Понятие социально-общественной сферы достаточно многогранно. В нее включены самые различные отрасли национальной экономики: учреждения здравоохранения, образования, культуры, предприятий торговли и общественного питания, отдыха и др. Среди отраслей социальной сферы национальной экономики важное место принадлежит активному отдыху населения, т. е. рекреации.
Как элемент социальной сферы, рекреация способствует не только сохранению здоровья и рабочей способности, но и удовлетворению культурно-просветительных потребностей населения.
К общественным пространствам так же относятся прибрежные территории т. к. они обладают высоким потенциалом места. Взаимодействие воды с человеком ложится в основу принципов по формированию пространства. Территория у воды всегда являлась точкой притяжения различных групп населения.
Актуальность исследования островных и прибрежных территорий города Астрахани в дельте реки Волги достаточно высока. Это связано в первую очередь с ослаблением инфраструктуры общественных центров и рекреационных пространств города. Часть территорий, используемых в советское время в качестве социальных ядер столицы (набережная Приволжского Затона, сквер Гейдара Алиева, парковая зона Астраханского кремля и др.) потеряли своё значение и приходят в упадок. Большая часть заповедных территорий поддаётся запустению и не предпринимается никаких работ по восстановлению нарушенных территорий. Вместе с тем, территориальный и природный ресурс островных территорий может решить ряд градостроительных проблем города, воссоздать и усовершенствовать общественный каркас и восстановить зеленый коридор города. Создание благоустроенной, комфортной и разнообразной среды приведет к притяжению людей и, следовательно, экономический потенциал таких мест вырастет в разы.
В начале XXI века выработалась тенденция по регенерации общественных пространств, которая носит очень локальный и ограниченный характер. Привлечение прибрежных территорий к этой системе даст толчок для развития города.
Исследования заключается в предположении, что развитие системы социальных центров с учетом развития транспортной и зеленой инфраструктуры дает возможность для нового развития города, повышает психолого-эмоциональное восприятие города как среды для пребывания у постоянно и временно проживающих в Астрахани, повышает уровень комфортности, дает предпосылки для увеличения инвестиционной привлекательности и международной активности города.
Одним из путей удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах является формирование рекреационных комплексов. Эти комплексы представляют собой сложную многоотраслевую и многоуровневую структуру.
Рекреационный комплекс — единая система природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных подсистем, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью.
Объектом проектирования является островная территория Волги в городе Астрахань, объединенная функционально и взаимодействующая с городом в тех или иных направлениях в контексте сложившейся планировочной структуры, экологической и функциональной ситуации.
Предметом проектирования является градостроительная концепция развития островной территорий, как обоснованная система предложений по оптимизации территорий.
Города и их функционально-пространственная организация должны постоянно изменяться, приспосабливаясь к эволюционирующим потребностям населения и изменениям социально-бытового уклада общества. Бесспорно, высотное строительство и пространственный урбанизм, это актуальные современные пути развития крупных городов. Но на этих путях мы должны сохранять то градостроительный наследство, что формирует индивидуальный характер города, формирует его уникальный генетический код [1, с.15].
Развитие различных функциональных зон можно проследить во многих городах на протяжении последних десятилетий, и неудивительным является тот факт, что островные территории подвергаются тотальному изменению наряду с изменениями общества, экономической и политической ситуацией. Набережные и острова как исторически освоенные, привлекательные для промышленности и рекреации территории, претерпевают значительные изменения в связи с деиндустриализацией многих городов мира и переориентацией градостроительных концепций на принципы экологизации среды. В этом контексте выделяют ряд мероприятий, нацеленных на создание общественных, жилых и рекреационных пространств, которые можно по различным факторам систематизировать в методы и принципы [2, с.35].
Факторы, влияющие на островные территории можно классифицировать по различным принципам, ведь, как и любые территории, они подвержены влиянию любого аспекта жизнедеятельности общества и города. Однако для выборки мировых примеров характерным оказалось то, что часть таких принципов оказалась одинаковой для всех. Такие особенности были определены как статичные параметры, к ним отнесены: расположение в черте города, природные условия, история. Эти три фактора не влияют на современное развитие и тесно связаны между собой, но являются предпосылками для развития и должны учитываться при той или иной стратегии. Так, расположение в черте города у всех примеров схожее — река разделяет города на две части (за исключением Сербии, где Дунай разделяет город на три части), одна из которых более развита ввиду исторического развития, островные территории находятся как в географическом центре города, так и на окраинах, являясь связующим звеном между двумя берегами.
Природные условия во всех случаях незначительно разнятся, но тем не менее, во всех примерах часть территорий является затапливаемой, грунты в большинстве неблагоприятные для размещения жилых зданий и массового строительства. Но несмотря на ряд факторов, современные строительные технологии позволяют преодолеть любые недостатки территорий и использовать их в любых целях: укрепление грунтов, свайные фундаменты, осушение, борьба с затоплением, биоинженерия и т. п. Что касается истории, то этот фактор является логическим следствием из первых двух: из-за уровня затапливаемости территории не стали жилыми, но из-за центрального расположения приобрели рекреационные свойства. На некоторых из них частично развивались общественные зоны, но массовой застройки территории до 90-х годов XX века не имели [3, с.49–52].
