Уровень заболеваемости школьников в зависимости от санитарно-гигиенических условий обучения в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Селихова, А. А. Уровень заболеваемости школьников в зависимости от санитарно-гигиенических условий обучения в школе / А. А. Селихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50532/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме ненадлежащего соблюдения санитарно-гигиенических условий обучения в школе. Показано теоретическое обоснование проблемы, а также результаты анализа уровня заболеваемости школьников 2-9-х классов.

Ключевые слова: уровень заболеваемости, санитарно-гигиенические условия, гигиена школьного обучения.

Согласно закону Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» одним из принципов реализации государственной политики в области здравоохранения является охрана материнства и детства [1].

Подростки — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы [2].

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска. Требует детального анализа состояния заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами у школьников для принятия адекватных мер на государственном уровне. Необходимо активное привлечение родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и психологии, общественности к реализации всех совместных мероприятий [3].

В стратегии развития страны «Казахстан-2030» одним из долгосрочных приоритетов Президент определил «Здоровье, образование и благополучие граждан», важнейшим компонентом которого отмечено предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Во исполнение задач, вытекающих из данной стратегии, Президентом Республики Казахстан издан Указ «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан» [4].

Охрана здоровья подрастающего поколения — важнейшая стратегическая задача государства, т. к. фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Все перспективы социального и экономического развития государства, высокого уровня жизни населения, уровень развития науки и культуры являются итогом достигнутого здоровья детьми сегодня [5].

Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, наблюдаемые в последние годы, наносят большой социальный и экономический ущерб государству. Это обусловлено следующими причинами:

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска, включая желание испытать на себе воздействие наркотиков, табака и алкоголя.

Усугублением сложившейся ситуации такими социально-экономическими проблемами, как прекращение существования прежних и бурное развитие новых развлекательных организаций с новой идеологией и субкультурой, слабая экономическая база государственных физкультурно-оздоровительных комплексов, низкая платежеспособность населения на фоне высоких расходов на досуг и дополнительное (по интересам) образование детей [6].

В процессе обучения на каждом последующем этапе процесс адаптации школьников имеет свои особенности. Это связано, в частности, с тем, что человек в данном возрастном периоде находится в стадии формирования. Этот этап связан с дополнительными нагрузками на организм, преимущественно социально-психологического плана. Проблема адаптации школьников к внешним условиям в школе тесно связана с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения и разработки способов коррекции состояния организма [7].

Срез результатов исследования в рамках магистерского проекта был проведен в период январь-апрель 2018 года с целью выявления зависимости уровня заболеваемости школьников от условий обучения в Железинской общеобразовательной средней школе № 1 (Павлодарская область).

В исследовании приняли участие 129 учащихся 2-х-10-х классов с русским языком обучения, из них: 65 девочек и 64 мальчика. Возраст учащихся от 8 до 16 лет.

Первым этапом исследования было проведение анализа заболеваемости школьников Железинского района на основании данных медицинского осмотра за 2017 год.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ заболеваемости школьников Железинского района

Класс

% выявленных хронических заболеваний

2 (26 детей)

15,4 (4 ребенка)

Мальчики

3,8 (1 мальчик)

Девочки

11,5 (3 девочки)

5 (23 ребенка)

21,7 (5 детей)

Мальчики

13 (3 мальчика)

Девочки

9,2 (2 девочки)

7 (31 ребенок)

16, 1 (5 детей)

Мальчики

12,9 (4 мальчика)

Девочки

3,2 (1 девочка)

9 (20 человек)

50 (10 детей)

Мальчики

20 (4 мальчика)

Девочки

30 (6 девочек)

10 (29 детей)

48, 3 (14 детей)

Мальчики

27,6 (8 мальчиков)

Девочки

20,7 (6 девочек)

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что 15,4 % школьников 9-ти лет (2 класс) страдают хроническими заболеваниями, но уже к 9–10 классу (15–16 лет) уровень заболеваемости возрастает до 48–50 %.

Последующая обработка данных производилась путем вычисления процента встречаемости тех или иных видов заболеваний (таблица 2).

Таблица 2

Встречаемость заболеваний ушкольников

п/п

Вид заболевания

% встречаемости

1

ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга)

32

2

ВСД (вегетососудистая дистония)

18,9

3

Гипертензионный синдром

7,5

4

РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы)

7,5

5

Миопия

7,5

6

ВПС (врожденный порок сердца)

3,8

7

Пиелонефрит

3,8

8

Нарушение ритма сердца

1,9

9

Хронический тонзиллит

1,9

10

Элементарное ожирение

1,9

11

ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей)

1,9

12

Гипотиреоз

1,9

13

Гломерулонефрит

1,9

14

Церебрастенический синдром

1,9

15

Хронический синусит

1,9

16

Диффузный зоб

1,9

17

Аднексит

1,9

18

Пиелонефрит

1,9

Исходя из таблицы 2, наиболее распространенными заболеваниями являются ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга) — 32 %, ВСД (вегетососудистая дистония) — 18, 9 %, гиперетензионный синдром, РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы), миопия — 7, 5 %, ВПС (врожденный порок сердца), пиелонефрит — 3,8 %, другие заболевания по 1,9 %.

