Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней протестный потенциал в казахстанском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Марасулов, Нурлы Канатулы. Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней протестный потенциал в казахстанском обществе / Нурлы Канатулы Марасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 428-432. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50668/ (дата обращения: 18.12.2024).



Толерантность... Многие эксперты, аналитики и журналисты, говоря о казахстанском обществе, о его единстве, разнообразии, о его межконфессиональном и межэтническом многообразии, используют данное слово как одну из его важнейших характеристик. Об этом говорится так много, что почти все потребители сего контента смирились и свыклись с этой мыслью, порой подменяя действительность медиа-образами, где с толерантностью в Казахстане всё обстоит замечательно и прекрасно.

Однако что же скрывается за данным словом? Какова реальность бытия? Так ли толерантно казахстанское общество и государство на самом деле? Если толерантно, то ко всем или же казахстанцы предпочитают избирательный подход? Знают ли они, что представляет собой толерантность в современной её трактовке? Об этом и не только я постараюсь ответить в данной работе.

Что такое толерантность?

Задавая этот вопрос, можно услышать самые разнообразные ответы. Чаще всего, они сводятся к следующему:

1) Синоним слова «терпимость»;

2) Синоним слова «безразличие» в позитивном контексте;

3) Синоним слова «моральное разложение»;

4) Тождественно со словом «уважение»;

5) Связано со словом «сожитие, согласие».

Чаще всего, в ходе проведения частных, не претендующих на какую-либо репрезентативность, опросов, можно наткнуться именно на этот ТОП-5. Таково обыденное мнение о толерантности, которое, конечно, меняется со временем, хоть и сохраняя некоторую статичность. К примеру, в ходе таких опросов, проводимых мною ещё в старшей школе и первых курсах бакалавриата, как в среде своих знакомых, так и в среде случайных алматинцев, чаще всего я встречался с вариантами № № 1, 2 и 4. Но мир не стоит на месте, за последние четыре года несколько подросла частота встречаемости варианта № 3 и слова «толерастия» в негативном её значении. Причиной этому послужила обострившая риторика многих российских медиа и пророссийских активистов в ходе информационной войны России и стран НАТО и Европы, которая включает украинский и сирийский кризисы, санкционные и торговые войны.

Стоит отметить, что в виду того, что русский язык является моим основным рабочим языком, сей «опрос», проводился лишь в среде русскоязычного и двуязычного сообщества, за редким исключением, включавшим респондентов из казахоязычного сообщества, которые, к слову, чаще отвечали вариантами № № 4–5.

Поскольку первое отображает лишь субъективное мировосприятие респондентов, рассмотрим научное и правовое определение толерантности:

  1. «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1];
  2. «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» [1];
  3. «(англ., фр. tolerance — терпимость от лат. tolerantia — терпение) — терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоидентификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства» [2].
  4. «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [3].

Как мы видим, наиболее полное и исчерпывающее определение толерантности дано в Декларации принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) (Declaration of Principles on Tolerance) [3], оно же принято и в правовой системе нашей Республики. Основой чему служат следующие права человека: «право на свободу мысли, совести и религии», «на свободу убеждений и на свободное выражение их» и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [4], закреплённые во Всеобщей декларации прав человека (статьи 18, 19 и 26) [5], Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 2, 3, 18, 19, 26 и 27) [6] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (пункты 2 и 3 статьи 2, статьи 3, 8, пункт 3 статьи 10, статья 13) [7].

Наша повседневность

Де-юре у нас всё красиво, а как же обстоят дела де-факто?

