Дидактические принципы реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Головатюк, Р. В. Дидактические принципы реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах / Р. В. Головатюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50695/ (дата обращения: 16.10.2024).



Эта статья посвящена дидактическим принципам реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах. А также рассматриваются следующие дидактические принципы: принцип сознательности, систематичности и последовательности, наглядности, прочности, новизны, аппроксимации, функциональности, активности. Актуальность заключается в необходимости способствовать улучшению развитии памяти у учащихся как кратковременную и долговременную в процессе обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах.

Ключевые слова. дидактические принципы, память, сознательность, систематичность и последовательность, наглядность, прочность, новизна, аппроксимация, функциональность, активность.

Знание иностранного языка сейчас занимает одну из ключевых позиций в современном мире. Существует несколько основных принципов обучения иностранным языкам, которые используют в своей работе методисты. Они могут быть разделены наследующие группы: общедидактические, методические, комбинарные (принципы как общедидактического, так и методического плана). [4, с. 21]. В наше время необходимо способствовать улучшению развитии памяти у учащихся как кратковременную и долговременную в процессе обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах.

В качестве основных можно назвать:

‒ принцип сознательности,

‒ систематичности и последовательности,

‒ наглядности,

‒ прочности,

‒ новизны,

‒ аппроксимации,

‒ функциональности,

‒ активности.

Принцип сознательности также занимает ключевую позицию среди общедидактических принципов. Содержание данного принципа заключается в том, что обучающиеся должны самостоятельно осознавать осваиваемые действия и операции с языковым материалом, т. е. формирование у них навыков и умений владения языковым материалом происходит на сознательной основе [6, с. 62].

Кроме того, стоит упомянуть о принципе наглядности, который включает в себя восприятие через моторные и тактильные ощущения. Именно поэтому к наглядным средствам, применяемым в процессе обучения, можно отнести лабораторное оборудование, а также статические и динамические учебные пособия. В совокупности применения всех этих средств создается иноязычная среда, которая и обеспечивает языковую наглядность.

Принцип систематичности ипоследовательности основывается на формирование новых знаний, навыков и умений. Данный процесс происходит в системе в определенном порядке, когда каждый из этих элементов вступает во взаимодействие с другим, т. е. один опирается на следующий, а следующий готовит обучающегося к усвоению нового и т. д. [3, с. 107].

Принцип доступности подразумевает построение процесса обучения на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, т. е. обучающиеся не должны испытывать каких-либо моральных перегрузок или физических трудностей на уроках, потому что это оказывает отрицательное влияние не только на психическое здоровье, но и на физическое. Согласно исследованиям, при слишком усложнённом содержании понижается мотивационный настрой обучающихся на получение новой информации, резко ослабевают волевые усилия, а также быстро падает работоспособность и возникает чрезмерное утомление [5, с. 113].

Принцип прочности усвоения знаний заключается в закреплении получаемой информации в памяти обучающихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

  1. прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и другого) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю;
  2. память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. Принцип прочности выражается в том, что вводимые в память обучающихся слова, структуры должны в ней сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы всякий раз, когда возникает необходимость.

Исследователями также выделяется принцип новизны, осуществляемый по следующим ключевым направлениям: стремление к новизне содержательного плана речи, ее информативности; стремление к постоянному комбинированию и варьированию уже известного, включения некоторого числа лексики, которая может войти в рецептивный и даже активный словарный запас; стремление придать всему, учебно-воспитательному процессу новые черты, чтобы, например, создать подлинно коммуникативный характер урока, что само по себе может послужить мотивирующим фактором [2, с. 56].

Принцип аппроксимации является неотъемлемой частью учебного процесса, т. к. он позволяет учителям иностранных языков осуществлять организацию и контроль учебно-воспитательного процесса более рационально.

Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данными средствами. Отбор и организация материала осуществляется в зависимости от необходимости выражения обучающимися тех или иных речевых функций: сомнение, похвала, подтверждение мысли, отказ, уверенность. В силу того, модель системы речевых средств создается не с помощью отбора лексического и грамматического материала раздельно, а на функциональной основе: подбираются определенные средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций (сообщить, объяснить, убедить и тому подобное) [1, с. 23]. В основе функционального принципа лежит учет того или иного высказывания, его соответствие поставленной коммуникативной задаче: если ученик убеждает, то строя свою аргументацию, он должен добиться согласия, убедить.

Принцип создания необходимых условий для обучения заключается в соблюдении четырёх основных групп условий:

‒ учебно-материальных,

‒ школьно-гигиенических,

‒ морально-психологических,

‒ эстетических.

За соблюдением всего этого следит руководство школы и педагогический коллектив, т. е. директора и завучи занимаются закупкой специализированного оборудования, педагогического материала и т. д., а учителя создают благоприятные морально-психологические условия в соответствии с требованиями педагогической этики.

Стратегии развитии памяти для учащихся являются главным инструментом к устному общению на английском языке и для улучшения их кратковременной и долговременной памяти.

Литература:

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://linguistics.kspu.edu/webfm_send/1885 (дата обращения: 11.05.18).
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
  3. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. М.: Академия,2000.264 с.
  4. Мижерикова В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: «Академия».2000.153 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: учебник для вузов. М.: Владос,2008.256 с.
  6. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М.: Юрайт, 2009. 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная монологическая речь, принцип сознательности, развитие памяти, обучающийся, обучение, принцип, средство, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, языковой материал.


Похожие статьи

Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени

Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...

Обучение применению стратегии «Выражайтесь косвенно» при обучении английскому языку

В данной статье рассматриваются стратегии отдаления или негативной вежливости и, в частности, стратегия «Выражайтесь косвенно». А также лексико-грамматические средства, связанные с категорией модальности, которая играет важную роль в реализации страт...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Похожие статьи

Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени

Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...

Обучение применению стратегии «Выражайтесь косвенно» при обучении английскому языку

В данной статье рассматриваются стратегии отдаления или негативной вежливости и, в частности, стратегия «Выражайтесь косвенно». А также лексико-грамматические средства, связанные с категорией модальности, которая играет важную роль в реализации страт...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Задать вопрос