В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда поддерживал взгляды и интересы народа, много общался с народом. Он был идейным противником всего подлого, низкого, бесчестного.
Ключевые слова: лирика, философия, борьба против несправедливости, высокие убеждения, бейты, добродетель.
Бабарахим Машраб является ярким представителем узбекской классической литературы. Его стихотворения воодушевляют читателя и проникают в глубину души человека. Его творчеству присущи и лирика, и философия. Он был гуманным мыслителем, самоотверженным борцом против несправедливости.
Творчество Бабарахим Машраба многосторонне. Он возвышал и восхвалял чувство любви, потому что сам пережил эти чувства. Он также, как и Джалолиддин Руми, иногда переходил через традиционные черты стихотворения. Он таким образом выражает свои сладострастные чувства: «Одно значение, одну мысль выразил одной точкой» [1, с.139].
Бабарахим Машраб по духу был близок к простому народу, много общался с народом, и, конечно, он протестовал против несправедливости. Но, как отмечали ученые, этот протест был не против религии, бога, а это был протест против вымогательства, взяточничества. Если посмотреть с точки зрения мистицизма, глубоко проникнуть в суть его слов, то он был против всего подлого, низкого, бесчестного. Он, удивленный, «превращенный в короля несчастных страдальцев, «измученный от страданий, жалуется» на тупость, несообразительность шейхов, посмеивается над взяточниками — священниками и создает свои бесценные стихотворения. «Долго я скитался по полным печали дорогам, удивленный; но вот и жизнь прошла, жаль, в невежестве; Машраб, твоё каждое слово, как жемчужина, но не говори их бесчестным, скупым» [2, с. 129].
Машрабу присуще высокое убеждение, в нем пылает страсть, совесть высказать всю правду, разоблачить подлых, низких существ своей силой, смелостью и решимостью. Он не простой, странствующий дервиш, он великий поэт, «чудотворец», с другой стороны, дорогой, участливый, соболезнующий друг. Поэтому его личность, его творения — это случай не из обыкновенных. Он, присущим ему глубоким умом, осознал противоречивый, полный печали, лжи мир, что и отразилось в его стихотворениях [3, с.134].
Лирика Машраба очень трогательна. Его газели, пятистишия и четверостищия преподносят читателю всё новые и новые впечатления, чувства. Причина этого, во-первых, они по своему содержанию близки сердцу и душе народа. Во-вторых, художественное совершенство произведений Машраба заключается в гармонии их содержания с формой, искренности, мелодичности, звучности, в разнообразии и естественности изобразительных средств. Слова в стихотворениях имеют логическую точность, каждый бейт представляет единое сочетание мыслей и слов:
… В день пережить тысячу мучений,
Дай мне терпенья пережить печаль,
Изумлённый Машраб, какая жаль,
Напрасно ждал с тобой свиданий.
Основная черта творчества Машраба — это народность его произведений. Он сам из народа, живёт, как они, он находится среди народа — всё это положительно влияет на его творчество. Он видит, как трудно живётся народу, простым людям; их чистая совесть, нравственность намного выше мировоззрения любого религиозного деятеля, чиновника. Он угнетателей сравнивает с черным камнем, а народ — с рубином Бадахшона:
Не сравнить черный камень с рубином,
Не печалься, не быть этому никогда [4, 158].
Бабарахим Машраб в период своей деятельности был известен не только в Туркестане, но и во всём мусульманском Востоке в качестве гуманного, народного поэта. Где бы он ни был, куда бы не ходил, его всегда тепло, с уважением встречали, его газели с особой любовью исполнялись народными певцами. Имеются источники, где указано, что Машраб выступал с докладами на собраниях государственного значения в Намангане, Кашкаре, Туркестане, Ходжанде и Бухаре.
Следует особо отметить, что изучение наследия поэта и мыслителя Бабарахима Машраба, странствовавшего путника, побывавшего во многих странах, призывавшего падишахов к справедливости, всегда готового протянуть руку помощи нуждающимся, своей поэзией, привлекшего внимания читателей, анализировать его газели доставляет большого удовольствия каждому из нас.
С большим интересом и увлечением читая издаваемые научные труды литературоведов и ученых о творчестве Машраба, можно только удивляться, насколько велик был он как личность:
Пусть в этом мире не погибнут отзывчивые сердца!
Эти слова звучат, как манифест мудрого философа, уважаемого всеми и борющегося за мир и спокойствие.
Как и Машраб, ради других отрёкшийся от себя, от своего «я» образ Навои как бы поддерживает его мысли:
Если народ мучается один раз, то я страдаю в сто раз,
Если я мучаюсь сто раз, то значит, пострадаю один раз.
Ниже приведены одинаковые взгляды мыслителей:
— Машраб, видя себя мучающимся в аду, говорит:
Сгореть мне в аду, но не народу.
Навои просит у Всевышнего отпущения грехов:
— Все грешные сгорели в аду, но я же, никогда не сгорю!
Выражаясь словами Героя Узбекистана Абдуллы Арипова: «Народ стал владельцем наследия поэта, который стал, действительно, НАРОДНЫМ ПОЭТОМ».
Самая большая заслуга исследователя Джалолиддина Юсупова то, что он собрал все наследие поэта, особенно, сохранив целостность формы и содержания газелей, и передал подрастающему, молодому поколению бесценные творения поэта.
