Психологическая природа уверенности в себе у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 2720 раз

Библиографическое описание:

Конопкина, А. А. Психологическая природа уверенности в себе у подростков / А. А. Конопкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50489/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья представляет собой краткий анализ такого психологического феномена как уверенность в себе. Обозреваются основные теоретико-методологические подходы к определению данного психологического явления. Отмечается значение развития уверенности в себе у подростков.

Ключевые слова: уверенность в себе, компоненты уверенности в себе, подростковая уверенность.

В условиях постоянной борьбы и конкуренции за право быть увиденным, услышанным, проявить свои способности, занять выгодное положение в обществе, все больше актуализируется проблема уверенности в себе. Уверенность выступает как важный фактор самореализации человека и представляет собой одно из наиболее значимых основных свойств личности, которое формируется в детстве. В старшем же школьном возрасте, когда ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная, уверенность в себе получает большое значение, так как в это время происходит раскрытие потенциала человека и последующее определение его места в жизни. В период подросткового возраста уверенность в себе играет важную роль, необходимую как в личностном общении, так и в учебной деятельности.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов социализации и становления личности человека, он характеризуется дисгармоничностью и противоречивостью развития. В этот период интенсивно продолжает формироваться самосознание, которое делает подростков восприимчивыми к критике окружающих, эмоционально невыдержанными и неуверенными в себе. Самосознание представляет собой глубокое психическое образование, значимым компонентом которого выступает самоотношение, активно формируемое в подростковом возрасте: развивается собственная самостоятельная система образцов самооценивания, все более совершенствуются навыки познания своего внутреннего мира.

В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости. Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих является идентичным ее представлениям. Уверенность в себе выступает залогом развития здоровой и полноценной личности.

Чтобы дать характеристику «уверенности в себе», необходимо проанализировать основные подходы к определению данного феномена. В настоящее время, несмотря на достаточный запас исследовательских работ по проблеме уверенности в себе и внушительной психологической практики по ее терапии и профилактике, общепринятой и однозначной формулировки уверенности в себе нет. Ученые считают, что в текущем положении проблемы исследования недостаточно данных, чтобы сформулировать точное определение уверенности.

Феномен уверенности в себе появился в конце 19 века. Он рассматривался в работах зарубежных и отечественных авторов в рамках различных подходов. С точки зрения этих подходов уверенность в себе анализируется как: возможность человека предъявлять запросы и требования во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); состояние индивидуума, которое участвует в процессе принятия им решения (И. В. Вайнер, М. Bjorkman, М. Usher); уверенность человека в достижении им успеха (R. Anthony); единое образование, которое включает в себя регуляторно-динамическую и мотивационно-смысловую подсистемы (З. В. Бойко); целостная характеристика человека, компонентами которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (В. Г. Ромек, И. Л. Зиновьева, О. В. Соловьева) [6].

В психологическом словаре Р. С. Немова уверенность это — «психологическое состояние человека, характеризующееся верой в свои силы и возможности» [5]. А в словаре И. М. Кондакова, В. К. Мульдарова это «готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи» [4]. С точки зрения социальной психологии уверенность в себе истолкована как «переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам» [2].

В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях»; «положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания» [3].

Многие исследователи трактуют термин «уверенность в себе» совершенно по-разному. В работах А. С. Прангишвили уверенность — это «установка»; у М. Н. Володарской — «интеллектуальное состояние»; для Н. И. Наенко это «уровень напряжения»; Б. Б. Коссов считает, что уверенность — это «стратегия собственных действий в интеллектуальных играх»; Ф. И. Иващенко представляет уверенность как «особенность нервной системы» [6].

Самым общеупотребительным определением уверенности в себе стало определение Рюдигера и Риты Ульрих. Уверенность в себе они обозначили как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Помимо этого, к уверенности имеет отношение способность позволять себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), рисковать их проявлять (социальный страх и заторможенность) и владение навыками их осуществления (социальные навыки) [7].