Если говорить глобально, то стратегии развития островов имеют в своей основе два направления. Первое нацелено на экономический рост города, второе — на воссоздание естественной среды и позитивную экологическую устойчивость.
Так, на примере Миннеаполиса и Тулузы видно, что острова включаются в общественно-деловой каркас города, являются площадками для строительства промышленных и деловых центров. Это влечет за собой развитие улично-дорожной сети, позитивно сказывается на структуре города, разгружая деловой центр и основные улицы от автомобильного потока. Развитие экономически выгодных проектов (таких как бизнес-центры, общественные центры, производственные здания) сказывается на экономическом состоянии города, давая возможности для роста и развития.
Другая ситуация сложилась в Праге, Будапеште и Сербии, где исторически сложившиеся рекреационные зоны не изменились и по сей день. На острова человекопоток остается ограниченным, еще больше ограничиваются автомобильные потоки. Экономической выгоды и прибыли в этих случаях мы не увидим такой быстрой, как в предыдущих примерах, однако есть ряд других плюсов. Во-первых, это реконструкция зеленого коридора города (которым в первую очередь выступает река) и улучшение экологии города в целом. Это же косвенно и задевает социальный аспект: появляется психологически позитивное восприятие города, происходит то, о чем говорит Ян Гейл в своих работах «Город тем больше оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах». Во-вторых, развитие таких территорий хоть и не приносит значительной прибыли, не требует и большого капиталовложения, и продолжает оставаться привлекательным местом для туристов и в первую очередь — горожан.
Эти аспекты, конечно, не являются столь однозначными. В городах, где мыслят глобально, не будут стремиться исключительно к экономической выгоде или к воссозданию естественной среды. Необходима комплексная и многосторонняя поддержка территории. Если островные территории решено отдать под общественно-деловую зону, то следует помнить и о экологическом аспекте — снизить загрязнения, увеличить общественные и рекреационные зоны в других частях города. Если мы следуем пути экоустойчивости, то необходимо задуматься о экономической подоснове таких проектов: без капиталовложений сегодня невозможно запустить такой глобальный механизм, как воссоздание экологии.
Очевидным и явным является тот факт, что в каждом из примеров помимо общих тенденций есть ряд нюансов, характерных для каждого города. Примечательно, что именно они и являются решающими в проектировании тех или иных территорий. Таким образом, подход к развитию островных территорий в Астрахане должен также быть комплексным, не придерживаясь только одной точки зрения.
Современные тенденции показывают, что на прибрежных территориях городов формируется большой процент урбанизированных структур, не формирующих взаимосвязи с рекреационной и природной средой. Вследствие этого прослеживается стремительное сокращение территорий рекреации и угасание зеленых насаждений в прибрежном секторе. В рамках социально-культурной значимости этого сектора необходимо использовать все доступные ресурсы для увеличения в нем процентной доли этих природных ресурсов и рекреации. Исследование принципов рекреации, методологические варианты их интеграции в приречные пространства могут обеспечить грамотную взаимосвязь и организовать взаимодополняющий симбиоз урбанизированных и рекреационных пластов.
Прибрежные островные территории в современном городе — одни из самых значимых рычагов влияния на развитие комфортного урбанизированного пространства. Именно эти территории содержат предпосылки для развития общественных и рекреационных зон, что удачно вписывается в стратегию сохранения зеленого коридора города, проходящей по долине реки. Создание общественных зон — это крайне важный вопрос в современной зарубежной практике. Это непосредственный фактор, влияющий на уровень комфортности, это своего рода демпфер между различными социальными слоями населения. Поэтому интеграция системы общественных центров — одно из приоритетных направлений для ресурсоёмких прибрежных и островных территорий. Помимо этого, их развитие подразумевает организацию речного и велосипедного движения, что частично может решить транспортную проблему города.
Рассматривая зарубежный опыт, были определены основополагающие принципы для изменения и реорганизации островных территорий и выделен ряд методов, являющихся инструментами преобразования. Выделенные стратегии и методы следует использовать при разработке проекта развития островных и прибрежных территорий в Астрахани, что потребует предварительного комплексного анализа проектируемых участков и определения возможностей для развития территорий.
Литература:
1. Михайлов Е. С. «Ландшафтно-архитектурный анализ улиц на примере туристического маршрута «Красная Линия» в Екатеринбурге» // Научный журнал КубГАУ. — 2015. — № № 109(05). — С. 15–25.
2. М. В. Сидоренко, А. Д. Никончик. «Новые подходы к проектированию и реконструкции парковых территорий в крупных городах». — Минск: БГТУ, 2006. — 185 с.
3. Цитман Т. О., Тутаринова М. В. Городской остров как элемент развития рекреационного пространства г. Астрахани // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал. — 2017. — № № 2 (20). — С. 49–52.