В нашем обществе и государстве можно выделить следующие виды толерантности (по объектам):

  1. Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён);
  2. Межконфессиональная толерантность;
  3. Межнациональная толерантность (между гражданами различных государств);
  4. Миграционная толерантность;
  5. По отношению к языку и/или акценту;
  6. Гендерная толерантность;
  7. Политическая толерантность;
  8. Образовательная толерантность;
  9. Межклассовая толерантность;
  10. Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью);
  11. Толерантность по отношению к ЛГБТ-сообществу;
  12. Толерантность по отношению к бывшим заключённым (по наличию судимости);
  13. Толерантность к мелким правонарушениям;
  14. По внешнему облику (лукизм), росту (нэйтизм), весу (сайзизм или фэтфобия);
  15. По возрасту (эйджизм; пассивные и активные избирательные цензы);

Их можно условно разделить по условным степеням конфликтогенности, в зависимости от различных факторов и их совокупности:

  1. Высокая степень — наиболее чувствительная, где любое проявление прямой или обратной дискриминации и пренебрежения может привести к конфликту, дезорганизации и дестабилизации общества.
  2. Средняя степень — характерна для среднего уровня толерантности к различным группам в сочетании со стереотипизацией их образа. Чаще всего приводит к казуальным и неловким ситуациям, реже к бытовым конфликтам.
  3. Низкая степень — характерна для самых различных групп общества, которые в виду негативного окружающего фона стремятся покинуть населённый пункт/страну.

Каждый из 15 видов толерантности различается своей степенью конфликтогенности, с поправкой на моё субъективное мнение.

  1. Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён). Данное направление является в Казахстане одним из приоритетных направлений работы как со стороны государства, так и со стороны институтов гражданского общества. Стоит отметить, что межэтническая толерантность является одной из ключевых характеристик и ценностей казахстанского социума. Степень конфликтогенности данного вида толерантности можно оценить как среднюю.
  2. Иначе обстоят дела с межконфессиональной толерантностью. Государство, при формально прописанной в Конституции свободы на вероисповедание, устанавливает различного рода преграды для полной реализации данного права, оправдывая их введение вопросами безопасности и защиты от угроз терроризма и религиозного экстремизма. Постсоветский социум, в свою очередь, также настороженно относится к различного рода религиозным практикам. Это проявляется в виде мягкой нетерпимости к ношению религиозной одежды (хиджаб, паранджа и т. п.) как в светских учреждениях, так и в повседневной жизни.

Ввиду частичной маргинализации высокорелигиозной части общества и особенностям её организации, межконфессиональные отношения характеризуются высокой степенью конфликтогенности. Протестная активность по данному поводу фиксируется временами (возможно, в связи малой освещённостью в СМИ), проходит в основном в легалистских и легальных формах протеста.

  1. Межнациональная толерантность (между гражданами различных государств). В данном аспекте ситуация идентична межэтническим отношениям. Однако, в массовом сознании существует мифический образ «китайских захватчиков», тем или иным образом поддерживаемый различными активистами. В частности, данный образ повлиял на рост антикитайских настроений в ходе «земельных» протестов 2016 года.
  2. Миграционная толерантность (прежде всего, к репатриантам, а также в контексте дихотомии «город-село). Конфликты и протесты с участием репатриантов из дальнего зарубежья в данном контексте связаны с проблемами интеграции, адаптации и ассимиляции в казахстанском обществе, особую внимательность требуют регионы с русскоговорящим большинством.

Конфликты в контексте дихотомии «город — село» имеют место быть, в частности из-за различия городского и сельского типов поведения и различий мировоззренческого характера, хотя по большей части они вызваны проблемами адаптации к меняющимся условиям, примером чего может служить протест населения пригородов г. Алматы против введения системы оплаты проезда с использованием транспортных карт «Оңай».

В целом, по данному аспекту характерна средняя степень конфликтногенности, острые моменты возникают редко имеют локальный характер и разрешаются местной бюрократической машиной в рабочем порядке.

  1. По отношению к языку и/или акценту. Вопросы языка традиционно являются острыми для Казахстана, население которого разделено на преимущественно казахоязычных и русскоязычных, без сильной доминанты какой-либо из групп. Триггером для конфликта и протестных акций на данной почве являются потенциальные изменения в языковое законодательство, которые снижали бы статус и/или сужали сферу применения какого-либо из языков. Парадоксальным с точки зрения социальных наук является то, что этническое большинство в обеих группах принадлежит представителям одного этноса — казахам.
  2. Гендерная толерантность. Конфликты на данной почве, чаще всего, относятся к семейно-бытовым. Однако по мере увеличения религиозности населения и/или нарастания технологического прогресс могут возникнуть потенциальные очаги социальной напряженности, связанные с несоответствием гендерных ролей и образов прошлого и современности.
  3. Политическая толерантность и плюрализм. Её нарушение связано с отсутствием эффективно действующей конструктивной оппозиции и низкой роли парламента или иначе де-факто отсутствием возможности равного политического участия для групп населения, придерживающихся отличных от государственной идей и идеологий. Связано это с завышенными требованиями для регистрации и деятельности политических партий, преследование их административными или судебными мерами, с сужением сферы для реализации права на свободу мирных собраний.

