В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.
Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является основополагающим фактором, определяющим здоровье населения страны сегодня и завтра. Современная социокультурная ситуация в России показывает, что проблема направленности развивающейся личности на здоровый образ жизни актуальна, о чем свидетельствуют такие негативные явления, как алкоголизация и наркотизация молодежи, рост тяжелых заболеваний, низкая культура отношения к своему здоровью.
Научную разработку вопрос ориентации подростков на здоровый образ жизни получил в трудах учёных и педагогов-практиков XX века: В. А. Ананьева, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Т. Н. Захаровой, М. Ф. Клименова, Н. К. Смирнова, в которых они указывали, что здоровье детей более чем здоровье взрослых подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и других факторов окружающей среды [1].
Сегодня и отечественные и зарубежные авторы отмечают, что решения, которые подростки принимают в отношении здоровья, являются результатом комплексного взаимодействия следующих факторов:
‒ Их собственные знания о том, какие последствия для здоровья могут иметь некоторые виды поведения.
‒ Их собственная способность оценить риск и принять рациональное решение.
‒ Поведение родителей. Подростки копируют действия и ценности своих матерей и отцов. Таким образом, если родители не заботятся о своем здоровье, то и их дет- подростки также бывают безразличны к этому.
‒ Ресурсы, доступные подросткам и их семьям. У некоторых семей может быть и есть желание вести здоровый образ жизни, но нет средств.
‒ Давление со стороны сверстников. Сверстники могут убеждать друг друга быть сексуально активными, употреблять алкоголь или наркотики либо совершать опасные поступки, например, плавать в местах с сильным течением. И наоборот, сверстники могут настаивать на использовании презервативов, избегании наркотиков и участии в спортивных мероприятиях или тренировках.
‒ Ценности общества. Сцены, которые они видят по телевидению и в кино, а также направленная на них реклама в СМИ часто становятся причиной далеко не идеального поведения, влияющего на здоровье [2].
Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [3]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [4].
В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить, как семья и школа влияют на отношение подростков к здоровому образу жизни и показать, что разные условия организации образовательно-воспитательного пространства воздействуют в разной степени на субъективное отношение учащихся к ведению здорового образа жизни.
В исследовании принимали участие 17 учащихся 9К (кадетского) класса с родителями (17 человек) и 16 учащихся 9А класса с родителями (16 человек) в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.
Родителям было предложено пройти анкету «Условия здорового образа жизни в семье», вопросы которой направлены на выявление проблем, возникающих у родителей в воспитании здорового ребенка, а также знаний самих родителей о здоровом образе жизни.
Результаты анкетирования показали, что родители обоих классов в равной степени заинтересованы вопросами здорового образа жизни: они читают специальную литературу и используют полученные знания при воспитании детей, активно приобщают детей к здоровому образу жизни через свой личный пример. Но по некоторым показателям родители учащихся кадетского класса занимают более активную позицию. Например, обдуманно организуют здоровое питание в семье: все родители отдают предпочтение полноценному и регулярному питанию, в отличие от родителей учащихся обычного класса, которые указали в ответах нерегулярное питание и преобладание в рационе одного вида продуктов. Также все родители учащихся кадетского класса отметили, что пытаются воздействовать на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
Вышеназванные характеристики здорового образа жизни положительно влияют на здоровье всей семьи: родители здоровы, а дети редко болеют. А если и болеют, то, как считают родители учащихся кадетского класса, не по причине недостаточного физического воспитания в семье.
Таким образом, можно сказать, что родители учащихся 9К класса более внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, понимают и осознают важность приобщения детей к здоровому образу жизни, выстраивая внутренний уклад семьи на принципах здоровья и показывая на личном примере положительное отношение к ЗОЖ. Это может быть связано с тем, что родители учащихся кадетского класса разделяют те ценности, которые прививает в детях кадетское воспитание: нравственная стойкость, порядочность, физическое и духовное совершенствование, в том числе и через спорт, уважение к воинскому делу и неравнодушие к судьбе своей страны.
Для выявления влияния школы на формирование отношения подростков к ЗОЖ, мы проанализировали и сравнили план воспитательной работы в обоих классах. Оказалось, что в кадетском классе более насыщенный график воспитательных мероприятий. Он включает в себя участие кадетов в военно-спортивных играх («Защитник Отечества», «Русский солдат умом и силой богат»), смотрах, патриотических акциях города, слетах патриотических объединений и посещение социальных партнеров (встречи с сотрудниками ПЧ, МЧС и полиции), чего нет в обычном классе. Таким образом, воспитательный процесс выстроен динамично, вариативно, при этом доминирующим остается военно-патриотическое направление. Это связано с тем, что сама цель воспитательной деятельности в кадетском классе охватывает не только общеобразовательное развитие, но и развитие общей культуры личности, что положительно влияет на усвоение определенных норм поведения и жизненных установок.
Чтобы оценить успешность педагогических мероприятий и семейного воспитания в деле формирования отношения подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом, нами была проведена методика: «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо.
