В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
Ключевые слова: чтение карты, спортивное ориентирование, спортсмен, соревновательная деятельность.
Для достижения спортсменами высоких результатов в спортивном ориентировании необходимо развитие у них не только физических качеств, но и технико-тактических навыков. Получение таких навыков происходит в ходе технической подготовки, освоения элементов техники ориентирования [4, с. 85]. Один из ключевых элементов техники ориентирования — чтение карты. Чтение карты — это комплексный процесс сопоставления информации, полученной из карты с помощью специальной системы условных знаков и информации о местности путем непосредственного восприятия. Карту предлагается рассматривать как инструмент для отображения и получения сведений о характеристиках и структуре местности, с помощью искусственно созданной знаково-символьной системы.
От того, как будет реализован данный элемент, будет зависеть длина и сложность дистанции, преодолеваемой спортсменом. Длина и сложность влияют на время прохождения дистанции, то есть на результат. Вследствие неточностей чтения карты могут возникать ошибки, которые приводят к смещению реальной траектории движения спортсмена на местности от предполагаемого в образе (представлении) в сознании спортсмена относительно информации, полученной из карты. В результате такой ошибки спортсмен тратит время, психические и физические ресурсы на реализацию движения на выбранном участке дистанции. Он вынужден свое новое реальное местоположение считать за точку начала ориентирования в данный момент, выбрать путь движения из этой точки, создать образ участка карты, или местности путем декодирования информации, полученной из карты, и реализовывать вариант движения. Так расстояние, которое преодолеет спортсмен, удлиняется. Пройденный путь может усложниться для прохождения и физически, в случае если спортсмен на рельефных участках потерял высоту, ее придется набирать заново, или наоборот, сразу набрал лишнюю, или из новой точки путь лежит через местность более тяжелую для пробегания (болота, густой лес, поле с высокой травой). Поэтому так важен компонент чтения карты, от него во многом зависит итоговый результат.
Несмотря на важность чтения карты необходимо сокращать время непосредственной работы с картой, то есть время зрительного контакта с картой. Юные спортсмены-ориентировщики могут тратить половину времени пребывания на дистанции на чтение карты стоя на месте, спортсмены высокого класса читают карту в движении, не делая остановок, практически не снижая скорости. В развитии скорости чтения карты большой ресурс для улучшения результата.
Процесс чтения карты непрерывно длится на протяжении всей соревновательной дистанции. Движение может осуществляться только после принятия решения на основе информации, полученной из карты, так называют «чтение карты вперед». Также, имеет место обратный процесс, получение информации о местности, трансформации в условные обозначения, определения своего местонахождения на карте, что называется «текущим чтением карты».
По словам Ю. Константинова и В. Глаголевой непрерывность достигается сочетанием нескольких составляющих:
1.определение ожидаемого ориентира на карте;
2.мысленное воспроизведение его образа на местности;
3.удержание мысленного образа объекта до момента его достижения;
4.достижение ожидаемого ориентира и, в зависимости от способа отслеживания, перемещение взгляда, большого пальца или угла компаса на данный ориентир на карте [4, с. 89].
В этом описании мы видим, что задействованы определенные психические процессы. Некоторые методики развития технико-тактических навыков основаны на развитии когнитивных навыков [1, 3, 5, 6, 7]. Количественные и качественные характеристики психических процессов имеют свои естественные ограничения, помимо этого, в условиях соревновательной деятельности накладываются дополнительные факторы: физическое утомление, психический стресс в условиях соревновательной деятельности, и другие [2, с. 23–52].
В ходе проведения опроса действующих спортсменов со званиями от КМС до ЗМС методом интервью, были выделены некоторые особенности, касающиеся процесса чтения карты и достижения результата. При выходе на определенный уровень мастерства, спортсмены начинают увеличивать свою скорость не только путем развития физических возможностей, но и уменьшением временных и психических затрат на технику ориентирования, в частности чтение карты.
Процесс чтения карты всегда замедляет скорость движения. Это может происходить и неосознанно, при выполнении физических движений даже в циклических видах спорта, часть психического ресурса тратится на контроль движения, «этот процесс даже на высоком уровне автоматизации остается осмысленным» [8]. В процессе формирования психомоторного навыка появляется двигательный образ, присутствуют механизмы контроля и коррекции [8]. Поэтому, при чтении карты, задействования когнитивного компонента для этого, происходит перераспределение ресурса, и скорость движения снижается.
