В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, воспитательно-образовательная среда, уголовно-исполнительная система.
Роль воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных очень велика. Потому что несовершеннолетний, который совершил правонарушение и осужден судом, отбывает наказание в воспитательной колонии. В становлении личности играет важную функцию семья, общество, ближайшее окружение, школа и т. д. Но у несовершеннолетнего осужденного связи с семьей, друзьями ограничены, уровень образования не такой зачастую как у сверстников. Поэтому воспитательно-образовательная среда воспитательной колонии восполняет пробелы в развитии, обучении несовершеннолетних осужденных и помогает им в ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы.
Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных, политических, идеологических отношениях. Между обществом и личностью существует органическая непосредственная связь и взаимообусловленность. Однако личность — не пассивный объект тех или иных отношений; она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями.
Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер.
Подросток — это личность, которая еще не совсем развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественным нормам и правилам [1, с. 76].
Воспитание — это ситуативный, целостный, синергетически корректируемый процесс ретрансляции социального опыта, условий и нюансов формирования антропологически обусловленной системы ценностей, детерминирующих и верифицирующих возможность принятия и распространения норм культуры, приоритетов развития личности и общества, специфики и особенностей продуктивного самоутверждения и самореализации личности в модели ведущей деятельности, обеспечивающих развитие личностных и профессиональных качеств в системно модифицируемой матрице идей и практики, предопределяющих возможности социализации и самореализации личности в контексте принятия идеи нормального распределения способностей [3, с. 127].
Целью воспитательной работы является формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В целях исправления несовершеннолетних осужденных и подготовки их к самостоятельной жизни в воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательных процесс, направленный на формирование у подростков законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.
Цель единого воспитательного процесса заключается в исправлении осужденного, его ресоциализации и подготовке к самостоятельной жизни в условиях свободы. Такой подход предполагает в качестве конечного результата формирование у осужденного нравственных качеств и стремления достигнуть определенных материальных благ собственным трудом [2, с. 33].
Воспитательная работа как особый вид педагогической деятельности осуществляется специалистом в системе профессиональных отношений и направлена на совершенствование отношений между людьми, создание благоприятных условий для развития личности, улучшение среды обитания, микроклимата общностей, в которые входит воспитуемый [4, с. 97].
Формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, в соответствии с законом «параллельного действия» А. С. Макаренко, происходит не только и не столько через убеждение, внушение, беседы и другие методы формирования сознания личности, сколько опосредованно — через организацию окружающей социальной среды.
Социальная среда — окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Она является важнейшим фактором развития личности. А. С. Макаренко писал, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личности ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка… Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя» [4, с. 101].
В организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать такие структурные компоненты социальной среды, как воспитательные возможности материально-бытовых условий (дизайн помещений, наличие образовательных организаций, производственных мастерских, спортивных площадок, кружков и др.), привлечение родителей и других родственников и близких людей к воспитанию, участие социальных и образовательных учреждений и организаций, благоприятный социально-психологический климат в среде сотрудников и воспитанников [4, с. 98].
Воспитательная работа проводится в трех основных формах: индивидуальной, групповой, массовой.
Безусловно, наиболее эффективной из них является именно индивидуальная воспитательная работа. Ни один осужденный не должен оставаться без внимания даже при кажущемся положительном на первый взгляд поведения. Вся эта работа должна быть возложена на очень ответственных сотрудников воспитательных колоний в лице психологов, учителей и иных лиц, способных работать с трудными подростками.
Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовой, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч.1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненно позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни — единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы [5, с. 77].
Развитие личности в социальной среде воспитательной колонии имеет свои условия, например возможность выбора деятельности, возможность общения с представителями разных социальных групп, таких как родительский комитет, общественные наблюдательные комиссии и т. д., возможность изменения своих социальных ролей (ученик — работник), выбор коллектива развития и общения, освоение всего коммуникативного пространства.
Таким образом, воспитательно-образовательная среда помогает несовершеннолетнему осужденному:
- в адаптации к местам лишения свободы;
- образовательная среда позволяет несовершеннолетнему осужденному восполнить недостающие знания, обучить его в полной мере в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обучению в школе;
- педагоги в школе готовят осужденных к сдаче выпускных экзаменов, в том числе сдачи единого государственного экзамена, а также помогают подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения;
- сотрудники воспитательной, психологической и других служб, а также педагоги в школах при воспитательных колониях работают с каждым несовершеннолетним осужденным, чтобы помочь им при освобождении из мест лишения свободы выйти полноправными членами современного общества, обладающим ценностями, воспитательными нормами, образованием.
Литература:
- Кузнецова И. А. Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного, отбывающего наказание в воспитательной колонии // Международный пенитенциарный журнал. — 2016. — № 3. — С. 76–80.
- Сибиль Ю. П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2014. — № 9. — С. 33–38.
- Фролов Н. В. Специфика и модели воспитания в современной воспитательно-образовательной среде // Инновационная наука. — 2015. — № 3. — С. 127–129.
- Храброва Е. А. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2015. — № 4 (32). — С. 97–101.
- Шахбанова Х. М. Основные формы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2014. — Т.1. — № 2 (18). — С. 75–78.