Исторически доказано, что от правильного применения институтов наказания и освобождения зависит последующее поведение лица, а также отношение гражданского общества к законодательству и уголовно-правовой политике государства в целом. Общество должно быть уверено в том, что при реализации уголовно-правовой политики государство делает все необходимое для защиты прав и интересов своих граждан, даже в том случае, когда освобождает от уголовной ответственности и отбывания наказания лицо, совершившее противоправное деяние.
К сожалению, до настоящего времени практическое применение некоторых уголовно-правовых институтов предопределяет не только принцип гуманности к обществу, но и существенно в негативном смысле воздействует на отдельные права граждан. Для обоснования представленного аргумента обратим внимание на применение такого института уголовного права как помилование.
Повышенный интерес различных исследователей к институту помилования объясняется, прежде всего, мировой тенденцией к гуманизации права и органов власти, а также проблемами, обуславливающими применение мер освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Согласно ст. 89 Конституции РФ «помилование в отношении индивидуально определенного лица осуществляется Президентом РФ» [1].
До 2002 г. подготовкой документации, необходимой для решения вопроса о помиловании, занималось Управление по делам о помиловании при Президенте РФ. После подготовки документы отправлялись в специально созданную Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ, которая принимала то или иное решение и отправляла готовый акт на согласование к Президенту РФ. При этом Президент оставлял за собой право принятия окончательного решения и выводы Комиссии не имели для него обязательной силы.
Довольно широкие масштабы деятельности Комиссии по вопросам помилования подверглась суровой критике со стороны общественности и представителей юридической науки. За период работы Комиссии по вопросам помилования на свободу вышло несколько десятков тысяч осужденных, в том числе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, лиц, неоднократно нарушавших режим отбывания наказания, рецидивистов. Примечательно, что в данный период на всей территории страны функционировала только одна подобная комиссия, осуществлявшая весь объем работы по составлению рекомендации для помилования преступников.
Следствием такой перегруженности Комиссии стали ее отдельные ошибочные рекомендации в вопросах помилования. Недовольство общественности побудило Президента РФ упразднить Комиссию по вопросам помилования.
В настоящий момент регламент осуществления гражданами своего конституционного права на помилование закреплен в Указе Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном названным Указом. [4] Существующие при каждом субъекте РФ территориальные комиссии занимаются расследованием обстоятельств уголовных дел, а также собирают сведения о личных качествах заключенного. После тщательной проверки всех материалов дела, его передают Президенту, который должен принять окончательное решение о помиловании в виде досрочного освобождения или смягчения наказания. Прошения о помиловании не всегда подлежат удовлетворению, и в виду отрицательного решения, органы власти письменно уведомляют лицо, просившее о помиловании, о невозможности удовлетворения его требований. Однако через год это же лицо вправе вновь обратиться к органам власти с просьбой о помиловании.
Процедура помилования осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Для рассмотрения прошения необходимо составить его в письменном виде и направить на имя президента РФ через орган, исполняющий наказание. Вместе с ходатайством предоставляется информации о заключенном, его состоянии здоровья, семейном положении, а также копии судебных документов. Следует понимать, что на помилование могут рассчитывать лишь некоторые лица, поведение которых свидетельствует об их раскаянии о содеянном и исправлении.
На положительное решение не стоит рассчитывать злостным нарушителям порядка мест заключения, а также тем, кто уже пользовался привилегией амнистии или смягчения приговора. В остальном акт помилования может быть применен, независимо от тяжести преступления.
В целях совершенствования института внесудебного освобождения в Российской Федерации, а также для обоснованного признания правоприменителями осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания при досрочном освобождении, в том числе по помилованию, необходимы следующие критерии и направления такого совершенствования.
В связи с тем, что большинство осужденных подают ходатайства о помиловании, не отбыв половины срока, назначенного судом наказания, то в соответствии с целями уголовного наказания целесообразно было бы ограничить некоторые аспекты подачи ходатайств о помиловании осужденными, в том числе иностранными гражданами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления. Правильным является предложение О. Г. Кавелиной внести дополнения в п. «а» ч. 2 Положения и изложить его в следующей редакции:
«а) подача ходатайств о помиловании возможна в отношении лиц:
– осужденных судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
– осужденных судами иностранных государств, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, совершивших преступления небольшой и средней тяжести;
– совершивших тяжкие преступления после фактического отбытия ими не менее 1/3 срока наказания, назначенного по приговору суда, а в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, — при наличии исключительных обстоятельств после фактического отбытия ими не менее 1/2 срока наказания, назначенного по приговору суда». [8, с.146]
С учетом поступления с мест большого количества ходатайств осужденных о помиловании в адрес Президента РФ необходимо установить максимальный срок рассмотрения ходатайств о помиловании от исправительного учреждения до Президента РФ в 180 дней (6 месяцев) и в связи с этим внести соответствующее изменение в Указ Президента РФ от 19 мая 2009 г. [5]
Необходимо изменить также редакцию ч. 2 ст. 85 УК РФ [2], указав в ней, что актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено условно или безусловно от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость, а также оно может быть освобождено от возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию по приговорам судов РФ в пользу государства или государственных организаций, находящихся на республиканском или местном бюджете, либо государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском или местном подчинении.
Если лицо, освобожденное условно актом помилования, в течение срока, указанного в акте помилования, совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ.
Данные изменения послужат специфической профилактической мерой предупреждения совершения повторного преступления лицами, освобожденными от наказания актом помилования, а также существенно помогут в совершенствовании правового регулирования института внесудебного освобождения от отбывания наказания в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
- Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 (ред. от 07.12.2016) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации, № 53, (часть II), 31.12.2001, ст.5149.
- Указ Президента РФ от 19.05.2009 № 567 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом» // «Собрание законодательства РФ», 25.05.2009, № 21, ст. 2548.
- Бочарникова Л. Н., Бельский А. И. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2012. — № 1. — С. 41.
- Гришко А. Я. Амнистия. Помилование. Монография / под ред. Гришко А. Я. — М.: Логос, 2014. — 235 с.
- Кавелина О. Г. Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты. М., 2011. — 192 с.
- Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам /Под общ. ред. В. М. Лебедева, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014. — 560 с.
- Сафронов Н. Е. Идеи справедливости при формировании института досрочного освобождения от наказания в истории российского уголовного права // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. — 2015. — № 3. — С. 25–27.