Рассмотрим влияние смертности населения в трудовом возрасте, так как именно она является наиболее важной для экономики региона (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек в 2016 г.
Из рисунка 2, видно, что основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 10 500 р./чел., по смертности населения трудоспособного возраста — 500–720 чел. на 100 тыс. человек населения. Также в данной взаимосвязи прослеживается восходящий тренд, т. е. чем выше уровень смертности населения, тем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение. Следовательно, уровень смертности населения в СФО является не показателем эффективности финансирования здравоохранения, а фактором его удорожания.
Следующим значимым показателем эффективности финансирования здравоохранения является уровень заболеваемости населения [4, с. 457]. На рисунке 3 показана взаимосвязь уровня заболеваемости и величины финансирования в субъектах СФО. Как показано на графике, основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 11 000 р./чел., по заболеваемости населения 650–900 чел. на 1000 человек. В данной взаимосвязи прослеживается нисходящий тренд, т. е. чем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение, тем ниже уровень заболеваемости населения. Однако существуют регионы, в которых при высоком объеме расходов наблюдается высокий уровень заболеваемости (республика Хакасия, Иркутская область), что свидетельствует либо о неэффективности деятельности медицинских учреждений, либо о наличии специфических особенностей субъектов.
Рис. 3. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и заболеваемости на 1000 человек в 2016 г.
Далее целесообразно проанализировать влияние величины финансирования здравоохранения на среднюю продолжительность 1 случая временной нетрудоспособности населения в связи с заболеванием (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности в 2016 г.
Как видно из рис. 4, основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 11 000 р./чел., по средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности субъекта — 5–7дней. В данной взаимосвязи так же, как и в предыдущем случае прослеживается нисходящий тренд, т. е. чем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение, тем меньше времени работники проводят «на больничном».
Для понимания того, почему тот или иной регион находится на данном уровне финансирования, необходимо оценивать изменения в финансировании здравоохранения не только с точки зрения уменьшения или увеличения расходования денежных средств, но и с точки зрения их влияния на показатели эффективности здравоохранения.
Модернизация управления государственными и муниципальными финансами и формирование системы финансового менеджмента в государственном секторе экономики подразумевают, применение новых правил, процессов и процедур исполнения бюджета, отчетности, подотчетности, мониторинга, оценки и аудита [5, с.60].
Государственная финансовая политика не только определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании и распределении бюджетов, но и является одним из основных рычагов государственного воздействия на экономику и социальную сферу. Основные задачи сферы публичного управления — организация комплексного социально-экономического развития административно-территориальных образований и повышение уровня жизни населения. [6, с.9].
Таким образом, здравоохранение является приоритетным направлением социально-экономического развития РФ. Важнейшими задачами государства в сфере здравоохранения являются повышение уровня здоровья населения, предоставление качественной и своевременной медицинской помощи, лекарственное обеспечение, предупреждение болезней и других состояний, угрожающих жизни граждан. Для достижения данных задач необходимо обеспечить систему здравоохранения оптимальным уровнем финансирования.
Литература:
- Хулукшинов Д. Е., Норбоева Е. Ц. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы формирования и проблемы развития // Экономические науки. 2016. № 5. С. 79–84.
- Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
- Краткая информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ (Дата обращения 12.05.2018).
- Регионы России. Социально-экономические показатели / стат. сб. — М.:Росстат. 2017. 1402 с.
- Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструменты публичного управления // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4 (99). С. 60–68.
- Дуплинская Е. Б. Реформа системы публичного управления: цели и результаты // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1. С. 9–13.