Ключевые слова: ИКТ средства, информационное общество, модель учебного процесса, мотивация, методы обучения, систематизация, самостоятельный темп обучения, коллективная деятельность.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является важным в развитии информационного общества. Система образования сегодня развивается стремительно. В этих условиях школа должна формировать у обучающихся новые навыки — умение адаптироваться, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков, что невозможно без информационно-коммуникационных технологий. Актуальность данной проблемы состоит в том, что ИКТ характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением обучающихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, самостоятельности и инициативе. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность подразумевает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Применение ИКТ позволяют обучающимся получить навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. В филиале НВМУ при обучении английскому языку широко применяются учебно-игровые, имитационные, демонстрационные средства ИКТ, тренажеры, информационно-поисковые и справочные системы в зависимости от цели и задачи урока.
В качестве тренажеров на занятиях преподаватели используют такие программы, как «Языковой Мост» (Language Bridge), «Английский язык? Запросто!», «Профессор Хиггинс. Готовимся к ЕГЭ» и другие. Тренажеры работают в режимах обучения, самопроверки, контроля, а также обобщают изученное. Тренажеры используются для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройдённого материала, что необходимо при изучении иностранного языка. Компьютерные обучающие программы являются хорошей поддержкой как преподавателю, так и обучающемуся, так как они предлагают самостоятельный темп обучения, позволяют проконтролировать результат обучения немедленно, а также отследить эффективность этих программ для отдельного обучающегося. Тренажеры позволяют нахимовцу в своем темпе и на своем уровне освоить отдельные аспекты языка — лексику, грамматику, произношение.
На многих уроках преподаватели используют информационно — поисковые и справочные средства ИКТ. Воспитанники часто пользуются электронными словарями для поиска заданной информации. Информационно — поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации. Обучение становится увлекательным и интересным, так как мультимедиа ресурсы делают каждый урок особенным как для нахимовца, так и для преподавателя. Преподаватель ставит проблему — воспитанник ищет способы ее решения. Английский язык — это один из тех предметов, в котором использование ИКТ активизирует все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.
На уроках «открытия нового знания» часто применяются презентации. Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы обучающихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Мультимедийная презентация — способ предъявления творчески переработанной преподавателем, адаптированной для определённого возраста воспитанников языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме. Демонстрационные ИКТ средства особенно важны при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, при изучении грамматического материала, когда у нахимовцев ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик. В основе — имитационное или имитационно-игровое моделирование: воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности реальных процессов. Многие интерактивные самоучители английского языка предполагают функцию распознавания речи. Имитационные средства ИКТ чаще используются преподавателями филиала НВМУ во внеурочной деятельности для имитации ситуации живого общения с виртуальными персонажами, что снимает многие психологические барьеры.
Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме. Преподаватели применяют эти ИКТ средства для закрепления изученного материала или при организации внеклассного мероприятия. При помощи игры воспитанники активизируют знания грамматики, лексики, практикуют произношение. Также игра помогает преодолеть воспитанникам психологический барьер при общении на английском языке. При использовании игрового метода задача преподавателя состоит в том, чтобы организовывать познавательную деятельность обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. В начале урока преподаватель проводит фонетические игры для постановки правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков. При изучении темы «Страны. Национальности» воспитанники филиала НВМУ играют в игру «Морской бой». В ходе игры происходит актуализация и закрепление лексики, отработка грамматических структур интересным для нахимовцев способом.
Использование ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Правильное использование ИКТ на уроке английского языка позволяет преподавателю лучше реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение ИКТ повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности обучающихся на уроке. Сочетание информационных технологий является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Использование ИКТ средств в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Применение ИКТ на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет преподавателю вести урок в разно уровневых классах и достигать хорошего результата.
Литература:
- Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. // ИЯШ — 2002 — № 2
- Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ — 1997. — № 5.
- Полякова Т.Ю «Английский язык для диалога с компьютером» Москва «Высшая школа» 1997.
- Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии» Москва «Научное образование» 1998.
- Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 3. 1999
- Бухарина М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? Иностр. языки в школе. -2001. — № 4.
- Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. — М., 2007