В зарубежных источниках появление феномена уверенности в себе связано с решением задач психологической коррекции и психотерапии. Психологи стремились установить причины неуверенности в себе и найти способы ее коррекции. Одним из первых, занявшимся этой проблемой, был Андре Сальтер, главный врач крупной клиники неврозов в Америке. Сальтер предполагал, что причина неуверенности кроется в доминировании процессов торможения над процессами возбуждения. Это приводит к развитию «тормозной» личности, которая не способна к открытому и самопроизвольному выражению своих потребностей, чувств и желаний. На основе своих исследований Сальтер выделил несколько признаков, характерных для здоровой и уверенной в себе личности: откровенное и спонтанное выражение в речи всех испытываемых чувств; экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи; умение противостоять и атаковать; необходимость чаще использовать местоимение «Я«; отсутствие склонности к самоуничижению и недооценке своих сил и качеств; способность к импровизации [7].

Одним из последователей Сальтера был Д. Вольпе, который сделал вывод, что причиной неуверенности в себе является социальный страх, проявляющийся у человека в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Появившись однажды, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя.

Страх лежит в основе неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще сильнее подкрепляют страх. Следовательно, страх и вызванное им поведение запоминается, закрепляется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на похожие социальные ситуации.

В более поздних психологических исследованиях уверенности в себе А. Лазарус отметил, что уверенность в себе носит модальный характер. С его позиции, уверенность представляет собой способность индивида предъявлять требования и добиваться их удовлетворения. Чтобы это было возможным, необходимо допускать себе иметь эти требования, решиться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и владеть для этого соответствующими навыками. С точки зрения Лазаруса «соответствующими» навыками выступают: умение свободно говорить о своих желаниях и требованиях; умение сказать «нет»; умение прямо выражать позитивные и негативные чувства; умение налаживать контакты, начинать и заканчивать разговор.

С точки зрения когнитивного компонента, М. Селигман в своей теории беспомощности свел неуверенность к пессимизму и беспомощности в плоскости поведения. А. А. Бандура пришел к выводу, что причиной неуверенности может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий [7].

Таким образом, к началу 70-х годов 20-го века сложилось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, которая включает в себя определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.

Уверенность в себе подростков включает в себя: высокий уровень самооценки; активное поведение; способность выражать свои чувства, желания и потребности; самостоятельность и независимость в принятии ответственных решений; отсутствие социальных страхов; способность сказать «нет»; умение устанавливать контакты [1].

Формирование подростковой уверенности должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения подростков, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим. Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения. В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности [1].

Таким образом, уверенность в себе представляет свойство личности, при котором индивид способен предъявлять требования к социальному окружению и добиваться их выполнения. Выделяют четыре компонента уверенности в себе: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Работа по формированию подростковой уверенности должна строиться с учетом этих компонентов. Уверенность в себе способствует успешной социализации и самоактуализации личности.

Литература:

  1. Маслова, И. С. Формирование уверенности в себе как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Текст] // Теория и практика общественного развития: электрон. науч. журн. 2012. № 12.
  2. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряклв, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с.
  3. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / В. А. Мижериков.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1998. — 544 с.
  4. Мульдаров, В. К. Психологический словарь / В. К. Мульдаров, И. М. Кондаков. — URL: https://www.twirpx.com/file/174361.ru (Дата обращения: 01.04.2018).
  5. Немов, Р.С Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. — М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, — 2007. — 560с.
  6. Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни: автореф. дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 / А. А. Папура. — Ставрополь, 2011. — 256 с.
  7. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности [Текст] // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 207–226 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уверенность, причина неуверенности, подростковая уверенность, подростковый возраст, социальное окружение, страх, когнитивный компонент, компонент уверенности, проблема уверенности, работа.


Ключевые слова

уверенность в себе, компоненты уверенности в себе, подростковая уверенность

Похожие статьи

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости

В статье автор предпринимает попытку описать специфику таких феноменов как совладающее поведение и жизнестойкость на этапе взрослости человека, а также установить между ними связь.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Современные научные представления о психологических особенностях взрослых заикающихся

Статья посвящена проблеме изучения психолого-педагогических особенностей лиц с заиканием. Представлен теоретический обзор современных исследований личности заикающихся и их социально-коммуникативных навыков.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Содержательные особенности идентичности личности созависимых

Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости

В статье автор предпринимает попытку описать специфику таких феноменов как совладающее поведение и жизнестойкость на этапе взрослости человека, а также установить между ними связь.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Современные научные представления о психологических особенностях взрослых заикающихся

Статья посвящена проблеме изучения психолого-педагогических особенностей лиц с заиканием. Представлен теоретический обзор современных исследований личности заикающихся и их социально-коммуникативных навыков.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Содержательные особенности идентичности личности созависимых

Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Задать вопрос