Этот аспект носит высокую степень конфликтогенности и приводит к избранию гражданами нелегальных форм протестной активности для удовлетворения своих требований, защиты интересов и удовлетворения запроса на политическое участие.

  1. Образовательная толерантность; Её нарушение и, соответственно, конфликты и протесты на её почве связаны с завышенными квалификационными требованиями работодателей и завышенными ожиданиями оплаты и условий труда у потенциальных работников, в результате чего происходит увеличение уровня недовольства, особенно, у молодых работников. Данный аспект обладает сравнительно низкой степенью конфликтогенности, т. к. протестная активность находит своё воплощение, в основном, в виртуальном пространстве. В то же время, стоит отметить, происходит снижение доли оптимистично настроенных на будущее молодых людей — в результате чего они начинают искать иные пути реализации своего потенциала, в том числе по средством миграции.
  2. Межклассовая толерантность или профессиональная толерантность — т. е. между персоналом высшего, среднего и низшего звеньев. Бытовые конфликты могут быть вызваны неуважением их труда либо высокомерным и пренебрежительным отношением со стороны окружающих. К примеру, случай с заявлением 2016 года министра культуры РК содержит дискриминационные ноты в отношении персонала низшего звена [8]. Этот аспект носит средний характер конфликтогенности, т. к. редко выходит за пределы бытовых споров.
  3. Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью); На микроуровне она заключается наличии групп, дискриминирующих инвалидов, в частности инвалидов-колясочников. На макроуровне она заключается в несовершенстве системы социального и медицинского обеспечения, дискриминирующей людей с ограниченными возможностями и заставляющей их подтверждать свою инвалидность ежегодно в течение 7 лет, а также в формальном создании соответствующей инфраструктуры, что результате ограничивает социальную активность и мобильность лиц с ограниченными возможностями.
  4. Толерантность по отношению к ЛГБТ-сообществу. Говоря о дискриминации в данной области, стоит отметить, что она не прописана законодательно и декриминализована. Однако возможности открытого признания принадлежности к данному сообществу весьма сужены в виду отрицательного и открыто дискриминационного отношения со стороны значительной части населения при нейтральном отношении большей части населения и к дискриминируемым, и к самому факту дискриминации. Несмотря на это ряд институтов гражданского общества занимается просветительской, правозащитной и терапевтической деятельностью, хотя говорить о сформированности полноценного ЛГБТ-сообщества, способного защитить свои права, не приходится.
  5. Толерантность по отношению к бывшим заключённым (по наличию судимости). Как правило, лицам, имеющим судимость, трудно ресоциализироваться в казахстанском социуме и найти рабочее место. Связано это с тем, что целый ряд государственных требуют справки о несудимости, а работодатели не рискуют брать бывших заключённых на работу. Данный аспект характеризуется низкой степенью конфликтогенности, но в тоже время способствует повторному совершению преступлений (рецидиву).
  6. Толерантность к мелким правонарушениям. Она порождает нарушение прав людей, которые закреплены в законодательных нормах Республики Казахстан, увеличение преступности и попустительства, увеличении ощущения вседозволенности, потенциально увеличивающие возможность массового мародёрства при крупных социальных потрясениях и включение мелких правонарушений в число социально одобряемых действий. Простым иллюстрирующим примером этого являются неправильная парковка транспортных средств, курящие водители общественного транспорта и безбилетные пассажиры.

