В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера. Мы придерживаемся этой точки зрения, так как считаем, что концертмейстерство как вид музыкально-исполнительского искусства предполагает владение пианистом целым комплексом профессиональных компетенций, включающих: основные положения теории и практики концертмейстерского искусства; развитые музыкальные способности; грамотный психолого-педагогический подход и эмоциональную гибкость; интеллектуально высокий уровень специалиста, способствующий пониманию музыкальных произведений разных стилей и жанров и умению их анализировать.
В данной статье предпринята попытка выявить и проанализировать специфику работы пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования. Для достижения поставленной цели автором использованы следующие методы:
‒ анализ научно-методической литературы по вопросам профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера;
‒ педагогическое наблюдение за процессом профессиональной деятельности концертмейстера в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа).
На сегодняшний день существует достаточно большое число научных работ отечественных авторов, посвященных изучению различных аспектов концертмейстерской деятельности, где освещены проблемы чтения с листа и транспонирования, определена специфика взаимодействия с различными солистами, даны практические рекомендации по исполнению конкретных произведений, также рассмотрена психологическая составляющая концертмейстерской деятельности (И. А. Бутова, В. Д. Калинина, О. Я. Коробова, Е. А. Островская, Д. И. Варламов, Е. М. Попова и др.). Вопросам концертмейстерской деятельности и искусству аккомпанемента посвящены также научные исследования В. Л. Бабюк, Н. М. Крючкова, А. Н. Люблинского, В. И. Чачавы, Е. М. Шендеровича, Л. Л. Яновской и др. Например, в работах В. Л. Живова, Е. И. Кубанцевой, Н. Н. Горошко и др. содержится научно-методический анализ вокальных сочинений русских композиторов, а также описаны полезные рекомендации концертмейстерам, работающим с вокалистами. Отметим, что все авторы научных исследований в области концертмейстерского искусства ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера над воплощением художественных образов произведений, наметить возможные варианты их исполнительских трактовок.
Резюмируя анализ научно-методической литературы по данной теме мы пришли к выводу, что в трудах перечисленных авторов содержится много ценной информации как для педагогов, так и для студентов.
Обратим внимание, что для ученых также немалый интерес представляют психологический, философский, эстетический и культурологический аспекты деятельности концертмейстера. Р. М. Шамаева пишет, что вышеобозначенные аспекты играют важную роль в творчестве концертмейстера (аккомпаниатора), оказывая огромное влияние на развитие музыкального мышления, воображения, памяти, и формирование эстетической и нравственной сторон мировоззрения музыканта-исполнителя [8]. Концертмейстерство, по мнению автора, — особо значимый в культурно-ценностном смысле вид музыкального исполнительства, занимает важное место в системе нравственного воспитания [8]. Мы согласны с мнением автора, так как считаем, что эффективность воспитательной роли концертмейстерской деятельности, а также направленность и характер ее социального воздействия являются важными критериями, определяющими общественную значимость концертмейстерского искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей современного общества.
По нашему мнению, для успешной профессиональной деятельности начинающим концертмейстерам и будущим педагогам-музыкантам, в компетенцию которых входит владение концертмейстерскими навыками, в первую очередь, необходимо осознать, понять и принять важную и ответственную миссию концертмейстера в музыкально-исполнительском процессе. Во вторую очередь, в качестве подтверждения изученной научно-методической литературы по теории и практике концертмейстерского искусства, познакомиться с исполнительским творчеством выдающихся концертмейстеров как в России, так и за рубежом. К счастью, современная техника и научно-технический прогресс дают нам такую возможность. Мы согласны с мнением ученых-музыкантов и исполнителей, что развитие концертмейстерских навыков и умений является важным условием для успешной профессиональной самореализации музыкантов-педагогов, так как дает широкие возможности для проявления своего «Я», способствует яркой профессиональной музыкально-педагогической и исполнительской деятельности в будущем.
Не секрет, что мастерство концертмейстера, и в частности в сфере музыкального образования, глубоко специфично и требует не только разносторонних музыкально-исполнительских дарований пианиста, его артистических способностей, но и досконального изучения специфики певческих голосов, особенностей дирижерской техники, специфики изложения и исполнения на фортепиано хоровой и оркестровой партитуры.
В итоге пианист-концертмейстер должен уметь:
‒ профессионально ориентироваться в вокально-хоровой литературе разных стилей, жанров и эпох;
‒ владеть необходимыми знаниями теории и практики вокальной и дирижерско-хоровой школы.
Следствием вышеперечисленного может стать более глубокое понимание специфики своей профессиональной деятельности в данной образовательной сфере. Не случайно изучение содержания дисциплины «Концертмейстерский класс» по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль — «Музыкальное и художественное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» предусматривает изучение большого тематического материала, в том числе: изучение музыкально-исполнительских навыков аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов; специфики исполнения аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений; работа над фортепианной партией, собственно исполнительские задачи; содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента; изучение особенностей поэтического текста, связь слова и звука; работа с солистом; чтение с листа — необходимый структурный компонент концертмейстерской подготовки будущего педагога-музыканта; формирование навыков транспонирования, транспонирование на интервал м.2, б.2; развитие навыков игры по слуху [5].
