Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Ключевые слова: тренинг, конфликтное поведение, ситуация, метод математической статистики.
Рассмотрим, каковы результаты диагностики на констатирующем этапе исследования.
Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 1:
Рис. 1. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе
Тест-опросник Томаса позволил выявить основные стратегии поведения подростков, участвующих в исследовании, в конфликтной ситуации.
Так, стиль соперничества, или конкуренции, в наибольшей степени характерен для 56,7 % подростков в экспериментальной группе и для 60 % подростков в контрольной группе. Такие подростки активны, целеустремлены, они предпочитают разрешать конфликты собственными силами. Эти подростки не стремятся к сотрудничеству и установлению диалога с окружающими при возникновении противоречивых ситуаций, не учитывают их интересы. На первом месте для таких подростков — собственные цели. Используя волевые качества, они часто принуждают других людей принимать в спорной ситуации необходимые для них решения.
Стратегия сотрудничества является наиболее выраженной для 16,7 % подростков в обеих группах. Такие подростки в конфликтных ситуациях не забывают о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта они прибегают сами и стимулируют других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.
Стиль компромиссного поведения в конфликтной ситуации предпочитают 10 % подростков в экспериментальной группе и 3,3 % — в контрольной. Эти подростки готовы в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны при использовании данной стратегии прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен, в результате чего достигается некое временное соглашение, однако причины конфликта при этом не устраняются, и часто обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
Стиль избегания в конфликте наиболее характерен для 13,3 % подростков в экспериментальной группе и для 16,7 % — в контрольной. Эти подростки чаще всего уклоняются от разрешения конфликта, не отстаивают свои интересы, позволяют ущемлять свои права. Такие подростки, кроме того, не стремятся к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликтной ситуации. В большинстве случаев они просто игнорируют существующую проблему, перекладывают ответственность на других, откладывают решение, при возможности устраняются (выходят из помещения, меняют тему разговора и так далее).
Наконец, больше всего баллов по шкале приспособления набрали по 3,3 % подростков и в экспериментальной, и в контрольной группах. Они не пытаются в конфликтной ситуации отстаивать собственные цели. Такие подростки не избегают конфликтной ситуации, однако они и не стремятся разрешить ее конструктивно. Эти подростки готовы идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашаются на предложения окружающих.
Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 2:
Рис. 2. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе
Таким образом, диагностика, проведенная на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показала, что и в экспериментальной, и в контрольной группах для довольно значительного числа характерна склонность к конфликтному поведению. Кроме того, при возникновении противоречий в процессе взаимодействия с окружающими большинство подростков прибегают к неэффективной стратеги (чаще всего это соперничество, когда ни один из участников конфликта не хочет идти на встречу другому).
Таблица 1
План тренинговых занятий по профилактике конфликтного поведения уподростков
№№ |
Тема |
Задачи |
Используемые упражнения |
1 |
Подросток и конфликт |
Развитие созидательного потенциала личности подростка при разрешении конфликтной ситуации; формирование представления о сущности и причинах возникновения конфликтов; демонстрация возможностей разрешения большинства разногласий при стремлении сторон к сотрудничеству; отработка алгоритмов разрешения противоречий |
Мозговой штурм «Конфликт» |
2 |
Что такое конфликт? |
Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие у подростков способности к самопрезентации |
Не хочу хвастаться, но я... Повторение правил «Мое представление о конфликте |
3 |
Что такое конфликт? |
Выяснение сущности конфликта; актуализация знаний подростков относительно понятия конфликта; выяснение сущности понятия «конфликт», его конструктивных и деструктивных сторонах. |
Мини-лекция «Конфликт» Электричка Скептики и оптимисты Конфликт — это... Аплодисменты по кругу |
4 |
Общение без разногласий |
Развитие навыка находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации; развитие умения подростков делать комплименты, сплочение коллектива |
Искусство достойного отказа Синхронный разговор Репетиция поведения |
5 |
Управление конфликтом |
Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования; выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию |
Копирование движений Отношение к конфликту Если бы…, я стал бы… |
6 |
Управление конфликтом |
Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; формирование навыков успешного разрешения конфликтов4 проработка конструктивных стратегий выхода из конфликтных ситуаций. |
Ролевая игра «Cглаживание конфликтов» Решить проблему |
7 |
Управление конфликтом |
Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; снятие напряжения в межличностном взаимодействии |
Ящик недоразумений Телетайп |
8 |
Учимся договарива-ться |
Формирование навыков психомоторного взаимодействия; сокращение коммуникативной дистанции между членами группы; получение информации о стилях поведения в конфликте. |
Корабль и ветер Броуновское движение Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации» |
9 |
Учимся договарива-ться |
Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; осознание необходимости встать на позицию партнера, развитие коммуникативных навыков |
Мозговой штурм «Конфликтные ситуации» Шесть и девять Маятник |
10 |
Учимся договарива-ться |
Информирование о невербальных аспектах поведения в конфликте; формирование навыков саморегуляции, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием; закрепление положительных эмоций, содействие осознанию силы единства и дружбы |
Мини-лекция о невербальных аспектах поведения Замороженный Саморегуляция Букет |
11 |
Механизм медиации |
Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие групповой сплоченности |
Снежки Качества успешного посредника Картинки |
12 |
Механизм медиации |
Информирование о качествах успешного медиатора (посредника); информирование об умении медиатора убеждать; отработка навыков убеждения |
Мини-лекция «Умение убеждать» Незаменимая пятерка |
13 |
Механизм медиации |
Отработка навыков убеждения; осознание себя в роли медиатора |
Я в роли посредника Служба примирения в действии Ты уже посредник? |
14 |
Лидерские умения |
Изучение значения лидерских умений при разрешении конфликта; развитие навыков продуктивного разрешения конфликтов; воспитание доброжелательного отношения к людям, коллективизма. |
Я-послания |
В целом, мы можем говорить о том, что данное занятие прошло успешно, задачи профилактической программы по снижению склонности подростков к конфликтному поведению и выработке у них эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях были решены.
Таким образом, работа по профилактике конфликтного поведения у подростков имела позитивный эффект, степень которого оценена нами на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования.
Рассмотрим, каковы результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению и характерных для них стратегий поведения в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 3:
Рис. 3. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе
Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению в результате проделанной нами работы отражены на рис. 4:
Рис. 4. Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению
Таким образом, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения в выборе подростками стратегий поведения в конфликтной ситуации, в то время как в контрольной группе полученные данные на контрольном и констатирующем этапах опытно-экспериментальной работы остались неизменными.
Результаты повторного изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 5:
Рис. 5. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе
Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях в результате проделанной нами работы отражены на рис. 6:
Рис. 6. Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе
Таким образом, в экспериментальной группе произошло изменение в предпочитаемой большинством подростков стратегии поведения в конфликтной ситуации: если раньше это было соперничество, то теперь — сотрудничество. В конфликтных ситуациях подростки по-прежнему не забывают о своих интересах, но при этом они научились учитывать и интересы другой стороны противостояния. В результате проделанной нами работы подростки научились прибегать к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.
Различия между данными диагностики на констатирующем и контрольном этапах проверяются на статистическую значимость при помощи t-критерия Стьюдента, рассчитанного в Эксель. Результаты расчета приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Значения t-критерия Стьюдента
Показатель |
Значение |
Значимость |
Склонность к конфликтному поведению |
2,1 |
на уровне р=0,05 |
Предпочитаемые стратегии |
||
Соперничество |
2,5 |
на уровне р=0,05 |
Сотрудничество |
4,9 |
на уровне р=0,01 |
Компромисс |
2,9 |
на уровне р=0,01 |
Избегание |
2,1 |
на уровне р=0,05 |
Приспособление |
2,4 |
на уровне р=0,05 |
То есть, по всем исследованным нами показателям различия в их уровне на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы являются значимыми. Таким образом, мы можем констатировать, что, действительно, проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Гипотеза опытно-экспериментальной работы подтвердилась.
Литература:
- Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М. Р. Битяновой. — СПб.: «Питер», 2008. — 304 с.
- Иванова Е. А. Социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтного поведения подростков. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: file/ivanova-ea-socialno-psihologicheskii-trening-kak-sredstvo-profilaktiki-konfliktnogo-povedeniya-podrostkov.pdf (11.04.2018).
- Сизанов А. Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. — Минск: Харвест, 2007. — 434 с.
- Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa (12.04.2018).