В таблице 3 представлен анализ заболеваемости по видам.

Таблица 3

Анализ заболеваемости школьников по видам

Вид заболевания

% встречаемости

Болезни сердца и сосудов

64

Болезни нервной системы

9,4

Болезни органов зрения

9,4

Заболевания мочеполовой системы

7,5

Заболевания эндокринной системы

5,6

Болезни дыхательной системы, горла

1,9

Болезни органов пищеварения

1,9

Согласно данным, представленным в таблице 3, подавляющую часть хронических заболеваний у школьников (64 %) занимают болезни сердца и сосудов; на втором месте (9,4 %) болезни нервной системы, болезни органов зрения; 7,5 % занимают заболевания мочеполовой системы; 5,6 % — заболевания эндокринной системы; с частотой 1,9 % встречаются болезни дыхательной и пищеварительной систем.

Таким образом, по результатам проведенного исследования предварительные данные показали действительно высокий уровень хронической заболеваемости школьников уже в возрасте 9–10 лет (15,4 %), и рост данного показателя до 48–50 % к 15–16 годам.

Таким образом, в системе образования должное место должно занимать сохранение здоровья учащихся. При этом необходимо уделять внимание гигиенической направленности, недопущению соматической заболеваемости в результате ненадлежащих условий обучения.

Важным направлением в процессе обучения должна стать систематическая работа, направленная на соблюдение санитарно-гигиенических правил, на индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его физических, психологических особенностей и состояния здоровья.

Литература:

  1. «О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV.;
  2. Тубчинова В. С. кандидат социологических наук — Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков — автореферат по ВАК 2004 — с. 10;
  3. http://gp21.kz/ru/patsientu/k-vnimaniyu/;
  4. Турдалиева Б. С., Аимбетова Г. Е., Абдукаюмова У. А., Байсугурова В. Ю., Мусаева Б. А. — Вестник КазНМУ — Здоровье детей и подростков Рес-публики Казахстан: проблемы и пути решения — 2012 — с. 54;
  5. https://articlekz.com/article/12017;
  6. Нуридинова Г. А., Сулейменова С. Н. — Особенности внеклассной работы, позволяющие активизировать процесс формирования здорового образа жизни школьников — ЮКГУ им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан — с. 1;
  7. http://ekolog.org/books/43/5_8.htm
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, ребенок, заболевание, таблица, мочеполовая система, нервная система, Резидуально-органическое поражение, центральная нервная система, эндокринная система.


Ключевые слова

уровень заболеваемости, санитарно-гигиенические условия, гигиена школьного обучения

Похожие статьи

Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу значения процесса формирования гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте

Изучение факторов риска кариеса и возможности его профилактики среди школьников 7-8 лет

В статье рассматриваются факторы риска кариеса среди детей младшего школьного возраста, приводятся результаты оценки уровня их теоретических знаний по изучаемому вопросу, а также данные о пищевых привычках и гигиене ротовой полости респондентов.

Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников

В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...

Гигиенические условия обучения подростков в академических лицеях

Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успевае...

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Раскрывается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы.

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Гигиена труда врачей основных специальностей и особенности условий труда врачей-инфекционистов

Данный обзор литературы представляет собой сведения, полученные в процессе изучения литературы, рекомендаций и статей последних лет по вопросам гигиены труда медицинских работников, работающих в различных областях, неблагоприятных факторов, влияющих ...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Похожие статьи

Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу значения процесса формирования гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте

Изучение факторов риска кариеса и возможности его профилактики среди школьников 7-8 лет

В статье рассматриваются факторы риска кариеса среди детей младшего школьного возраста, приводятся результаты оценки уровня их теоретических знаний по изучаемому вопросу, а также данные о пищевых привычках и гигиене ротовой полости респондентов.

Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников

В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...

Гигиенические условия обучения подростков в академических лицеях

Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успевае...

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Раскрывается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы.

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Гигиена труда врачей основных специальностей и особенности условий труда врачей-инфекционистов

Данный обзор литературы представляет собой сведения, полученные в процессе изучения литературы, рекомендаций и статей последних лет по вопросам гигиены труда медицинских работников, работающих в различных областях, неблагоприятных факторов, влияющих ...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Задать вопрос