В современном мире проблема терроризма во всех его проявлениях превратилась в одну из самых наболевших тем для мирового сообщества. Она влечет за собой массовые жертвы среди невинных граждан. В результате происходит разрушение материальных и культурных ценностей.
Первоначально понятие террора употреблялось как политика правящей партии или государства, основанная на массовом применении репрессивных и насильственных мер в отношении личности или оппозиционно настроенной группы.
Одновременно с понятием «террор» активно использовалось и другое понятие, как «терроризм», изначально имеющее практически такое же значение. Террор является социально-политическим инструментом и осуществляется с помощью применения массовых репрессивных мер, тогда как терроризм означает некую негосударственную, революционную или другую, но оппозиционно настроенную деятельность, имеющую меньшие масштабы, но более избирательную и конкретную.
Некоторые авторы, высказывая мнение о соотношении террора — терроризма — террористического акта в узком смысле, приходят к выводу, что каждое из этих явлений может существовать обособленно друг от друга.
В широком смысле указанные выше явления представляют собой определенную последовательно выстроенную цепочку, первым элементом в которой является «терроризм». Терроризм включает в себя идеологическую и методическую основу реализации достижения поставленных террористических целей политической и идеологической направленности, средством достижения которых является совершение единичных актов терроризма, представляющих собой общественно опасное деяние, в форме действия, в основе которого и лежат указанные цели террористических устремлений.
В современном значении эти два понятия принято различать: понятие «терроризм» следует определять как практическую и тактическую деятельность, основанную на противоправном применении со стороны негосударственных сил политического насилия, а понятие «террор» как аналогичные репрессивные действия, применяемые со стороны властных структур.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» раскрывает содержание «терроризма» как идеологию насильственного принуждения и практику воздействия на принятие решений со стороны властных структур (в большей степени речь идет о федеральных органах, чем о региональных или местных) и/или международных организаций, основанных на устрашении населения и/или иных формах противоправных насильственных действий.
Таким образом, действующее законодательство позволяет объединить в понятии терроризма не только общественно опасные деяния или угрозы их совершения, но и саму идейную основу такой противоправной деятельности.
Исследование национальной безопасности рассматривается как методологическая основа для решения правовых, организационных и правоприменительных задач.
Одной из важнейших угроз национальной безопасности государства является тенденция блокирования коррумпированных элементов в органах власти, управления и менеджмента от терроризма, которая порой принимает форму прямого сращивания. [1]
Терроризм — это глобальная проблема. Наиболее известные международные террористические организации: «Ирландская республиканская армия», «Аум Синрике», «Хамас», «Мировой фронт джихада», «Радикальная исламская секта ваххабитов» созданный Бен Ладеном. Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам и т. д. [2]
Терроризм — это не простое явление. И, следовательно, в противоборстве с ним не бывает лёгких решений. Терроризм — на протяжении всей истории России, был, есть и будет внешним врагом, так как даже после полной зачистки террористических очагов внутри республики (государства), угроза террористических актов не исчезает. [3].
Терроризм является на сегодняшний день болезнью всех стран мира, а если она сопряжена с коррупцией, то, следовательно, возрастает и общественная опасность как для государства, так и для общества в целом. Лишив коррумпированных должностных лиц полномочий и назначив им соответствующее наказание, мы в большей степени лишим финансирования, одной из значимых проблем террористических группировок, благодаря которой они продолжают существовать.
Терроризм можно назвать самым опасным и тяжело прогнозируемым явлением современности, которое постоянно эволюционирует в новые формы и угрожающие масштабы. Террористические акты в большинстве случаев приносят массовую гибель людей, разрушение духовных и материальных ценностей, которые порой невозможно восстановить, создают ситуации для зарождения враждебных отношений между странами, провоцируют войны, сеют ненависть и недоверие между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. При этом террористическая деятельность не имеет статического состояния, отличается высокой степенью адаптивности и постоянно находится в стадии развития, в ряде случаев опережая системы антитерроризма и контртерроризма. Сегодня терроризм превратился в опасный и долговременный фактор развития современного общества. [4]
Таким образом, терроризм стоит определять как способ борьбы в социально-политической сфере, включающий активную систематическую эскалацию насилия в виде упорядоченного использования террористических актов с целью решения основной (глобальной) проблемы за счет второстепенных, субъективных факторов: искусственной дестабилизации аппарата управления, всеобщего устрашения и др. Следует обратить внимание на то, что действующее законодательство Российской Федерации содержит положения о привлечении лиц за действия, совершаемые в целях финансирования терроризма также к административной ответственности.
Государство обязано решать проблемы терроризма. Для этого прежде всего государство должно четко разрабатывать программы для устранения террористических действий. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, а также СМИ. Должна разрабатываться стратегия борьбы с терроризмом. Необходимо четко определять источники и детерминанты террористических проявлений. Также нужно расширить наружное и внутреннее наблюдение в городах и общественных местах. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия, а также предотвратить финансирование террористической деятельности, так как терроризм и коррупция очень взаимосвязаны.
Повышение уровня коррупции в стране прямо пропорционально влияет на развитие благоприятной среды терроризма. Борьба с коррупционной преступностью должна являться одной из главных направлений политики страны, так как уровень угрозы терроризма на прямую зависит от степени эффективности такой борьбы [5].
Таким образом, подводя итог, следует сказать, что терроризм на сегодня является одной из основных проблем для многих стран мира. Невозможно ожидать каких-либо серьезных успехов в деле борьбы с терроризмом, если не предпринимать ни каких усилий в борьбе с ним. Терроризм является на сегодняшний день болезнью всех стран так, как возрастает общественная опасность для его населения.
Литература:
- Грачев С. И., Морозова А. С. Коррупция как фактор существования терроризма // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19).
- Долгин Н. Н., Малышев В. П. Терроризм — угроза обществу // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. № 2.
- Алексеев, О. Н. Международный терроризм и борьба с ним крупнейших государств Тихоокеанского региона: автореф. дис. канд. полит. наук / О. Н. Алексеев; Дальневост. федер. ун-т. — Владивосток: [Изд-во ДВФУ], 2013. — 26 с.
- Грачев С. И., Морозова А. С. Детерминирующие факторы в превенции коррупции, терроризма и экстремизма среди студенческой молодежи на протяжении новейшей истории // Вестник ННГУ. 2015. № 2.
- Ревин, В. П. Терроризм: реальная угроза населению России и мировому сообществу / В. П. Ревин, А. А. Магомедов, У. Т. Сайгитов. — М.: Изд-во Современ. гуманитар. ун-та, 2010. — 228 с.