В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются пути развития коммуникативной компетенции в условиях занятий дополнительного образования.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные компетенции, подростковый период, дополнительное образование детей.
В настоящее время невозможно представить современное общество без различного рода коммуникаций.
Овладение основами коммуникации позволяет специалистам различного рода эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. А это, в свою очередь, снижает риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и собраний.
Коммуникация это уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом: юристом, менеджером или лингвистом, а для таких специальностей, как, например, паблик рилейшнз деятельность или специалист по торгам и переговорам — это не только коммуникативная, но и профессиональная компетентность, от развития которой зависит успех и карьера.
Именно поэтому важно развивать данную компетенцию с ранних лет жизни.
Еще в младенческом возрасте ребенок начинает вступать в процесс общения с окружающим его миром. С возрастом круг общения увеличивается, потребность в коммуникации возрастает.
Наиболее продуктивным возрастом, когда ребенок начинает наиболее эффективно проявлять социальную активность, становится способен самостоятельно мыслить, а потребность в общении достигает своего пика, является подростковый период.
В это время в систему общения подростка входит взаимодействие двух основных социально-психологических подсистем:
- Подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги).
Подростки в период пубертата, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой — появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми — стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера их отношений со значимыми людьми. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.
- Подсистема «подросток — ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения).
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность
В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и, в частности, развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.
Большое внимание всестороннему развитию, а также успешной коммуникации как со сверстниками, так и с педагогами, служат занятия дополнительного образования: «…В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности». (Концепция развития дополнительного образования детей от 14 мая 2014.г).
Дополнительное образование, как один из факторов развития и становления в том числе коммуникативных умений, дает возможность подростку реализовать себя, повысить собственную самооценку, а также статус в глазах сверстников, родителей и учителей.
Предлагая подростку такие направления реализации, как техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально0педагогическое, мы можем предполагать успешно сформированную коммуникативную компетентность.
Это достигается путем увеличения пространства, в котором обучающийся может развиться, реализовать свои личностные качества. Несомненным плюсом является возможность выбора учащимся форм занятий.
Во время взаимодействия на занятиях взрослого и подростка происходит развитие нравственных качеств последнего. От педагога требуется умения ненавязчиво помочь подростку в реализации своего потенциала, помочь в решении личностных проблем в неформальной обстановке. С этим направлением связано развитие индивидуальных способностей подростков, которое зачастую отсутствует на уроках. Будучи слабым учеником в школьных предметах, подросток имеет возможность реализовать свой потенциал на занятиях в спортивной секции или на кружке творческой направленности. Возможно, изменения имиджа подростка, как «троечника» или «трудного».
Еще одна важная особенность дополнительного образования в становлении личности подростка — эмоциональная насыщенность. Отношение к какой-либо сложной жизненной ситуации складывается у ученика не на примере хрестоматийных героев, а при взгляде на конкретного человека, его отношению к жизненным ситуациям, его ошибкам, победам.
Дополнительное образование влияет на культуру подростков. Знакомство с ценностями культуры происходи через призму его личных интересов, традиций социума. Такой подход не дает перенасыщать ученика информацией и, как следствию, утрате традиций.
На занятиях дополнительного образования познавательная деятельность детей и подростков выходит за рамки обычной школьной программы. В рамках занятий подростки имеют уникальную возможность конструктивного взаимодействия друг с другом, а также с окружающими. Через такие формы как игра, труд и исследовательская активность расширяется область межличностных контактов, что так необходимо в подростковом возрасте.
Литература:
- Варанник А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Варанник. — Новосибирск: [б. и.], 2012. -29 с.
- Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности — М.: Просвещение, 2015. — 183 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.- 420 с.
- Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентно- сти учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.29–34. 6. Примерная основная
- Формирование универсальных учебных действий в ос- новной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.