В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, структура, состав, международная интеграция, международное право.
Суд ЕАЭС — действующий на постоянной основе орган правосудия в системе институтов Евразийского экономического союза, который имеет сложную внутреннюю структуру.
Споры, возникающие между участниками Союза, Суд рассматривает в составе Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.
Большая коллегия Суда. На заседаниях Большой коллегии дела рассматриваются в случаях, предусмотренных подпунктом 1 п. 39 Статута Суда: Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза: по заявлению государства-члена о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством — членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии. Так же Большая коллегия рассматривает вопросы, которые предусмотрены Регламентом Суда. Заседание Большой коллегии считается правомочным, если на нем присутствуют все действующие судьи Суда. Следует отметить, что все судьи являются членами Большой коллегии.
Коллегия Суда. Что касается работы Коллегии Суда, то ее заседания проводятся в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 39 Статута: по заявлению хозяйствующего субъекта о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. В Статуте так же закреплено, что под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства — члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства — члена или третьего государства. Заседание Коллегии считается правомочным при условии присутствия одного судьи от каждого государства-участника Союза, а в судейский состав входит один судья от каждого государства-участника.
Апелляционная палата. Если стороны желают обжаловать решение Коллегии Суда, они обращаются в Апелляционную палату. В судейский состав Апелляционной палаты входят те судьи, которые не принимали участие в решении дела, которое обжалуется сторонами. Заседание Апелляционной палаты является правомочным при условии присутствия одного судьи от каждого государства — участника. По мнению Исполинова А. С., данная конструкция Суда противоречит другим различным международным правовым системам, так как международные суды действуют либо без апелляционного органа, либо учреждают апелляцию с составом судей, действующих на постоянной основе [1] (например, МУС). То, что состав Апелляционной палаты Суда зависит от факта участия его членов в рассматриваемых судах, может привести в дальнейшем к возникновению конфликта интересов.
Судейский корпус. В состав судейского корпуса входят по два судьи от каждого государства — участника Союза. Для того, чтобы стать судьей Суда ЕАЭС, необходимо быть квалифицированным и авторитетным специалистом в области национального и международного права, обладать высокими и непоколебимыми моральными качествами, что закреплено в пунктах 7–9 Статута Суда. Срок полномочий судьи — 9 лет. Как отмечают исследователи, данный срок является оптимальным, ведь подобная практика распространена и в других судах [2]. Несмотря на то, что необходимые условия и навыки для судей установлены в Статуте, все еще не выработан единый механизм определения пригодности кандидатов на должность судьи. Если обратиться к практике других международных судебных органов, можно отметить положительный опыт Суда ЕС. Назначение судей Суда ЕС происходило следующим образом: сначала государства-участники выдвигали кандидата самостоятельно, а затем их кандидатура утверждалась или отклонялась общим мнением институтов судебной системы ЕС. Органом, который был уполномочен производить отбор кандидатов на должность судьи, являлась т. н. «Панель 255». Исходя из статистических данных, следует отметить, что роль данного учреждения была положительна: в течение первых четырех лет действия орган рассмотрел 67 кандидатов. 7 кандидатов от общего числа получили негативное заключение, которое означало недопущение на должность судьи. Заключения указанного органа не носили обязательный характер, однако поддерживались и исполнялись государствами-участниками ЕС. Некоторые государства начали проводить различные конкурсы на замещение вакантных должностей, а так же реализовывали модель избрания кандидатов на уровне национального права. Важно и то, что в состав «Панели 255» входили действующие судьи ЕС. Это позволяло избежать реализации государствами-членами различных корыстных, политических мотивов, а так же являлось гарантией того, что действующие судьи благодаря стажу работы и высокому профессионализму примут наиболее верное решение. Данный вопрос так же был исследован на начальном этапе заключения Договора о ЕАЭС, и в качестве его решения поступило предложение выбирать судей из определенного числа кандидатов в процессе открытого конкурса [4], однако данное предложение не было поддержано в дальнейшем. Это считается скорее негативным решением, чем позитивным. В вопросе назначения судей на должность во многих странах, в том числе, в России, существует установленная законодательством процедура. Например, в Российской Федерации процедура закреплена в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому действует Высшая квалификационная коллегия судей [5]. В ее полномочия входит принятие заключений о соответствии того или иного кандидата на должность судьи. Таким образом, опираясь на положительный опыт стран, можно сделать вывод, что при формировании судейского корпуса Суда необходимо установить четкую процедуру отбора кандидатов и обеспечить ее исполнение силами, навыками и опытом действующих судей.
