Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные практики». Дается характеристика трех воспитательных практик: «Сотрудничество и принятие», «Требовательность и контроль» и «Попустительство и ситуативность».
Ключевые слова: агрессивность, дошкольник, семейное воспитание, воспитательные практики, семейные взаимоотношения.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает складывается определенное отношение к людям, к труду, формируются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер. Разные социально-психологические условия воспитания детей дошкольного возраста по-разному влияют на формирование их поведенческой сферы. Особенно важным в этот период является влияние условий семейного воспитания, характер отношений в семье, взаимодействие родителей с ребенком. Поскольку семья как ближайшее и наиболее значимое для дошкольника социальное окружение направляет тенденции развития культуры поведения ребенка, очерчивает возможности предупреждения и коррекции нежелательных проявлений в поведенческом компоненте ее развития, в том числе и агрессивных реакций.
С каждым годом агрессивных детей становится с всё больше. С такими детьми довольно сложно работать и в детских садах, и в школах, да и сами родители чаще всего не знают, как вести себя с ними, как построить с ними общение и как справиться с их поведением. Согласно А. Г. Долговой, агрессивность — это свойство личности, которое заключается в готовности и предпочтении человека использовать различные насильственные средства для реализации своих целей [1, с.5].
Е. К. Лютова и Г. Б. Монина подчеркивают, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается во внимании, ласке и поддержке. Этот ребенок требует помощи взрослых, ведь его агрессия — это отражение его внутреннего дискомфорта, его неумение адекватно реагировать на все происходящее вокруг него [2, с.24]. В большинстве случаев причинами детской агрессивности являются особенности воспитания и взаимоотношений в семье. Неверное сочетание стилей воспитание или же наоборот, полное отсутствие воспитательной системы в семье, где растет ребенок дошкольного возраста, создают предпосылки для развития и проявления агрессивного поведения, а также способствуют закреплению агрессивности как черты личности ребенка. Кроме того, дети зачастую перенимают агрессивные формы поведения у родителей [3, с.56].
Итак, наибольшее влияние на становление личности дошкольника оказывает семья, поэтому, в связи с особой ее воспитательной ролью, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Семейное воспитание представляет собой одну из форм воспитания ребенка, которая сочетает целенаправленные действия родителей с объективным (то есть, стихийным) влиянием семьи. Последнее включает в себя неосознанные, неконтролируемые влияния (манера поведения, привычки, образ жизни и т. п.), которые влияют на ребенка, формируя его ценности, ориентации, систему потребностей, интересов, привычек, поведение.
Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывает преобладающий стиль воспитания или родительский стиль поведения. Под родительским стилем поведения понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка и способы поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» используется для определения установок и соответствующего поведения по отношение к детям в семье. По мнению М. А. Мининой стиль семейного воспитания — это наиболее характерные для конкретной семьи отношения между родителями, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, и ребенком. Различные стили семейного воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, являясь первым специфическим образцом общественных отношений. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, либерально-попустительский, хаотичный и опекающий стиль семейного воспитания [4, с. 89–90].
Кроме стиля семейного воспитания на формирование и развитие личности дошкольника также влияют общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность, хорошие семейные взаимоотношения. В этом контексте необходимо обратится к определению воспитательных практик, введенное нами. Воспитательные практики родителей мы рассматриваем как проявление характеристик семейного воспитания на практике. Иными словами, воспитательные практики родителей представляют собой реальное взаимодействие родителей с детьми, включающие в себя характеристики детско-родительских отношений и взаимодействие, основанное на представлении родителей о целях, средствах и методах воспитания.
Анализ научной литературы позволил нам выделить три наиболее типичные воспитательные практики, каждая из которых имеет свои особенности и оказывает влияние на формирование агрессивности в дошкольном возрасте. Первая практика, которую мы называем «Сотрудничество и принятие», отличается тем, что родители, придерживающиеся ее, характеризуются мягкостью, последовательностью, эмоциональной близостью, сотрудничеством и удовлетворенностью отношениями с ребенком. В результате, дети в такой семье не проявляют высокого уровня агрессивности и им не свойственны проявления других негативных форм поведения.
Следующей практике, которую мы называем «Требовательность и контроль», отдают предпочтение авторитарные родители, которые выдвигают перед ребенком достаточно большие требования. Поведение и действий ребенка находятся при постоянном контроле со стороны родителей. Родители, которые воспитывают ребенка, применяя практику «Требовательность и контроль» предъявляют ребенку завышенные требования, которым он, в силу своих индивидуальных и возрастных особенностей, не может соответствовать. В результате, у ребенка формируется агрессивность как защитная форма поведения, как протест на чересчур высокие требования к нему, как своеобразный крик о помощи.
И последняя воспитательная практика, которую мы именуем «Попустительство и ситуативность», имеет, наверное, самые негативные последствия. Родители, которые воспитываю дошкольника в рамках данной практики, предпочитают придерживаться попустительского и хаотичного (или непоследовательного) стилей воспитания. Довольно часто, в семье, практикующей данную воспитательную практику, наблюдается полная бесконтрольность — воспитание, при котором отсутствуют внимание и надлежащий контроль со стороны родителей. Также есть несогласованность и непоследовательность требований к ребенку со стороны взрослых, которые участвуют в его воспитании. Вследствие этого у ребенка возникает непонимание того, чего же от нее хотят и требуют родители, ведь система требований и наказаний постоянно изменяется. В семье, предпочитающей воспитательную практику «Попустительство и ситуативность», ребёнок находится на периферии внимания род, до него «не доходят руки», за воспитание берутся время от времени, и то, только тогда, когда случается что-то серьёзное. Применение данной практике приводит к тому, что у ребенка формируется агрессивность как попытка обратить на себя внимание.
Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы: на становление агрессивного поведения в первую очередь оказывает воздействие семейное окружение, стиль семейного воспитания, а также особенности взаимодействия с другими детьми; для предупреждения негативных форм поведения дошкольника (в том числе и агрессивного) необходимо правильно выбирать тактику поведения родителей с ребенком и стиль семейного воспитания, то есть применять наиболее удачную практику воспитания, такую как «Сотрудничество и принятие» или умело сочетать наиболее удачные элементы нескольких практик, например, «Сотрудничество и принятие» и «Требовательность и контроль».
Литература:
- Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. — 2004. — 318 с.
- Попов Г. Н., Шевелева Н. В. Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 1(142). — С. 56–59.
- Разумова А. В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского Университета. — 2000. — № 1. — С. 88–93.