Виноградов К. А. пишет, что для педагога по специальному классу концертмейстер есть правая рука и первый помощник, и, самое главное — музыкальный единомышленник. А для солиста, по определению автора — концертмейстер является наперсником его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер — оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании [2]. Отметим, что преподаватели педагогического колледжа по модулю «Музыкально-исполнительская деятельность» солидарны с мнением ученых, так как практика профессиональной деятельности доказывает истинность всех научных суждений.
В. Л. Бабюк отмечает, что одной из основных отличительных черт отечественной концертмейстерской школы является тесное, партнерское сотрудничество концертмейстера с солистом, при котором происходит активное участие в создании интерпретации музыкального сочинения. Автор подчеркивает, что в учебном процессе концертмейстер является, по сути, вторым педагогом-наставником, способствующим формированию будущего музыканта-профессионала [1]. Мы считаем, что эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо практического концертмейстерского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта. Из этого следует, что в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
В результате анализа профессиональной деятельности концертмейстера можем констатировать, что отличительной чертой работы концертмейстера в сфере музыкального образования является полифункциональность его профессиональной деятельности, в которой, как уже было сказано, функции пианиста-концертмейстера не ограничиваются исполнительскими, а включают в себя педагогические и организаторские.
На сегодняшний день, по нашему мнению, и в контексте компетентностного подхода в образовании, исследовательская деятельность концертмейстера являетсянемаловажным фактором его профессиональной успешности. По Л. Н. Пичугиной [6], исследовательский подход проявляется в особенностях работы начинающих концертмейстеров над изучением исполняемого произведения (в равной степени этот процесс можно определить как творческое исследование):
‒ в рассмотрении особенностей исторического периода, в котором творили авторы, культурной жизни, их окружавшей и, несомненно, повлиявшей на становление сочинителей как художников, мыслителей;
‒ в умении ориентироваться в незнакомом материале, вникнуть в закодированный в музыкальном тексте смысл, содержание;
‒ в выявлении закономерностей строения, стилевых особенностей художественного произведения [3];
‒ в анализе музыкально-смыслового эмоционально-образного содержания, при котором музыкант-исполнитель прибегает к операциям, характерным для исследовательской деятельности ученого: анализу, то есть расчленению музыкального материала на отдельные элементы, сохраняющие все его признаки; синтезу, выстраиванию целостной музыкальной картины [9];
‒ в построении интерпретаторской концепции, исполнительской гипотезы, реализуемой в музыкальном исполнении;
‒ в поиске исполнительских средств и приемов, позволяющих наиболее полно раскрыть художественный замысел музыкального сочинения, реализовать свою творческую исполнительскую интерпретацию в сравнении с интерпретациями других исполнителей [4].
Нам представляется, что исследовательская направленность деятельности начинающих концертмейстеров выражается в том, что в процессе изучения, освоения музыкального произведения и подготовки к реализации исполнительского замысла, в процессе работы с субъектами музыкально-творческой деятельности в условиях педагогической практики или самостоятельной работы, концертмейстер должен не только вникнуть в художественно-смысловое содержание произведения, но и смоделировать пути достижения желаемого воздействия музыки на слушателей и исполнителей, тем самым оценить результаты проведенной работы.
Хочется обратить внимание, что при изучении музыкальных произведений различных стилей и жанров начинающему, да и практикующему концертмейстеру необходимо помнить о таких элементах исполнительства, как фактура, аппликатура, штрихи, применение пианистических приемов, то есть о том, что именуется профессиональным мастерством. В. И. Чачава отмечал главную черту профессионального мастерства концертмейстера — способность воздействовать на аудиторию путём передачи внутреннего содержания художественного образа методом сценического перевоплощения [7]. К сожалению, методом сценического перевоплощения владеет далеко не каждый концертмейстер, а только яркие, эмоционально одаренные профессионалы.
Таким образом, изучение вопросов концертмейстерской деятельности как вида музыкально-исполнительского искусства на сегодняшний день входит в спектр актуальных проблем современной науки. В этой связи интересующие нас аспекты специфики профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования не теряют своей актуальности, а наоборот, требуют активизации исследований в этом направлении.
Литература:
- Бабюк, В. Л. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII — XX веков: Фортепианно-вокальный аспект: автореф. дис.… канд. искусствоведения [Электронный ресурс] / В. Л. Бабюк — Магнитогорск, 2003.–Режим доступа: http://www.dissercat.com.
- Виноградов, К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность. — М.: Музыка, 1988. — Вып. 11. — С. 184–200.
- Горошко, Н. Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: На примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века: дис. канд. искусствоведения / Н. Н. Горошко. — Магнитогорск, 1999. — 179с.
- Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика и практика. М.: ВЛАДОС, 2003. 237с.
- Концертмейстерский класс: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль — «Музыкальное и художественное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения — очная, сроки изучения — 6, 7, 8 семестры / Е. М. Попова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2013. — 31 с.
- Пичугина, Л. Н. Исследовательская деятельность в подготовке будущих учителей музыки / Л. Н. Пичугина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2015. — 169с.
- Чачава, В. Искусство концертмейстерства. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера. Учебное пособие для музыкальных вузов (1–4 курс) / В. Чачава. — СПб.: Композитор, 2007.
- Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: монография / Р. М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2010. — 171с.
- Яновская, Л. Л. Концертмейстерский класс: учебно-метод. пособие / Л. Л. Яновская; ЧГАКИ. — Челябинск, 2004. — 162с.