Советник судьи. Согласно пункту 29 Статута, «советник — это должностное лицо Суда, назначаемое на должность и освобождаемое от должности Председателем Суда по предложению соответствующего судьи». В функции советника входит информационное и аналитическое обеспечение деятельности судьи. Чтобы стать советником судьи, необходимо обладать высокими моральными качествами, иметь хорошие знания и опыт работы в сфере международного права и внешнеэкономической деятельности. Советник — независимое лицо, которое представляет судьям правовые заключения для помощи суду в выполнении его задач и целей. Советники судей бывшего Суда ЕврАзЭС показали, что они могут беспристрастно анализировать материалы дела, давая им независимую оценку, а также могут затронуть имеющиеся пробелы и найти их причину с помощью дискуссионного подхода и инновационных предложений. Развитие института советника судьи поможет не только улучшить и ускорить процессуальное производство Суда, но и содействовать практике Суда в интеграционных процессах различных правовых систем и национальных судебных органов.
Секретариат. Деятельность Суда ЕАЭС обеспечивается Секретариатом [3]. Основные функции Секретариата Суда — правовое, материально-техническое, организационное обеспечение работы Суда. В структуру входят два отдела: отдел финансово организационно-кадровой работы и отдел экспертно-аналитической работы. Экспертно-аналитический отдел выполняет информационную, правовую, справочную и аналитическую деятельность. Отдел финансовой и организационно-кадровой работы выполняет материально-техническую и иную деятельность [6]. Выполнение этих функций обеспечивается следующим: предоставление судье правовых заключений по делу в определенный срок; анализ практики международных судебных органов; учет, распределение и анализ жалоб и заявлений, поступающих в Суд; содействие и организация взаимодействия Суда с другими институтами ЕАЭС; подготовка различных процессуальных документов; ведение протоколов заседаний Суда; обеспечение взаимодействия Суда со СМИ и прочее. Структура секретариата и численность его членов утверждаются решением Высшей Евразийской экономической комиссии. Возглавляет данный орган Руководитель Секретариата Суда, который осуществляет полный контроль за аналитической, финансовой и прочими функциями действующих отделов. Руководитель несет ответственность за исполнение Секретариатом своих задач и функций, а о результатах работы он отчитывается перед Председателем Суда или его заместителями. Руководитель имеет двух заместителей. Один из них — начальник экспертно-аналитического отдела, второй — начальник отдела финансовой и организационно-кадровой работы. Назначение заместителей происходит на конкурсной основе. Абсолютно все работники, безусловно, должны обладать соответствующими должности качествами, знанием международного права, а также иностранных языков, что пригодится в ходе анализа практики различных национальных и международных судебных органов.
Таким образом, укрепление и сохранение репутации самого авторитетного и независимого судебного органа на постсоветском пространстве возможно только благодаря слаженной, эффективной, оперативной и независимой работе всех элементов Суда ЕАЭС.
Литература:
- Исполинов А. С. Статут Суда ЕАЭС как отражение опасений и сомнений государств-членов Евразийского экономического союза // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. 14 с.
- Мысливский П. П. Международно-правовое регулирование создания Евразийского экономического союза и способа разрешения споров: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.10 / Мысливский Павел Петрович. — Москва, 2015. — 212 с.
- Положение о Секретариате Суда Евразийского экономического союза // СПС КонсультантПлюс.
- Проект Договора о Евразийском экономическом союзе. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/doc20140212_1 (дата обращения 20.04.18).
- Федеральный закон от 26.06.1992 N 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Федорцов А. А. Первый этап в создании и развитии Суда Евразийского экономического союза // Современные проблемы международного и евразийского правосудия. 2017. № 10. 154 с.