Методика «Индекс отношения к здоровью» выявляет значимость здоровья, как жизненной ценности, диагностирует отношение здоровью в четырёх сферах: эмоциональной, познавательной, практической и поступочной, которые формируют интенсивность отношения к здоровью, т. е. насколько в целом сформировано отношение к здоровью у учащихся, насколько сильно оно проявляется.
Данная методика состоит из двух тестов. В первом тесте учащимся нужно было проранжировать жизненные ценности (например, материальное благополучие; общение с природой; здоровье) по степени их значимости в две колонки: наиболее важные и наименее важные.
Во втором тесте учащимся предлагается выбрать из двух высказываний то из них, которое больше соответствует их мнению, тому, что они чувствуют, думают в определенных ситуациях, как они обычно себя в них ведут.
Первый тест методики показал, что у подростков 9К класса уровень отношения к здоровью является высоко доминантным (значимым) — 59 % и полностью отсутствует низкая доминантность — 0 %, нежели у подростков 9А класса: высокий уровень значимости здоровья присущ только 44 % и есть ребята с низким уровнем значимости — 12 %.
Результаты по второму тесту распределились следующим образом:
‒ В обоих классах преобладает средний уровень эмоционального отношения к здоровью: 59 % у кадетов и 56 % у обычных учащихся. Подростки еще находятся на пограничном состоянии между необходимостью заботиться о своем здоровье под давлением каких-либо обстоятельств и личным желанием заниматься этим ради удовольствия.
‒ В обоих классах преобладает средний уровень познавательного отношений к здоровью: 29 % у кадетов и 38 % у обычных учащихся. Это означает, что учащиеся готовы воспринимать и перерабатывать новую информацию по проблеме здоровья, но им пока сложно сделать это в одиночку, т. е. самостоятельно и без помощи посторонних лиц.
‒ Преобладание в обоих классах среднего уровня практического отношения к здоровью: 53 % у кадетов и 50 % у учащихся обычного класса. Подростки с удовольствием включаются в практические действия и мероприятия, направленные на укрепление их здоровья, но организованные другими людьми, а не по их собственной инициативе.
‒ Поступочное отношения к здоровью также находится на среднем уровне у обоих классов: 41 % у кадетов и 31 % у учащихся обычного класса. Подростки пытаются влиять на положительное отношение других людей к здоровому образу жизни, но пока их стремление не выражено так активно, хотя уже не является только «личным делом», а распространяется на ближайшее окружение.
Суммировав результаты по четырем сферам отношения к здоровью, мы выявили, что и в кадетском, и в обычном классах сформирован средний уровень интенсивности отношения к здоровью: 59 % — у первых и 36 % — у вторых. Иными словами, учащиеся положительно относятся к здоровью и к здоровому образу жизни.
При этом общий анализ результатов методики «Индекс отношения к здоровью» показал репрезентативные особенности: в кадетском классе здоровье является более важной жизненной ценностью, чем в обычном классе; по всем шкалам в обоих классах преобладает средний уровень, но у подростков кадетского класса в данных шкалах или отсутствует очень низкий уровень или если есть, то с наименьшим количеством баллов, нежели у подростков обычного класса; для учащихся кадетского класса характерны более устойчивые здоровые привычки и наличие установки на здоровый образ жизни во многих личностных аспектах.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
‒ Для учащихся кадетского класса характерен более высокий уровень сформированности отношения к здоровому образу жизни в отличие от учащихся обычного класса.
‒ На формирование системы ценностей здорового образа жизни у подростков влияют, прежде всего, отношение к здоровью в семье и пример родителей. Родители учащихся кадетского класса проявляют в этом вопросе глубокую заинтересованность и принципиальность.
‒ Немаловажным фактором, способствующим развитию осознанного положительного отношения к здоровому образу жизни у подростков, является система школьного воспитательного процесса с комплексом вариативных мероприятий как профилактического характера, так и приобщающих к здоровому образу жизни и пропагандирующих здоровье, как одну из главных ценностей жизни каждого человека. Воспитательная работа в кадетском классе построена на совершенствовании духовно — нравственного и физического потенциала подростка, что позволяет получать более высокие результаты в воспитании здорового подрастающего поколения.
‒ Современным подросткам не хватает базовых теоретических знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. Приобретенные знания носят бессистемный поверхностный характер, что и определяет, в целом, средний и низкий уровень культуры здоровья у учащихся, как кадетского, так и обычного классов.
‒ Формальный подход в организации и проведении мероприятий по продвижению здорового образа жизни в рамках школы чаще всего является причиной незаинтересованности и равнодушия подростков.
Литература:
- Алпатова Н. С., Варфоломеева Т. В., Мазуренко Д. В. Медико-социальные аспекты этиологии нарушений здоровья в детском возрасте // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3.
- Алпатова Н. С., Понькина И. В. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы II Международной научно-практической конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — С. 7–8.
- Алпатова Н. С., Черников В. А. Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними девиантного поведения: учеб. пособие / Н. С. Алпатова, В. А. Черников; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. пед. ун-т». — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. — 212 с.
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 816 с.: ил. — (Мастера психологии).