Приходится констатировать с сожалением, что преступность несовершеннолетних все еще значительна. Ими совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, порой с особой жестокостью, их вовлекают в организованные преступные группы и т. д. Все это требует от органов расследования квалифицированных действий по раскрытию преступлений, выявлению и устранению обстоятельств, способствующих преступности несовершеннолетних, при условии строжайшего соблюдения законности [1].
Допрос подозреваемого несовершеннолетнего считаем одним из самых сложных следственный процессов и не только потому, что следователь обладает меньшим объемом информации, чем сам подозреваемый, но и потому, что дело приходиться иметь с лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, т. е. с лицом, в большинстве случаев, с несформировавшейся психикой [2].
В педагогике и психологии различаются несколько детских групп, сформированных в зависимости от их возраста и психического развития: младенческая группа (от рождения до 1 года); дети раннего возраста (от 1 года до 3 лет); дошкольная группа (от 3 до 7 лет); младшая школьная группа (от 7 до 11 лет); подростки (от 11 до 14–15); старшая школьная группа (от 14- 15 до 17–18 лет). Представим характерные психологические наклонности представителей последних двух групп [3].
Психологические особенности подростков среднего школьного возраста, то есть возраста от 11 до 14–15 лет отличаются более глубокими познавательными механизмами, укреплением самосознания, развитием чувства ответственности и способности её принять, увеличенной потребностью в общении. Несовершеннолетние данного возраста стараются проявить самодостаточность в различных сферах, копировать поведение взрослым, но в силу физиологических особенностей психики характерных для данного возрастного периода, ещё не могут объективно оценить поступки людей. Поэтому в судебной практике мы часто сталкиваемся с фактом одобрительного отношения подростка негативных действий морально неустойчивых людей. Дети данного возрастного периода легко внушаемы, и это проявляется особенно четко в тех случаях, когда события, которые подлежат разъяснению в ходе допроса, стали объектом обсуждения взрослых в присутствии детей. Если дети оказались вольными или невольными свидетелями обсуждения обстоятельств того или иного события, то они способны повторить диалог взрослых людей [6].
В 14–15 лет начинается критический этап в становлении личности и осознании самого себя относительно сформировавшейся шкалы ценностей в жизни подростка. В данный возрастной период начинает формироваться правовое сознание, ярко проявляется стремление к самостоятельности, желание избавиться от опеки родителей и педагогов. Это хорошо всем известный переходный период — время определения личности, попытки утверждения её в обществе. Психика 14–15 летних подростков помимо стремления к самостоятельности и независимости, характеризуется переоцененным самомнением о собственных способностях и возможностях. Поведение таких несовершеннолетних подростков отличается повышенной активностью и подвижностью, большой возбудимостью и резкой сменой настроения. Характер, воля и мировоззрение пока не сформированы окончательно. Они ещё достаточно сильно подвержены влиянию извне [6].
К наступлению совершеннолетия, то есть непосредственно к 18 годам, уже сформировывается та необходимая степень зрелости, которая присуща каждому дееспособному индивиду, и которая идентифицирует его место в обществе. Наряду с данными особенностями личности, которые присущи детям всех возрастных групп, психические особенности уникальны и индивидуальны у каждого лица, не достигшего совершеннолетнего возраста. В связи со сказанным следует хорошо идентифицировать возрастную группу, к которой относится несовершеннолетний подросток.
Определим общие особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых:
– обязательное участие педагога или психолога при допросе данных субъектов, не достигших возраста 16 лет, либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии;
– вопрос об участии педагога при допросе должен решаться органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению;
– возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;
– для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде.
Как правило, следователи (дознаватели) для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако решая вопрос о привлечении к участию в допросе педагога нужно принимать во внимание обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу.
Проблемы могут возникать не только при организации допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого может иметь место в разных и зачастую противоречивых тенденциях. Задача допроса несовершеннолетнего подозреваемого, аналогична взрослому — получить полные и объективно отражающие действительность показания.
Исследователи отмечают, что допрашивая несовершеннолетнего подозреваемого следователь должен установить: личность допрашиваемого и определить систему психологических приемов, которые будут наиболее результативными при допросе данной категории.
С целью диагностики психического состояния допрашиваемого, следователь может применить определенное количество методов, выбор которых диктуется целями и часовым режимом проведения этого действия (нужно принимать во внимание процессуальные особенности проведения такого действия с несовершеннолетним подозреваемым, в частности, суженные временные рамки).