В настоящее время в личной библиотеке Джалолиддина Юсупова хранятся 27 разных вариантов творений поэта. Он же обрабатывает их, придает нужную форму стихам и готовит к публикации. Джалолиддин Юсупов проанализировал дошедшие до наших дней произведения поэта, и в данное время работает над сбором материалов по теме «Литературное наследие Машраба».
Произведения, проанализированные Дж.Юсуповым:
- Лирические стихотворения: газели, четверостишия, пятистишия (мухаммас), шестистишия (мусаддас), рубаи.
- «Источник света».
- «Химия».
- «Киссаи Вайсул Карани».
- «Киссаи Мерожи Расул Акрам».
По мнению Джалолиддина Юсупова произведение «Девон», была его первой книгой, которую он хотел сдать для публикации. Дж.Юсупов изучая, исследуя наследие Машраба, он рад тому, что интерес к его творчеству никогда не иссякнет. И это заслуга многих ученых, исследователей, академиков: Вохида Абдуллаева, Алибека Рустамова, Ботирхона Валиходжаева, профессоров Эргашали Шодиева, Гайбуллы ас-Салома, Рахмонкула Орзибекова, Нажмиддина Комилова, Кабулджана Тохирова. В процессе исследования, изучения творчества поэта неоценимый вклад внесли Азиз Каюмов, Озод Шарафуддинов, Абдукадир Хайитметов, Абдурашид Абдугафуров, Ибрагим Хаккулов, Исматуллох Абдуллаев, Абдулхаким ШариЖузжони, Адилжон Насыров, Зайнал Ризаев, Мухсин Закиров, Саидбек Хасанов, Рахматилло Халиков, Вахоб Рахмонов и Комилжон Исраилов.
Также изучением творчества, духовного мира Машраба занимаются ученые Эркин Мусурмонов, Гуландом Саломова, Дилором Хамроева, Мумин Хошимхонов [7, с. 7]. Их научные исследования в этой области достойны восхищения.
При работе над произведением Машраба «Девон», т. е. «Новое поколение» (Ташкент, 2016 г.) указывает на незначительные ошибки, за что у читателя просит извинения. Но в то же время напоминает о том, что если в тексте будут какие-либо погрешности, то просит сообщить об этом.
Это произведение Машраба было опубликовано намного раньше, но во времена тоталитарной системы некоторые бейты (два полустишия) были опущены. А в настоящее время они дополнены и обработаны. В них ещё имеются неопубликованные 380 газелей, 21 четверостишие, неопубликованные 380 газелей, 21 мустазод (четверостишие), 4 мурабба, 78 мухаммас (пятистишие), 7 мусаддас (шестиполустишие), 2 мусабба, 1 мусамман, 1 месневи (двустишие), фарды, словари и комментарии.
Творческий потенциал Дж.Юсупова настолько высок: он создал словарь, состоящий из 550-600 страниц. В 1990 году он работал над произведением «Где, ты моя милосердная?». Он дает разъяснения словам, они даются в алфавитном порядке. Исследователь, действительно, показал свой талант, силу воли, терпение, труд.
Ещё одна черта его одаренности — это наличие содержания в начале каждой книги, что предоставляет удобство для читателя.
Подводя итог вышесказанному, мы можем с уверенностью сказать, что произведения Бабарахима Машраба пользуются большим успехом среди читателей как Востока, так и Запада. Они служат духовной пищей для всех книголюбов, читателей. Его пламенная лирика, газели, как и произведения Насими и Бедилни, заняли глубокое место в сердцах читателей, призывают человечество к добродетели, к хорошим начинаниям.
Машраб оставил богатое литературное наследие. Проходят годы, века, но все больше и больше открываются новые грани его творчества, интерес к изучению творчества, стихотворений, неповторимых пламенных строк не угасает, а, наоборот, возрастает. Это можно объяснить тем, что его стихи призывают к добродетели, учат различать хорошее и плохое, добро и зло.
Литература:
- Абдулхаким Шарий Жузжоний. «Мистика и человек». Абдулхаким Шарий Жузжоний. Ташкент, Адолат, 2001, 139 с.
- Боборахим Машраб. «Где, ты моя, милосердная?». Боборахим Машраб. Ташкент, Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, 1990, 129 с.
- Нажмиддин Комилов. Мистика. «Тавхид асрори». Нажмиддин Комилов. Ташкент, «Узбекистон», 1999, 134 с.
- Хайитметов А. «Животворный источник», 158 с.
- Хошимхонов Мумин. «Социально-философские взгляды Машраба». Монография. –Ташкент: Шарк, 2001. 7,5 б.т. 2. Хошимхонов Мумин «Социологический анализ социального упадка Мовераннахра» (17-18 вв). монография. –Ташкент: Национальная библиотека Узбекистана имени А.Навои, 2007, 12 с.;
- Хошимхонов Мумин. Жизнь и творчество Б. Машраба. монография. — Ташкент. Национальная библиотека Узбекистана имени А.Навои, 2007, 7 с.; 4. Хошимхонов Мумин «Социально-духовное, религиозно-мистическое, нравственное наследие Машраба и его научно-художественная интерпритация» (17-18 вв). Монография. –Ташкент. Национальная библиотека Узбекистана имени А.Навои, 2008, 54 с.;
- Хошимхонов Мумин «Социально-философское мировоззрение Машраба», дополненное второе издание, Монография.- Ташкент. «IXTIYOR RISO PRINT», 2014.22,5 с.