Многие спортсмены запоминают участок карты немного снизив скорость, есть даже спортсмены высокого класса, которые могут позволить себе остановиться и запомнить участок (остановка 1–3 секунды), и затем преодолевают этот участок на высокой скорости не смотря в карту, только сохраняя образ карты и сопоставляя местность с этим образом. Одни чаще сверяют свой образ в памяти с рисунком карты, другие реже, связано это как с особенностями памяти, так и с особенностями личности спортсмена. Некоторые спортсмены вообще не запоминают участки карты, только дискретно прочитывают условные знаки и сличают с объектами на местности и наоборот, это замедляет процесс, но повышает точность. Риск несовпадения образа карты в памяти и реальной карты может привести к ошибке в десятки секунд или даже несколько минут. Но если ошибка не происходит, спортсмен выигрывает за счет скорости передвижения. В погоне за результатом спортсмены идут и на другой риск, читая карту вперед, или при текущем чтении карты спортсмен не пытается представить и сличить все объекты карты и местности, часть ориентиров «выбрасывается», остаются только ключевые, которых достаточно для наиболее точного следования предполагаемой траектории движения согласно выбранному пути. Так как дистанции в ориентировании никогда не повторяются, какие ориентиры будут являться ключевыми, а какими можно пренебречь, точно сказать нельзя. Причем, данный выбор будет осуществляться во время движения, и на его осмысление очень мало времени. Поэтому начинающим спортсменам следует читать карту довольно подробно, чтобы не допустить грубых ошибок. С опытом прохождения тренировочных и соревновательных дистанций путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в этом опыте, создаются новые образы, они типизируются, выделяется существенное в повторяющихся образах, формируется база разных ситуаций. Имея такой опыт и его переработку, спортсмен может точнее предположить, какое решение в конкретной ситуации может быть выигрышным. Но в спортивном ориентировании могут играть роль разные факторы, будь то погодные условия, дождь, величина снежного покрова, или планировка дистанции (учет противохода при выборе варианта), поэтому даже опытный спортсмен может допустить ошибку при таком «выборочном» чтении карты. Но если его выбор окажется верным, то он уменьшит свое время прохождения дистанции.
Удерживать баланс скорости передвижения на местности и скорости чтения карты — главное правило ориентирования, по-другому его называют «не бежать быстрее головы». Отсутствие ошибок то, к чему стремится каждый спортсмен. Но, несмотря на это, спортсмены сознательно идут на риски связанные с чтением карты, для повышения скорости. Такие риски как запоминание большого участка карты, сознательное пренебрежение ориентирами, быстрое прочитывание, заострение внимания только на ключевых объектах. Такой способ, по словам спортсменов, может существенно сократить время передвижения, но не во всех случаях. Но путем увеличения опыта можно увеличить вероятность положительного исхода беглого чтения карты.
Литература:
- Вяткин, Л. А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков: методическая разработка / Л. А. Вяткин. — Ульяновск, 1983. — 10 с.
- Казанцев, С. А. Психология спортивного ориентирования: монография / С. А. Казанцев. — СПб.: СПБГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2007. — 110 с.
- Калёнов, В. В. Развитие памяти и внимания в процессе занятий спортивным ориентированием / В. В. Калёнов // Проблемы современного развития спортивного ориентирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — М.: ФЦДЮТиК, 2007. — С. 36–39.
- Константинов Ю. С., Глаголева О. Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. — М.: ФЦДЮТИК, 2005. — 328 с.
- Сираковская, Я. В. Развитие когнитивных процессов у юных спортсменов-ориентировщиков (9–12 лет) с использованием игрового метода с учётом их когнитивного стиля / Я. В. Сираковская, Е. Д. Никитина // Вестник Уральского государственного университета физической культуры. — 2011. — № 1(3). — С. 30–32.
- Сираковская, Я. В. Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Я. В. Сираковская. — Малаховка, 2011. 178 с.
- Чешихина, В. В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография / В. В. Чешихина. — М.: Советский спорт, 2006. — 232 с.
- Ермолаева М. В., Родионов А. В., Иевлева М. М.. Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 8. // Библиотека международной спортивной информации. URL: http://bmsi.ru/doc/a53b2ce8–257b-4d8d-a8e4-e1f1f1235041 (дата обращения: 20.05.2018).