В статье рассматривается понятие национального самосознания, формулируется актуальность разработки и апробации программы по формированию национального самосознания старших дошкольников в современном образовании.
Ключевые слова: самосознание, национальное самосознание, старший дошкольный возраст, программа по формированию национального самосознания.
Одной из основных задач данной статьи является обоснование актуальности разработки и апробации программы по формированию национального самосознания (далее НСС) у детей старшего дошкольного возраста в рамках современного образования.
На сегодняшний день, большое внимание в научной литературе уделяется проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (Л. Гумилев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Дашдамиров, Ю. В. Бромлей, Г. В. Старовойтова, В. Р. Aилиппов, Э. А. Баграмов, И. С. Кон, М. В. Крюков, А. А. Леонтьев, А. П. Оконешникова, А. Д. Карнышев, Р. Д. Санжаева и другие).
Резюмируя работы отечественных и зарубежных авторов-психологов, мы можем говорить о том, что национальное самосознание имеет сложную структуру, включающую связанные между собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Высший уровень развития НСС индивидуума можно охарактеризовать таким свойством как этническая толерантность. В основе этнической толерантности лежит уважение личностью собственного этноса, а также принятие представителей других национальностей.
Анализ психологической литературы позволил выделить в развитии национального самосознания личности ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. При этом, каждая стадия в развитии НСС обусловлена не только тем насколько развита у конкретного индивидуума психика и личность, а также тем, как шло развитие НСС на предыдущих стадиях. Иными словами, между стадиями национального самосознания сохраняется внутренняя преемственность и каждый последующий этап развития национального самосознания личности детерминирован успешностью прохождения предыдущих этапов. Именно поэтому проблема изучения и раннего формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Актуальна данная проблема как для России, так и для некоторых других стран. Это связано со спецификой современного этапа развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий. Наряду с этим, известно, что ранее развитие и формирование НСС положительно коррелирует с такими личностными чертами как доброжелательное и доверительное отношение к людям иной этнической принадлежности. И напротив, игнорирование данной проблемы, несформированность национального самосознания на ранних этапах онтогенеза может привести к развитию деструктивных, конфликтогенных тенденций в обществе и усилить и без того имеющиеся межнациональные противоречия.
Наряду с этим, в научной психолого-педагогической литературе работы, посвященной разработке программ по формированию НСС в процессе онтогенеза крайне фрагментарны. Нам удалось найти лишь единичные публикации (А. П. Оконешникова, И. А. Снежкова, Г. В. Залевский), в которых авторы исследуют следующие проблемы: этнические стереотипы у детей, специфику НСС характерную для возрастной категории школьников, а также то, как подростки воспринимают другие этносы и национальности. В научной литературе также встречаются научно-методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания. Например, изучается отношение детей к Родине и родному краю, а также то, как они понимают и декодируют национальную символику. Между тем, целостная картина формирования национального самосознания и возрастная динамика развития данного феномена в этих работах не рассматривается.
К сожалению, в большинстве работ игнорируется проблема исследования национального самосознания в старшем дошкольном возрасте. Наряду с этим, именно в данной возрастной группе одновременно с интенсивным развитием самосознания, происходит формирование у ребенка предпосылок гражданских качеств, развивается способность к пониманию другого вне зависимости от его происхождения, общественного статуса, этнической принадлежности, языка и вероисповедания. Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей. Это говорит о том, что именно в старшем дошкольном возрасте воспитание детей с позиций национальных духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.
Это положение можно проиллюстрировать высказываниями многих специалистов. Например, С. Н. Султанова считает период 4–5 лет наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. Исходным моментом формирования симпатии к людям разных национальностей, по мнению исследователя, должно стать воспитание у детей умения воспринимать своего сверстника как социально значимое существо, что сочетается с процессом самопознания, включающего в себя осознать своей биологической структуры, а также половой, расовой и национальной принадлежности [1].
О. Н. Юденко на основе анализа работ, посвященных проблеме формирования национального самосознания, пришла к выводу, что национальное самосознание детей старшего дошкольного возраста находится в стадии активного становления. Автор пишет, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит первичная «закладка» следующих фундаментальных компонентов национального самосознания: национальная идентификация, национальные стереотипы, культурные ценности [2].
Таким образом, формирование и развитие национального самосознания в старшем дошкольном возрасте является одной из приоритетных психолого-педагогических и образовательных задач. Многие дошкольные учреждения страны осуществляют эту работу, но работают практически на интуитивном уровне, так как в области дошкольного образования нет достаточного научно-методического обеспечения. В связи с этим, для формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста разработана программа «Вспоминая забытые игры», направленная на развитие и формирование национального самосознания старших дошкольников. Программа учитывает возрастные особенности старших дошкольников, материал программы усложняется поступательно. Основная задача программы сформировать у детей отзывчивое отношение к народной культуре, гордости, чувство патриотизма, формирование общих знаний и традициях, истории, обрядовых праздниках и быте через игровую деятельность. Использование активных игр развивает физическую активность и общий командный дух. Актуализирует отношение дошкольника к себе, его роли в семье и обществе. Программа рассчитана как курс из 12 еженедельных занятий по 25–30 минут. В программе четыре блока игр: история игр, быт и ремесло в играх, народные забавы, декоративно-прикладное народное творчество. При проведении занятий используется беседа, с вовлечением в нее дошкольников, демонстрация с помощью проектора и доступных гаджетов, игровая деятельность, творческие мастерские и мастер- классы. Программа направлена на эмоционально положительное восприятие детей окружающего мира, системы знаний о себе и своем народе, вовлечение в практическую деятельность использования полученных в ходе курса знаний и навыков, для формирования в дальнейшем гармонично развитой личности.
Литература:
- Султанова С. Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 221 с.
- Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности. Дисс.. канд. псих. наук. Иркутск, 2000. 172 с.