Статья посвящена вопросу совершенствования правовой регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы Российской Федерации. Предлагается установить, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, государственная служба, государственная должность, мировой судья.
Четыре года тому назад в России осуществилась судебная реформа, связанная с объединением высших инстанций двух обособленных до того момента ветвей судебной системы и созданием единого Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Этот процесс был завершен 6 августа 2014 года, со дня упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Следует признать, что в рамках судебной реформы федеральный законодатель провел поистине колоссальную работу, результаты которой воплотились в целый ряд законодательных актов, регулирующих организацию судебной системы. При этом, несмотря на достаточно четкую регламентацию всех особенностей правового статуса судей, до настоящего момента вопрос о государственной должности, занимаемой мировым судьей, не получил однозначного ответа и по-разному решается на уровне субъектов Российской Федерации. В одних случаях указание на то, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации, содержится в законодательстве субъектов Российской Федерации о мировых судьях [8]. В других регионах такого указания в законодательстве нет. Актуальность проблеме придает Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], который, не имея предметом своего регулирования общие принципы организации судебных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тем не менее, содержит упоминания о мировых судьях. В частности, частью 2 статьи 21 названного Закона установлено, что «на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Согласно части 1 вышеуказанной статьи предусматривается создание Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Данный Перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [5] и содержит п. 17 — «Мировой судья». Заметим, что пункт 17 Перечня, в отличие от пунктов 7–9 «Председатель конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации», «Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации», «Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации» не снабжен сноской, согласно которой подобные государственные должности могут учреждаться законодательством субъекта Российской Федерации, а посему — налицо тот факт, что действующее федеральное законодательство исходит из того, что должность мирового судьи безусловно относится к группе государственных должностей субъектов Российской Федерации.
Представляется, что подобное положение не способствует единству статуса мировых судей, укреплению их авторитета в обществе и в целом усложняет правовое регулирование судебной системы России. В Постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» [6] Съезд, вслед за Советом судей [7], отметил необходимость дальнейшего совершенствования статуса мировых судей путем включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 [4], наделения мирового судьи полномочиями, аналогичными полномочиям председателя районного суда по отношению к аппарату судьи.
С принятием Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей» [3] во многом была решена проблема зависимости мирового судьи от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей. Отныне мировой судья получил право согласовывать с указанным органом перемещение работника своего аппарата на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата. Также была существенно улучшена ситуация с финансированием мировых судей, осуществляющимся за счет бюджета субъекта Российской Федерации (в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей). При этом вопрос о регламентации должности мирового судьи до настоящего времени остается открытым.
Поддерживая необходимость урегулирования вопросов, связанных с правовым положением должности мирового судьи в системе государственных должностей Российской Федерации и ее субъектов, мы, вместе с тем, критически оцениваем возможность включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Реализация подобного предложения неизбежно приведет к практически полной унификации правового положения мирового судьи и судьи федерального суда, в результате чего лишится смысла конструкция отнесения мировых судей к судьям субъектов Российской Федерации, следовательно, будет утрачена возможность населения соответствующих регионов прямо или через своих представителей влиять на формирование судейского корпуса системы мировой юстиции.
На наш взгляд, правовой пробел, образовавшийся в законодательстве, следует восполнить путем дополнения ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [1] п. 21 следующего содержания:
«21. Должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации»..
Подобная поправка не потребует коренной ломки сложившейся за последние полтора десятилетия структуры мировой юстиции, но при этом решит проблему, неоднократно отмеченную Всероссийским съездом судей. Именно такой способ решения обозначенной проблемы тем более важен, так как на современном этапе развития федеративных отношений региональный законодатель подчас не считает целесообразным проявлять свою инициативу в данном вопросе.
Полагаем, что главную роль в повышении статуса мировых судей должны играть именно законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях дальнейшего совершенствования мировой юстиции, возможно, стоит рассмотреть вопрос о предоставлении мировым судьям дополнительных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Такая возможность существовала в законодательстве Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации») и была отменена в 2004 г. с принятием т. н. «Закона о монетизации льгот».
Литература:
- О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2018) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей: Федеральный закон от 18.04.2018 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 17. Ст. 2425.
- О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) // Российская газета. 1995. 17 января.
- О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. 2009. № 49. Ст. 5921.
- О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направления ее развития и совершенствования: постановление VII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 // Вестник ВККС РФ. 2009. № 1 (19).
- О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата: постановление Совета судей Российской Федерации от 15.05.2008 № 219 // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- О мировых судьях Свердловской области: Закон Свердловской области от 19.02.2001 № 22-ОЗ (ред. от 03.11.2017) // Областная газета. 2001. 21 февраля.