Метафора в качестве механизма номинации в текстах научно-технического стиля (на материале русского и английского языков) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Дуюнов, П. Д. Метафора в качестве механизма номинации в текстах научно-технического стиля (на материале русского и английского языков) / П. Д. Дуюнов, Е. В. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50563/ (дата обращения: 18.12.2024).



Метафора продолжает стимулировать научный интерес и остаётся предметом рассмотрения многих дисциплин. Описание функций и природы метафоры происходит в самом широком диапазоне: от узконаправленной фигуры речи до основного способа познания и мышления. Данная статья является попыткой описания метафоры, её функций и механизмов образования в текстах научно-технического характера.

Ключевые слова: номинация, метафора, троп, языкознание, метафорические модели.

Образование новых лексических единиц, а также новых значений у уже имеющихся происходит в результате первичной и вторичной номинации.Под первичной номинацией в данной статье понимается языковое означивание посредством слов и словосочетаний.

Под вторичной номинацией мы будем понимать языковое означивание при помощи предложений [1].

Первичные или изначальные процессы номинации в современных языках представлены достаточно редко. Инвентарь номинаций языка пополняется, по большей части, при помощи вторичной номинации или заимствований — то есть использования в процессе номинации уже существующей единицы в качестве названия для нового наименования.

Способность языковой формы быть связанной с целым рядом означаемых и выражать соответственно несколько значений и, наоборот, связь одного означаемого с несколькими языковыми формами становятся возможными благодаря кардинальному свойству исходных, первичных языковых единиц, а именно: их произвольности, или немотивированности.

Слова, образованные посредством первичной номинации, понимаются носителями языка как изначальные: «твоё», «есть», «чёрный», «белый». Происхождение таких номинаций можно узнать только при подробном этимологическом анализе.

Слова, образованные посредством вторичной номинации, осознаются как выводные по смыслу или по морфологическому составу. Методы вторичной номинации различаются исходя из средств языка, которые используются при создании новых имён, а также от вида соотношения «имя — реальность». В основе всех видов вторичной номинации лежит ассоциативный характер человеческого мышления [2].

В актах вторичной номинации устанавливаются ассоциации по сходству или по смежности между некоторыми свойствами элементов внеязыкового ряда, отображёнными в уже существующем значении имени, и свойствами нового обозначаемого, называемого путём переосмысления этого значения. Изучаемый в данном проекте феномен — метонимия, также относится к средствам вторичной номинации. В основе всех видов вторичной номинации лежит ассоциативный характер человеческого мышления.

Ассоциативные признаки, актуализируемые в процессе вторичной номинации, могут соответствовать компонентам переосмысляемого значения, а также таким смысловым признакам, которые, не входя в состав дистинктивных признаков значения, соотносятся с фоновым знанием носителей языка о данной реалии или о внутренней форме значения [3].

Еще одним чрезвычайно продуктивным типом семантических изменений, ведущим к формированию вторичных, производных значений, является метафора. Метафора представляет собой перенос наименования того или иного предмета или явления на другой предмет или явление на основании их сходства, причем уподобление одного предмета другому может осуществляться вследствие общности самых различных признаков: формы, цвета, внешнего вида, положения в пространстве, вызываемого ощущения, впечатления, оценки и т. д. В том случае, если имя предмета или явления переносится на другой предмет или явление вследствие их функциональной общности, выделяют функциональный перенос как разновидность метафоры.

Номинативные механизмы мышления, будучи ассоциативными по своей природе, неразрывно связаны с метафорой, которая объединяет элементы объективной реальности, не относящиеся друг к другу, но имеющие некоторые сходные черты.

И метафора принадлежит к тем конструктивным средствам языка, которые обеспечивают сосуществование лексических единиц, возникших на разных этапах истории слова [4].

В результате данного исследования были выявлены следующие наиболее распространённые в рамках данного материала модели метафорического переноса значения

Номер модели

Тип модели

Кол-во терминов

Процент терминов

1

действие → предмет

104

19 %

2

предмет → предмет

93

17 %

3

действие → действие

76

14 %

Пример метафорического переноса: Wash:

Лабораторный прием, применяемый для удаления из жидкости различных примесей (действие)

Technician washes the acid to remove solid sediment…

Шайба, используемая для уплотнения участков труб (предмет)

…which forms a yielding wash and enables the cup to be screwed firmly to the bolt…

Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод, что наибольшей продуктивностью развития метафорического значения пользуются существительные, образованные от глаголов. Самой продуктивной моделью метонимического и метафорического переноса значения, как механизма номинации, служит «Действие — Результат».