Высокая толерантность подобного рода может привести к появлению социального парадокса, заключающегося в том, что при увеличении количества преступлений граждане активнее требуют обеспечить соблюдения правопорядка, однако при усилении мер по его обеспечению начинают возмущаться действиями силовых и судебных органов, эксплицируя социальную напряжённость, которая со временем может трансформироваться в политическую напряжённость и вылиться в протестные акции. Всё это говорит нам о высокой степени конфликтогенности присущей данному аспекту.

  1. Толерантность по отношению к внешнему облику, росту, весу тесно связана с коллективными представлениями о том, как должен выглядеть «нормальный человек». Всякий, кто не попадает под это определение «нормальности», может стать объектом насмешек, шейминга и стигматизации. Формы дискриминации по данным признакам называются лукизм, хэйтизм, сайзизм и фэтфобия, соответственно. Данный аспект несёт в себе среднюю степень конфликтогенности, а протесты, связанные с ней, происходят путём формирования движений на подобии боди-позитива.
  2. Толерантность по отношению к возрасту стала актуальной в последние 150 лет в связи с ростом продолжительности жизни человека. Данный вид толерантности также тесно связан с коллективными представлениями о том, как должно выглядеть, вести образ жизни и одеваться в том или ином возрасте. Дискриминация по данному признаку называется «эйджизм» и, чаще всего, выражается в форме насмешек, шейминга и стигматизации. Но в тоже время она находит выражение в ограничении в политических правах. В частности в пассивных и активных избирательных цензах. Ведь зачастую возрастные ограничения пассивного избирательного права ни чем не мотивированы, а активное избирательное право ограничено понятием совершеннолетия, хотя право вступать в законные трудовые отношения и полная уголовная ответственность наступают гораздо раньше (в Казахстане с 14 и 16 лет, соответственно).

Не смотря на наличие малообоснованных ограничений, аспект толерантности по отношению к возрасту характеризуется лишь средней степенью конфликтогенности, протестные настроения редко находят себя вне виртуального пространства.

В заключение хочу отметить, что толерантность, став одной из основных содержательных характеристик демократического общества, обрела большое значение в современном обществе. Аспекты политического равенства стали проникать во все сферы жизни, и, пройдя сквозь призму социальных отношений, обрели ещё большую ценность. Но, с другой стороны, они обрели новый потенциал конфликтогенности, а в связи с этим и новое содержание обрел их протестный потенциал, которые информационная эпоха позволяет использовать как никогда прежде.

Особо стоит отметить ошибочность представления, что повседневные практики мало влияют на политический процесс и что роль событий-триггеров (или «чёрных лебедей») очень велика. Исторический, а ровно и политический, процесс определяется в первую очередь данными каждодневными долгосрочными практиками, формирующими жизни и судьбы людей и обществ.

Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь. 2010. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3483/ТОЛЕРАНТНОСТЬ, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  2. Политология. Словарь. — М: РГУ. В. Н. Коновалов. 2010. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/234/Толерантность, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  3. Декларация принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  4. Декларации принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  5. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  8. Лучше быть уборщицей, чем министром-вором — президент Кыргызстана. // Информационное агентство «Медиа-портал CARAVAN.kz». — Режим доступа: https://www.caravan.kz/news/luchshe-byt-uborshhicejj-chem-ministromvorom-prezident-kyrgyzstana-378772/, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, отношение, Казахстан, вид толерантности, аспект, казахстанское общество, конфликт, межэтническая толерантность, протестная активность, Синоним слова.


Похожие статьи

Толерантность и интолерантность в молодежной среде

Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества

Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Роль Президента РК Нурсултана Назарбаева в развитии межрелигиозного согласия и доверия в Казахстане

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе

Роль СМИ и сети Интернет в антикоррупционной деятельности государства

Актуальность системы защиты права интеллектуальной собственности в контексте наращивания интеллектуального потенциала Туркменистана

Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности

Похожие статьи

Толерантность и интолерантность в молодежной среде

Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества

Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Роль Президента РК Нурсултана Назарбаева в развитии межрелигиозного согласия и доверия в Казахстане

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе

Роль СМИ и сети Интернет в антикоррупционной деятельности государства

Актуальность системы защиты права интеллектуальной собственности в контексте наращивания интеллектуального потенциала Туркменистана

Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности

Задать вопрос