Основными методами, которые могут способствовать психологической диагностике личности во время допроса, могут быть следующие наблюдение, беседа, независимая характеристика. Применение данных методов изолированно или во взаимосвязи позволит лучше узнать несовершеннолетнего, что позволит:
– установить психологический контакт;
– определить систему тактических приемов допроса;
– определить характер и вид возможного и наиболее результативного психологического воздействия [4].
Следует отметить, что для несовершеннолетних подозреваемых приемы эмоционального воздействия или логическое убеждение могут быть не результативными тактическими приёмами при допросе. Поэтому выделим наиболее эффективные тактические приемы, которые могут применяться в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого при изобличении во лжи:
1) выслушивание легенды. Данный приём заключён в том, что следователь (дознаватель) спокойно выслушивает рассказ несовершеннолетнего об обстоятельствах, которые он знает, при этом зная, что излагаемые сведения действительны. При помощи уточняющих вопросов «легенда» разрушается, выявляя внутреннюю нелогичность показаний. Следователь обязательно должен выяснить мотивы, по которым несовершеннолетний даёт ложные показания;
2) пресечение лжи. Этот приём считается полностью противоположным выслушиванию легенды. Следователь (дознаватель), понимая, что сведения, которые излагает несовершеннолетний ложные, в начале допроса пресекает их вопросами, которые могут свидетельствовать о необходимости правдивых показаний;
3) отвлечение внимания. Суть данного приема в том, чтобы специально уделять внимание обстоятельствам второстепенного характера, для того чтобы «парализовать» бдительность допрашиваемого лица;
4) уточнение. Задаются вопросы, направленные на уточнение некоторых моментов того или иного обстоятельства дела;
5) детализация, приём заключающийся в постановке вопросов, помогающих разделять общие и неконкретные сведения на частные эпизоды, факты и глубже их выявлять;
6) сопротивление. Данный прием способствует устранению противоречий, которые могут быть выявлены в показаниях несовершеннолетнего подозреваемого;
7) напоминание. Помогает вспомнить моменты, которые могли быть забыты;
8) контроль. Суть данного приёма в том, что задаются вопросы, прямо не относящиеся к предмету допроса, но дают возможность получить конкретную информацию, с целью проверки правильности показаний об отдельных эпизодах;
9) наглядность. Следователь может использовать разные наглядные пособия, которые позволят воссоздать в памяти несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) наглядные события. Применительно к несовершеннолетним может использоваться приём косвенного внушения.
В юридической литературе описаны и другие тактические приемы, применяемые в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого при изобличении во лжи, которые применяются в деятельности правоприменителей: стимулирование положительных качеств, постановка неожиданных вопросов и др. [5]
Конституционная норма о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и высшей ценностью в отношении несовершеннолетних, в том числе и подозреваемых приобретает особое значение. Так как данная категория наиболее уязвимая часть общества и нуждаются в особой заботе и охране.
Допрос несовершеннолетнего должен проводиться не позже, чем через 24 часа с момента доставления задержанного. До проведения допроса несовершеннолетний может давать объяснения, что предусмотрено ст. 144 УПК РФ.
Полагаем, что в отношении несовершеннолетних применение норм п. п.1.1. ст. 144 УПК РФ означает, что несовершеннолетнему, который до возбуждения уголовного дела не имеет процессуального статуса, являясь потенциальным подозреваемым, при производстве процессуальных действий должны быть обеспечены все права, какие были бы обеспечены после возбуждения уголовного дела, предусмотренные статьями 424–526 УПК РФ. Так, при получении объяснений должны присутствовать защитник, законные представители, а в необходимых случаях педагог или психолог. Участие законных представителей несовершеннолетних при получении объяснений обусловлено и международными правовыми нормами. Так, согласно п. 7.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правил»), право на присутствие родителей или опекуна должно быть гарантировано несовершеннолетнему на всех этапах уголовного судопроизводства.
Литература:
- Жангушукова, А. З. Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений / А. З. Жангушукова // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 46–48.
- Чернов, А. Г. Особенности допроса несовершеннолетнего /А. Г. Чернов // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 605–606.
- Ченцова, А. В. Особенности уголовно процессуального производства в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук /А. В. Ченцова. — М., 2002. — 33 с.
- Процюк, О. Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы /О. Н. Процюк // Государственный советник — 2017. -№ 1. –С. 13–14.
- Баширова С. Г. Психологические основы получения показаний от малолетних свидетелей и потерпевших на предварительном расследовании: некоторые замечания и рекомендации // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2017. -№ 1. –С. 104–109.
- Допрос с участием несовершеннолетнего [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3285042/page:5/(дата обращения 17.04.2018).