Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития мышления у старших дошкольников.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст.
В настоящее время с каждым годом возрастает количество детей с речевыми патологиями, это связано со многими факторами, такими как: ухудшение условий окружающей среды, т. е. загрязненный воздух, низкое качество продуктов, употребляемых в пищу; неблагоприятные условия труда (например работа на заводе, стрессы из-за напряженного графика работы и т. п.); пренебрежение своим здоровьем и здоровьем будущего ребенка, т. е. употребление спиртной и табачной продукции во время вынашивания плода; травматизация плода, например вследствие травм, полученных матерью во время беременности; хронические заболевания матери. На сегодняшний день процент здоровых людей сокращается, что отражается на речи детей и их здоровье в целом.
Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 40 % среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР, постоянно растет. Нередко обнаруживается, что ребенок в младшем школьном возрасте не справляется с письмом и чтением, он не может сконцентрироваться на задании, школьная программа не усваивается, т. к. у ребенка с ОНР не развиты навыки, которые служат средством дальнейшего получения знаний учащимися.
Л. С. Волкова отмечает, что «общее недоразвитие речи — это нарушение формирования всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при различных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом» [1; с. 513]. Е. Е. Китик пишет, что «ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии…» [3; с. 72].
Одним из основных признаков ОНР является позднее начало речи, первые слова появляются примерно к 3–5 годам, нередко и к 7–8 годам. В норме они должны появиться уже в 9–12 месяцев, а к пятому году жизни ребенка, его речь становится довольно богатой по словарному запасу и фонематическому и грамматическому оформлению. Речь детей с ОНР недостаточно оформлена и может быть совсем малопонятной для окружающих. Импрессивная речь на более высшем уровне, чем экспрессивная.
Р. Е. Левина утверждает, что «при общем недоразвитии речи отмечается ее позднее начало, словарный запас меньше нормы, аграмматизм, дефекты произношения и нарушения грамматического строя речи» [4; c. 9]. Автор выделила три уровня речевого развития. Симптоматика недоразвития речи может варьировать от наличия связной речи с элементами недоразвития (третий уровень) до зачаточного состояния речи, когда у ребенка в словарном запасе всего несколько звукоподражаний или простых обиходных слов, может преобладать невербальное общение — жесты (первый уровень). Второй уровень — это промежуточная стадия между первым и вторым уровнями, когда дети пользуются искаженными предложениями, используя запас слов, которые они знают.
Т. Б. Филичева выделяет и четвертый уровень недоразвития речи. К этому уровню относятся дети с «остаточными проявлениями речевого недоразвития: звукопроизношение не нарушено, наблюдается нечеткая артикуляция, вследствие этого речь смазана» [4; с. 1–2].
На сегодняшний день известно, что нарушения речи сопровождаются недоразвитием и психических функций. В. П. Глухов пишет о том, что «наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти, и др.) детей создает дополнительные затруднения в овладении связной речью» [2; с. 1]. Такие нарушения затрудняют восприятие и усвоение материала, что становится большой проблемой в дальнейшем — в начальной школе. Ребенку сложно сконцентрироваться на занятии, тяжело запомнить и понять материал. Поэтому в согласованной работе педагогического и медицинского персонала в ДОУ важно учитывать и психический и речевой дефект, для составления оптимального психолого-педагогического сопровождения развития речи и высших психических функций детей, в частности мышления.
В психологическом словаре можно найти следующее определение термина «мышление»: «когнитивный процесс, представляющий высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных задач» [5; c. 224]. То есть мышление — это психологический процесс, открывающий новое знание.
Существуют разные классификации видов мышления, с учетом старшего дошкольного возраста, мы выделяем следующие: наглядно-действенное (работа с предметами, с целью достижения определенной задачи), наглядно-образное (опора на образы, где нужно представить какие-либо изменения для получения заданной задачи), словесно-логическое (логические операции, вербальная деятельность, обычно в диагностических методиках используется прием объяснения ребенком своих действий, почему именно так). Р. С. Немов отмечает, что особое внимание важно уделять словесно-логическому мышлению, т. к. в дошкольном возрасте оно только начинает развиваться [6; с. 96].
Целью исследования было: выявить уровень развития мышления у старших дошкольников с ОНР и проанализировать эту взаимосвязь. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 155 «Центр развития ребенка — детский сад», г. Кемерово. Контингент обследуемых представлен 30 дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для выявления особенностей мышления у детей с ОНР были использованы следующие методики: «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн), «Речевые аналогии» (Л. А. Ясюкова), «Времена года», «Четвертый лишний», «Классификация» (Шуберт А. М., Иванова А. Я.), «Разрезные картинки».
После подбора и использования методик был проведен анализ результатов диагностики, что позволяет предоставить следующие данные: высокий уровень мышления отмечается у 7 % детей, средний уровень составил 83 % детей, низкий — 10 % среди обследуемых детей. При диагностике были отмечены следующие особенности: затруднение в составлении простого связного рассказа по картинкам, последовательность картинок не всегда правильна, дети исправляются с помощью наводящих вопросов взрослого, нескольким детям составление правильной последовательности событий доступно только после обучающего эксперимента; детям сложно распознать связь между предметами по аналогии с примером, большая часть дошкольников с методикой «Речевые аналогии» справилась лишь наполовину; также были отмечены трудности выбора четвертого лишнего предмета, среди какой-либо однородной группы, например, среди предметов мебели лишней будет чашка, т. к. это посуда, 50 % детей объясняли нелогично свой неправильный выбор. При выполнении методики «Классификация» малая часть детей выполняла задание правильно после обучающего эксперимента, всем детям требовалась помощь взрослого, также затруднения вызвало называние картинок общим словом. Сложить разрезную картинку не представляет сложности детям без зрительных нарушений, несмотря на трудности ориентировки в пространстве.
Таким образом, мышление большинства детей с ОНР средне развито, недостаточно сформированы операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; отмечается большой объем помощи взрослого ребенку, стимуляция со стороны взрослого речевой и мыслительной активности; недостаточная способность выделять существенные признаки предметов, составлять простой рассказ, логически объяснять свой выбор. Также были отмечены высокая отвлекаемость, недостаточная устойчивость и быстрая истощаемость внимания, снижена продуктивность запоминания. Детям с такими особенностями будет сложно усвоить программу начальной школы, высока вероятность возникновения нарушений письменной речи, поэтому в психолого-педагогической работе с детьми важно учитывать эти особенности, работать над развитием мыслительных операций, параллельно с преодолением речевых недостатков, а также уделять внимание всем психическим процессам и не забывать об индивидуальных особенностях самого ребенка.
Литература:
- Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений/ под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
- Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. — 1994. — № 2. — с. 56–73.
- Китик, Е. Е. Основы логопедии / Е. Е. Китик. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 196 с.
- Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — М., 1961. — 310 с.
- Немов, Р. С Психологический словарь / Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
- Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Филичева, Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т. Б. Филичева // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста — М., 1999. — 17 с.