В последние годы множество международных документов, подписанных под эгидой Организации Объединенных Наций и региональных организаций, признали негативные последствия коррупции для защиты прав человека. Кроме того, система прав человека Организации Объединенных Наций в их экспертизе соответствия государств международному праву прокомментировали неспособность государств выполнить их обязательства в результате коррупции. [3]
Права человека неделимы и взаимосвязаны, и последствия коррумпированного управления многочисленны и затрагивают все права человека — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, а также право на развитие. Коррупция приводит к нарушению обязательств правительства в области прав человека «предпринимать действия к имеющимся ресурсам в целях постепенного достижения полной реализации прав, признанных в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах». Коррумпированное управление общественными ресурсами ставит под угрозу способность правительства обеспечить множество услуг, включая медицинские, образовательные и социальные услуги, которые необходимы для реализации экономических, социальных и культурных прав. Кроме того, распространенность коррупции порождает дискриминацию в доступе к государственным услугам в пользу тех, что могут влиять на действия властей в своих личных интересах, в том числе путем предоставления взятки. Экономически и политически обездоленные страдают от последствие6й коррупции, поскольку они особенно зависят от общественных благ.
Коррупция также может повлиять на осуществление гражданских и политических прав. Она может ослабить демократические институты как в новых, так и в давно сложившихся демократиях. Когда коррупция распространена, люди в общественных позициях не принимают решения с учетом интересов общества. В результате коррупция наносит ущерб легитимности демократического режима в глазах общественности и ведет к потере общественной поддержки демократических институтов. Людям не рекомендуется пользоваться своими гражданскими и политическими правами и требовать соблюдения этих прав. Избирательное мошенничество и коррупция в финансировании политических партий — это другая, более прямая коррупция, связанная с осуществлением гражданских и политических прав.
В странах, где коррупция распространена в системе верховенства права, как реализация существующих правовых рамок, так и усилия по их реформированию препятствуют коррумпированные судьи, адвокаты, прокуроры, полицейские, следователи и аудиторы. Такая практика ставит под угрозу право на равенство перед законом и право на справедливое судебное разбирательство и особенно подрывает доступ обездоленных групп к правосудию, поскольку они не могут позволить себе давать взятки. Важно отметить, что коррупция в системе верховенства права ослабляет структуры подотчетности, которые отвечают за защиту прав человека и вносят свой вклад в культуру безнаказанности, поскольку незаконные действия не наказуемы, а законы не соблюдаются последовательно. [1]
Как принципы соблюдения прав человека могут помочь в борьбе с коррупцией?
Принципы и институты прав человека являются важными компонентами успешных и устойчивых стратегий борьбы с коррупцией. Во-первых, усилия по борьбе с коррупцией будут успешными, когда они будут относиться к коррупции как к системной проблеме, а не к проблеме отдельных лиц. Комплексный ответ на коррупцию включает эффективные институты, соответствующие законы, реформы управления, а также участие всех заинтересованных сторон в правительстве и за его пределами. Таким образом, принятие правовых рамок или комиссий по борьбе с коррупцией может быть неэффективным, если в государственных учреждениях не существует сильного и вовлеченного гражданского общества или культуры неприкосновенности. Аналогичным образом, гражданская активность в борьбе с коррупцией нуждается в помощи сильной правовой базы и открытой политической системы для достижения своих целей. [2]
Во-вторых, учитывая вышеизложенное, борьба с коррупцией, аналогичная проектам в области прав человека, часто является долгосрочным процессом, требующим глубоких социальных изменений, в том числе институтов, законов и культуры страны. Следовательно, эффективная стратегия борьбы с коррупцией может быть полезной и подкрепленной ключевыми принципами прав человека. Для успешной стратегии борьбы с коррупцией необходимы элементы, такие как независимая судебная система, свобода прессы, свобода выражения мнений, прозрачность политической системы и подотчетность.
Необходимо определить роль и характеристики учреждений, которые внесли эффективный вклад в усилия по борьбе с коррупцией. Кроме того, заслуживает внимания и роль судебных органов, национальных правозащитных учреждений в борьбе с коррупцией, а также возможность их сотрудничества с национальными и международными антикоррупционными агентствами. Усилия судебной системы и системы верховенства права в целом как в пропаганде принятия соответствующих законов, так и в осуществлении существующих правовых рамок также имеют отношение к этому обсуждению.
Прозрачность и подотчетность являются ключевыми принципами основанного на правах человека подхода к развитию, которые также являются неотъемлемой частью успешных стратегий борьбы с коррупцией. Некоторые из мер, которые могут повысить прозрачность и подотчетность и способствовать устойчивым мерам борьбы с коррупцией, — это принятие законов, обеспечивающих доступ общественности к информации о правительственных процессах, решениях и политике, а также институциональные реформы, которые повышают прозрачность и подотчетность, например, посредством реформа в операционных процедур и процессов принятия решений учреждениями, включая выборные учреждения и учреждения, отвечающие за предоставление услуг.
Заинтересованное гражданское общество и средства массовой информации, которые ценят и требуют подотчетности и прозрачности, имеют жизненно важное значение для борьбы с коррупцией. Из опыта движения за права человека можно извлечь уроки для повышения осведомленности гражданского общества о неблагоприятных последствиях коррупции и создания союзов с государственными учреждениями и частным сектором в поддержку усилий по борьбе с коррупцией. Как гражданское общество, так и частный сектор могут играть определяющую роль в оказании влияния на институциональную реформу в целях повышения прозрачности и подотчетности. [3]
Литература:
- Киричек Е. В. специфика структуры организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. серия «Право». 2013. Т. 13. n 1. с. 22–25.
- Лунеев В. В. Коррупция в России [Текст] // Государство и право. — № 11. — 2007. — С. 20–27.
- Газета «United nations human rights» [Текст]. — № 5297. — 28 ноября 2016.