Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка. На сегодняшний день актуально является пополнение словарного запаса детей, ведь логически богатая речь — это успех во множественных областях знания, первая из задач воспитания. Задержка или нарушение в ходе речевого развития детей негативно отражается на их жизнедеятельности и поведении, что беспокоит педагогов, родителей и самих детей. Для предотвращения этого, необходимо создавать благоприятные условия, тогда речь, появляясь в раннем детстве, будет активно развиваться, и обогащаться в течение дошкольного периода.
Современные дошколята хорошо владеют различными гаджетами и планшетами, отлично разбираются в новомодных игрушках, но совершенно не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, выстраивать диалоги, вести монологический рассказ, им тяжело вовлекать сверстников в коллективные игры без участия взрослого. Родители активно занимаются развитием детей, водят их на различные секции и кружки, учат языки, посещают школы раннего развития, совершенно забывая о важности такого вида деятельности как, детская игра. Игра непосредственная, инициативная, активная и самостоятельная. У современных детей так мало времени на любые занятия. Поэтому задача современного дошкольного образования создать условия для гармоничного детства.
Многие литературные источники свидетельствуют о большом интересе исследователей различных областей научного познания к вопросу активизации словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. По словам Л. С. Выготского, «грандиозную сложность» представляет качественное развитие значений слов в словаре ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдается ограниченный словарный запас, так же характерно расхождение объёма пассивного и активного словаря, актуализация и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка тормозит развитие связной речи. Театрализованная деятельность для таких детей в детском саду является универсальным средством, как для развития творческих потенциалов детей, так и для обогащения словарного запаса. Ни для кого не секрет, что за последние годы увеличилось количество таких детей. Поэтому как следствие выросла необходимость использования различных новых технологий и методик. Театрализованная деятельность — это методика, которая входит во все образовательные области, будь — то коммуникация или развитие словаря.
Для детей с ОНР 3 уровня театрализованная деятельность позволяет проявлять интерес к занятиям, сохранять внимание, раскрепощать, развивать элементы репродуктивного и творческого воображения, элементарно — логического мышления, памяти и, самое главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Дети, имеющие это нарушение, в речевое взаимодействие вступают неохотно, избегают инициативы, но стоит взять кукольный театр в руки, как даже самый нелюдимый ребенок стремится принять участие в данной игре.
В ходе театральной деятельности, мы можем играть в лицах литературных произведений таких как — рассказы, сказки, специально написанные инсценировки. Герои литературных произведений становятся актерами, а их приключения, жизненные события, измененные детской фантазией, являются предметом игры.
На сегодняшний день существует большое количество разработок и по тематическим неделям, и по возрастным группам. Любой педагог может подобрать для себя подходящий материал. Не нужно рассматривать театрализованную деятельность, только как постановку спектакля. Ведь это не единственная ее форма!
Одна из организационных форм театрализованной деятельности включает в себя упражнения на создание выразительности, упражнения на артикуляцию и дикцию, а также на развитие интонации и мимики.
Театрализованная деятельность как средство развития словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня хорошо подходит для воспитателей, для специалистов, также и дома родители могут использовать отдельные упражнения и задания. Главное что такой подход окажется весьма действенным, ребята сразу же включатся в работу по развитию речи и творческих возможностей.
Литература:
- Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]/ М. М. Алексеев, В. И. Яшина.-М.: Академия, 1999.-160с.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128с.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
- Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2010. — 352с.
- Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998. — С. 616–625/
- Жога Л. Н., Саяпова Н. Г., Епрева Е. Ю., Овчинникова Е. В., Рукосуева Л. А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. — 2007. — № 4. — с. 46–75
- https://profhelp.net/2443017/
- https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/23/formirovanie-intonatsionnoy-storony-rechi-u