Статья представляет собой краткий анализ такого психологического феномена как уверенность в себе. Обозреваются основные теоретико-методологические подходы к определению данного психологического явления. Отмечается значение развития уверенности в себе у подростков.
Ключевые слова: уверенность в себе, компоненты уверенности в себе, подростковая уверенность.
В условиях постоянной борьбы и конкуренции за право быть увиденным, услышанным, проявить свои способности, занять выгодное положение в обществе, все больше актуализируется проблема уверенности в себе. Уверенность выступает как важный фактор самореализации человека и представляет собой одно из наиболее значимых основных свойств личности, которое формируется в детстве. В старшем же школьном возрасте, когда ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная, уверенность в себе получает большое значение, так как в это время происходит раскрытие потенциала человека и последующее определение его места в жизни. В период подросткового возраста уверенность в себе играет важную роль, необходимую как в личностном общении, так и в учебной деятельности.
Подростковый возраст является одним из самых важных периодов социализации и становления личности человека, он характеризуется дисгармоничностью и противоречивостью развития. В этот период интенсивно продолжает формироваться самосознание, которое делает подростков восприимчивыми к критике окружающих, эмоционально невыдержанными и неуверенными в себе. Самосознание представляет собой глубокое психическое образование, значимым компонентом которого выступает самоотношение, активно формируемое в подростковом возрасте: развивается собственная самостоятельная система образцов самооценивания, все более совершенствуются навыки познания своего внутреннего мира.
В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости. Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих является идентичным ее представлениям. Уверенность в себе выступает залогом развития здоровой и полноценной личности.
Чтобы дать характеристику «уверенности в себе», необходимо проанализировать основные подходы к определению данного феномена. В настоящее время, несмотря на достаточный запас исследовательских работ по проблеме уверенности в себе и внушительной психологической практики по ее терапии и профилактике, общепринятой и однозначной формулировки уверенности в себе нет. Ученые считают, что в текущем положении проблемы исследования недостаточно данных, чтобы сформулировать точное определение уверенности.
Феномен уверенности в себе появился в конце 19 века. Он рассматривался в работах зарубежных и отечественных авторов в рамках различных подходов. С точки зрения этих подходов уверенность в себе анализируется как: возможность человека предъявлять запросы и требования во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); состояние индивидуума, которое участвует в процессе принятия им решения (И. В. Вайнер, М. Bjorkman, М. Usher); уверенность человека в достижении им успеха (R. Anthony); единое образование, которое включает в себя регуляторно-динамическую и мотивационно-смысловую подсистемы (З. В. Бойко); целостная характеристика человека, компонентами которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (В. Г. Ромек, И. Л. Зиновьева, О. В. Соловьева) [6].
В психологическом словаре Р. С. Немова уверенность это — «психологическое состояние человека, характеризующееся верой в свои силы и возможности» [5]. А в словаре И. М. Кондакова, В. К. Мульдарова это «готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи» [4]. С точки зрения социальной психологии уверенность в себе истолкована как «переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам» [2].
В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях»; «положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания» [3].
Многие исследователи трактуют термин «уверенность в себе» совершенно по-разному. В работах А. С. Прангишвили уверенность — это «установка»; у М. Н. Володарской — «интеллектуальное состояние»; для Н. И. Наенко это «уровень напряжения»; Б. Б. Коссов считает, что уверенность — это «стратегия собственных действий в интеллектуальных играх»; Ф. И. Иващенко представляет уверенность как «особенность нервной системы» [6].
Самым общеупотребительным определением уверенности в себе стало определение Рюдигера и Риты Ульрих. Уверенность в себе они обозначили как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Помимо этого, к уверенности имеет отношение способность позволять себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), рисковать их проявлять (социальный страх и заторможенность) и владение навыками их осуществления (социальные навыки) [7].
В зарубежных источниках появление феномена уверенности в себе связано с решением задач психологической коррекции и психотерапии. Психологи стремились установить причины неуверенности в себе и найти способы ее коррекции. Одним из первых, занявшимся этой проблемой, был Андре Сальтер, главный врач крупной клиники неврозов в Америке. Сальтер предполагал, что причина неуверенности кроется в доминировании процессов торможения над процессами возбуждения. Это приводит к развитию «тормозной» личности, которая не способна к открытому и самопроизвольному выражению своих потребностей, чувств и желаний. На основе своих исследований Сальтер выделил несколько признаков, характерных для здоровой и уверенной в себе личности: откровенное и спонтанное выражение в речи всех испытываемых чувств; экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи; умение противостоять и атаковать; необходимость чаще использовать местоимение «Я«; отсутствие склонности к самоуничижению и недооценке своих сил и качеств; способность к импровизации [7].
Одним из последователей Сальтера был Д. Вольпе, который сделал вывод, что причиной неуверенности в себе является социальный страх, проявляющийся у человека в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Появившись однажды, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя.
Страх лежит в основе неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще сильнее подкрепляют страх. Следовательно, страх и вызванное им поведение запоминается, закрепляется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на похожие социальные ситуации.
В более поздних психологических исследованиях уверенности в себе А. Лазарус отметил, что уверенность в себе носит модальный характер. С его позиции, уверенность представляет собой способность индивида предъявлять требования и добиваться их удовлетворения. Чтобы это было возможным, необходимо допускать себе иметь эти требования, решиться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и владеть для этого соответствующими навыками. С точки зрения Лазаруса «соответствующими» навыками выступают: умение свободно говорить о своих желаниях и требованиях; умение сказать «нет»; умение прямо выражать позитивные и негативные чувства; умение налаживать контакты, начинать и заканчивать разговор.
С точки зрения когнитивного компонента, М. Селигман в своей теории беспомощности свел неуверенность к пессимизму и беспомощности в плоскости поведения. А. А. Бандура пришел к выводу, что причиной неуверенности может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий [7].
Таким образом, к началу 70-х годов 20-го века сложилось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, которая включает в себя определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.
Уверенность в себе подростков включает в себя: высокий уровень самооценки; активное поведение; способность выражать свои чувства, желания и потребности; самостоятельность и независимость в принятии ответственных решений; отсутствие социальных страхов; способность сказать «нет»; умение устанавливать контакты [1].
Формирование подростковой уверенности должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения подростков, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим. Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения. В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности [1].
Таким образом, уверенность в себе представляет свойство личности, при котором индивид способен предъявлять требования к социальному окружению и добиваться их выполнения. Выделяют четыре компонента уверенности в себе: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Работа по формированию подростковой уверенности должна строиться с учетом этих компонентов. Уверенность в себе способствует успешной социализации и самоактуализации личности.
Литература:
- Маслова, И. С. Формирование уверенности в себе как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Текст] // Теория и практика общественного развития: электрон. науч. журн. 2012. № 12.
- Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряклв, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с.
- Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / В. А. Мижериков.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1998. — 544 с.
- Мульдаров, В. К. Психологический словарь / В. К. Мульдаров, И. М. Кондаков. — URL: https://www.twirpx.com/file/174361.ru (Дата обращения: 01.04.2018).
- Немов, Р.С Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. — М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, — 2007. — 560с.
- Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни: автореф. дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 / А. А. Папура. — Ставрополь, 2011. — 256 с.
- Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности [Текст] // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 207–226 с.