Литература:

  1. Булыгина Т. В. Особенности структурной организации языка как системы и методы ее исследования. М., 2012. — С. 69.
  2. Казакова Т. А. Практические основы перевода. English ↔ Russian. Учебное пособие. — Спб.:Лениздат; Издательство “Союз”, 2002. С. 296–310.
  3. Шелестюк Е. В. Символ versus троп: сравнительный анализ семантики // Филологические науки. 2001. № 6. C. 50–58.
  4. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение: учеб. пособие. — М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): вторичная номинация, предмет, ассоциативный характер, Действие, метафора, метафорический перенос значения, первичная номинация, человеческое мышление.


Похожие статьи

Развитие метафоры: от античности до когнитивной лингвистики

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «метафора» сквозь призму времени, дается определение понятию «метафора». Определяются труды, в которых метафора рассматривается с точки зрения мыслительного процесса. Основным трудом является стать...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Особенности перевода терминологии в сфере искусственного интеллекта

Данная статья освещает особенности перевода терминологии в сфере искусственного интеллекта (ИИ), обусловленные её узкоспециализированным и динамичным характером. Автор обсуждает разнообразные переводческие трансформации, используемые для передачи тер...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения литературоведов, вызвав ряд критических и оценочных (как положительных, так и отрицательных) характеристик. Поскольку психоаналитический мет...

Анализ лексической единицы «духовное движение» во французском, русском и английском языках

Цель данной работы — рассмотреть лексическую единицу «движение» с точки зрения языковой картины мира отдельных этносов. Поскольку движение является феноменом сложным и многоаспектным, для исследования был выбран конкретный его вид — духовное движение...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...

Дидактическая обработка учебного материала в процессе формирования научно-педагогических понятий у студентов педагогических специальностей

Статья посвящена проблеме подбора и презентации учебного материала студентам педагогических специальностей с целью качественного освоения ими понятийного аппарата педагогики. Процесс концептуализации служит основным условием для перехода получаемой с...

Лексико-семантические особенности стилистических средств и символизм в романе Натаниеля Готорна «Алая буква»

В работе выделены основные аспекты, характеризующие лексико-семантические особенности стилистических средств романа. На основе лингвистического и экстралингвистического анализов рассматриваются главный объект и предмет исследования: символизм литерат...

Роль пространственных пейзажных единиц в художественном дискурсе Эстер Фрейд

Статья посвящена анализу особенностей изображения мира природы в художественном дискурсе Эстер Фрей. Термин «природа» имеет свою особенность и уникальность, и поэтому он может быть рассмотрен как самостоятельная единица художественного текста, а не в...

Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике

В данной статье рассматриваются основные характеристики сравнения и метафоры, изучаемых в когнитивном аспекте. Связь таких языковых явлений с познавательной деятельностью вызывает в последнее время большой интерес, в связи с тем, что она помогает луч...

Похожие статьи

Развитие метафоры: от античности до когнитивной лингвистики

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «метафора» сквозь призму времени, дается определение понятию «метафора». Определяются труды, в которых метафора рассматривается с точки зрения мыслительного процесса. Основным трудом является стать...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Особенности перевода терминологии в сфере искусственного интеллекта

Данная статья освещает особенности перевода терминологии в сфере искусственного интеллекта (ИИ), обусловленные её узкоспециализированным и динамичным характером. Автор обсуждает разнообразные переводческие трансформации, используемые для передачи тер...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения литературоведов, вызвав ряд критических и оценочных (как положительных, так и отрицательных) характеристик. Поскольку психоаналитический мет...

Анализ лексической единицы «духовное движение» во французском, русском и английском языках

Цель данной работы — рассмотреть лексическую единицу «движение» с точки зрения языковой картины мира отдельных этносов. Поскольку движение является феноменом сложным и многоаспектным, для исследования был выбран конкретный его вид — духовное движение...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...

Дидактическая обработка учебного материала в процессе формирования научно-педагогических понятий у студентов педагогических специальностей

Статья посвящена проблеме подбора и презентации учебного материала студентам педагогических специальностей с целью качественного освоения ими понятийного аппарата педагогики. Процесс концептуализации служит основным условием для перехода получаемой с...

Лексико-семантические особенности стилистических средств и символизм в романе Натаниеля Готорна «Алая буква»

В работе выделены основные аспекты, характеризующие лексико-семантические особенности стилистических средств романа. На основе лингвистического и экстралингвистического анализов рассматриваются главный объект и предмет исследования: символизм литерат...

Роль пространственных пейзажных единиц в художественном дискурсе Эстер Фрейд

Статья посвящена анализу особенностей изображения мира природы в художественном дискурсе Эстер Фрей. Термин «природа» имеет свою особенность и уникальность, и поэтому он может быть рассмотрен как самостоятельная единица художественного текста, а не в...

Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике

В данной статье рассматриваются основные характеристики сравнения и метафоры, изучаемых в когнитивном аспекте. Связь таких языковых явлений с познавательной деятельностью вызывает в последнее время большой интерес, в связи с тем, что она помогает луч...

Задать вопрос