Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 19.05.2018

Статья просмотрена: 3582 раза

Библиографическое описание:

Балич, Ф. Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью / Ф. Ш. Балич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50470/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования.

В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование.

Конструирование — тот вид деятельности, который имеет моделирующий характер. В процессе конструирования происходит моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью положительно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Понятие «умственная отсталость» подразумевает под собой задержку или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту [2].

Олигофрены составляют большую часть детей с умственной отсталостью. Нарушение и недоразвитие психики, которое уже возникает на ранних этапах развития, обуславливается поражением мозговых систем.

У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Нарушение психической деятельности проявляется в сниженной активности познавательных процессов. Не формируется и ведущая деятельность, соответствующая возрасту ребенка, которая должна была стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. В итоге её нельзя применить как средство коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятельности у нормального ребенка.

Обучение конструированию в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка.

О. П. Гаврилушкина рассматривала вопрос об особенностях обучения конструированию детей с умственной отсталостью. У детей данной категории отсутствует интерес к процессу конструирования, а также непонимание функционального значения конструктивных материалов. Исходя из этого, в первую очередь при обучении этих детей требуется обратить внимание на формирование интереса к конструктивной деятельности.

Результаты её исследований позволили сделать вывод, что детям с умственной отсталостью доступны только начальные действия с моделями. Особенно это касается действий с конкретными моделями, т. е. конструирование по образцу. Но при создании педагогических условий у таких детей могу быть сформированы навыки работы с графическими моделями (выполнение построек по графическому образцу и создание графических моделей по объёмной конструкции) [1].

Процесс конструктивной деятельности включает в себя решение целого ряда практических задач: форма и приемы работы, последовательность действий, планирование, выделение существенных признаков предмета для передачи конструкции и т. д.

Решение таких задач способствует развитию у детей с умственной отсталостью начальных представлений о пространстве (ориентировка на форму и величину предмета), такое развитие поможет ребенку в дальнейшем обучении предметов, где нужна ориентировка в пространстве.

Работа с детьми по конструированию способствует такой образовательной области, как «развитие речи». В ходе работы, где ребенок планирует вместе со взрослым свою деятельность, а также рассказывает о продукте своей деятельности, полученного при конструировании, происходит расширение активного словаря, усвоение правильного значения слов и способов употребления этих слов.

Овладение общетрудовыми умениями (анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности) происходит также в рамках обучения детей конструированию. Тут дети с умственной отсталостью учатся работать двумя руками под контролем зрения, завершать работу — доводить её до конечного результата, отрабатываются практические приемы выполнения задач.

Помимо всего, процесс формирования конструктивных умений и навыков имеет коррекционное влияние на психическое развитие детей с умственной отсталостью на более ранних этапах развития, что в дальнейшем облегчает обучение этих детей в общеобразовательных учреждениях.

В дошкольном возрасте первой продуктивной деятельностью детей является конструктивная и изобразительная деятельность. Их формирование связано с восприятием ребенком предметов и явлений окружающего мира.

Отличительной особенностью детей с умственной отсталостью является формальный интерес или отсутствие интереса к процессу конструирования. Действия детей при этом достаточно своеобразны. Это нагромождение конструктивного материала друг на друга, перекладывания с одного места на другое, сооружение бесформенных построек без дальнейшего объяснения. Такие сооружения быстро рушатся, ведь они не устойчивы, однако у большинства детей это может вызвать неадекватную радостную реакцию.

На занятиях по конструированию у детей с умственной отсталостью необходимо сформировывать интерес к данному виду деятельности, а также желание самостоятельно создавать постройки для игры. Педагог строит различные предметы и при этом вовлекает ребенка в совместную игру. Весь процесс сопровождается разъяснениями, игрой, комментариями, наводящими вопросами. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена для вызова ответного эмоционального отклика. При такой работе ребенок знакомится с функциональной и предметной стороной конструкций.

Конструктивная деятельность у детей с умственной отсталостью формируется во время предметных действий, подражания и восприятия действий взрослого. Ребенок, подражая взрослому, начинает создавать простейшие постройки, играть с этими постройками, рассказывать о них, то есть у ребенка формируются элементы предметно-игровой деятельности. Условия сюжетно-отобразительной игры способствуют развитию у детей интереса к конструктивной деятельности, в частности, это само создание построек и усвоение пространственных отношений между элементами конструкции.

Для развития самостоятельности детей с умственной отсталостью в конструктивной деятельности педагог показывает, что предмет, имеющий одно функциональное значение (например: магазин), может иметь разный внешний вид. Демонстрация построек на одну и ту же тему, но при этом имея различный образ и вид, играет роль для преодоления у детей с умственной отсталостью склонности к стереотипному воспроизведению одной и той же конструкции. Такая работа нужна, чтобы в собственной деятельности дети хотели использовать различные конструктивные материалы.

Нужно выделить тот момент, что педагог во время работы с детьми с умственной отсталостью формирует представления о связи предмета со всеми видами изображений. Такая работа состоит в одновременном применении различных видов изобразительных приемов: рисование, строительство, наклеивание на бумагу, это дает детям знания о том, что каждый предмет может быть изображен в различных формах: аппликация, графика, конструкция.

Следующим шагом в обучении является выполнение конструкций по образцу. Основано оно на самостоятельных действиях ребенка и реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. На начальном этапе обучения выполнения конструкций по образцу используются несложные объемные образцы, в которых четко просматриваются составляющие элементы. Взрослый анализирует образец в определенной последовательности.

Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта: его название и выделение основных деталей. Перечисление основных деталей нужно называть в той последовательности, которая соответствует очередности дальнейшего конструирования предмета. Педагог указывает важность каждой детали, говорит о её значении. Дальнейшая работа направлена на определение форм элементов и подбор строительных материалов, которые соответствуют этим элементам. Для более правильного восприятия образца детьми с умственной отсталостью, педагог использует вспомогательные движения (обведение основных деталей рукой, обведение по контуру). Когда организован подбор конструктивного материала для работы, педагог организует и контролирует процесс выполнения образца, учет детьми последовательности действий.

В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. Для организации этого вида работы потребуется различные конструкторы, сборно-разборные игрушки. В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию).

Каждый из этих методов используется в зависимости от уровня развития ребенка и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

При правильной организации педагогической работы дети с умственной отсталостью способны овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

Для выработки у детей с указанным дефектом самостоятельности в выборе способов реализации поставленных конструктивных задач требуется тщательно продуманное и последовательное применение различных методов обучения: от поэлементного диктанта (операционального метода) до метода сюжетного конструирования. В результате такой работы помимо формирования конструктивных умений и навыков, а также возникновения образов-представлений, у детей происходит овладение умственными действиями, которые они применяют при решении сходных и новых задачах.

Овладение конструктивной деятельностью ребенка с умственной отсталостью на этапе дошкольного возраста является важным моментом для дальнейшего обучения. В ходе работы у ребенка развивается восприятие, развивается речь, самостоятельность, планирование своей деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, желания трудиться, бережное отношение к продуктам своей деятельности и т. д.

Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с умственной отсталостью оказываются способны выполнять предметные изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

Литература:

  1. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-94 с.
  2. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. — Мн. «Современное Слово», 1998. -768 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования, конструирование, графический образец, конструктивный материал, психическое развитие.


Похожие статьи

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Похожие статьи

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Задать вопрос