Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 19.05.2018

Статья просмотрена: 2358 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Т. А. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков / Т. А. Михайлова, О. Ю. Егорычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50483/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются пути развития коммуникативной компетенции в условиях занятий дополнительного образования.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные компетенции, подростковый период, дополнительное образование детей.

В настоящее время невозможно представить современное общество без различного рода коммуникаций.

Овладение основами коммуникации позволяет специалистам различного рода эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. А это, в свою очередь, снижает риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и собраний.

Коммуникация это уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом: юристом, менеджером или лингвистом, а для таких специальностей, как, например, паблик рилейшнз деятельность или специалист по торгам и переговорам — это не только коммуникативная, но и профессиональная компетентность, от развития которой зависит успех и карьера.

Именно поэтому важно развивать данную компетенцию с ранних лет жизни.

Еще в младенческом возрасте ребенок начинает вступать в процесс общения с окружающим его миром. С возрастом круг общения увеличивается, потребность в коммуникации возрастает.

Наиболее продуктивным возрастом, когда ребенок начинает наиболее эффективно проявлять социальную активность, становится способен самостоятельно мыслить, а потребность в общении достигает своего пика, является подростковый период.

В это время в систему общения подростка входит взаимодействие двух основных социально-психологических подсистем:

  1. Подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги).

Подростки в период пубертата, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой — появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми — стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера их отношений со значимыми людьми. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.

  1. Подсистема «подросток — ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения).

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность

В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и, в частности, развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.

Большое внимание всестороннему развитию, а также успешной коммуникации как со сверстниками, так и с педагогами, служат занятия дополнительного образования: «…В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности». (Концепция развития дополнительного образования детей от 14 мая 2014.г).

Дополнительное образование, как один из факторов развития и становления в том числе коммуникативных умений, дает возможность подростку реализовать себя, повысить собственную самооценку, а также статус в глазах сверстников, родителей и учителей.

Предлагая подростку такие направления реализации, как техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально0педагогическое, мы можем предполагать успешно сформированную коммуникативную компетентность.

Это достигается путем увеличения пространства, в котором обучающийся может развиться, реализовать свои личностные качества. Несомненным плюсом является возможность выбора учащимся форм занятий.

Во время взаимодействия на занятиях взрослого и подростка происходит развитие нравственных качеств последнего. От педагога требуется умения ненавязчиво помочь подростку в реализации своего потенциала, помочь в решении личностных проблем в неформальной обстановке. С этим направлением связано развитие индивидуальных способностей подростков, которое зачастую отсутствует на уроках. Будучи слабым учеником в школьных предметах, подросток имеет возможность реализовать свой потенциал на занятиях в спортивной секции или на кружке творческой направленности. Возможно, изменения имиджа подростка, как «троечника» или «трудного».

Еще одна важная особенность дополнительного образования в становлении личности подростка — эмоциональная насыщенность. Отношение к какой-либо сложной жизненной ситуации складывается у ученика не на примере хрестоматийных героев, а при взгляде на конкретного человека, его отношению к жизненным ситуациям, его ошибкам, победам.

Дополнительное образование влияет на культуру подростков. Знакомство с ценностями культуры происходи через призму его личных интересов, традиций социума. Такой подход не дает перенасыщать ученика информацией и, как следствию, утрате традиций.

На занятиях дополнительного образования познавательная деятельность детей и подростков выходит за рамки обычной школьной программы. В рамках занятий подростки имеют уникальную возможность конструктивного взаимодействия друг с другом, а также с окружающими. Через такие формы как игра, труд и исследовательская активность расширяется область межличностных контактов, что так необходимо в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Варанник А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Варанник. — Новосибирск: [б. и.], 2012. -29 с.
  2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности — М.: Просвещение, 2015. — 183 с.
  3. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.- 420 с.
  4. Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентно- сти учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.29–34. 6. Примерная основная
  5. Формирование универсальных учебных действий в ос- новной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, подросток, дополнительное образование детей, коммуникативная компетенция, конструктивное взаимодействие, отношение, подростковый возраст, подростковый период, развитие, сверстник.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Задать вопрос