В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.
Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, правовое положение.
Принятие Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы» продолжило развитие института государственной службы в Российской Федерации, находившегося долгое время в состоянии вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально — экономические потрясения.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является установление определения правового положения государственного служащего в современном законодательстве, поскольку само понятие правового положения государственных служащих не имеет точного обозначения в законодательстве и является дискуссионным.
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. отмечают что «Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством» [1].
С точки зрения Дмитриева Ю. А., Полянского И. А., Трофимова Е. В. «Правовой статус государственных служащих включает предусмотренные для государственных служащих права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность, а так же подразделяют правовой статус на:
— общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных гражданских служащих определенного вида службы;
— должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы;
— особый статус милитаризированных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными ситуациями» [2].
По мнению Цимбалиста А. В. «Административно — правовой статус гражданского служащего в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложения на них обязанностей» [3].
Иного подхода придерживаются Кикоть В. Я., Кононов П. И., Румянцев Н. В., утверждая, что «Административно-правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой правовое положение служащих в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственного-служебных правоотношений и включают в себя такие элементы как: права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных гражданских служащих» [4].
Следует согласиться с мнением В. Д. Граждана, который отмечает, что «Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии» [5].
Проводя анализ вышеуказанных точек зрения авторов, можно увидеть, что в юридической литературе нет единства по этому вопросу, это следует из различных элементов правового положения, которые авторы включают в его определение.
В законодательстве Российской Федерации правовое положение государственных служащих закреплено в пункте 4 статьи 10 главы 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы» [6], в котором установлено, что «Правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы». Данная норма не устанавливает конкретного определения, а лишь делает отсылку на другие нормативные правовые акты, которые регулируют правовое положение государственных служащих, однако указывает, что в их число входят «ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров».
В отношении государственных гражданских служащих применяется Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [7], глава 3 которого «Правовое положение «статус» государственного гражданского служащего» включает в себя: понятие государственного гражданского служащего, права, обязанности, ограничения, запреты, требования, в том числе урегулирование конфликта интересов на гражданской службе, предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставление сведений о расходах, предоставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной системе сети «Интернет».
В данных статьях федерального закона также не приводится понятие правового положения государственных гражданских служащих, однако можно сделать следующий вывод, что правовое положение государственных гражданских служащих представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и требований, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие пробелы:
1. В статьях главы 3 Федерального закона не приводится определения термина правового положения государственных гражданских служащих, можно сделать лишь выводы, что правовое положение государственных гражданских служащих представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и требований, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
2. В Федеральном законе отсутствует правовое закрепление профессиональных этических норм, правил и принципов служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, в том числе для укрепления авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Вместе с тем вышеуказанные нормы и правила получили юридическое закрепление в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [8]. Наиболее рациональным представляется включение указанных норм в действующий Федеральный закон.
3. Существенным пробелом является неполноценная разработанность правовых и социальных норм. Власюк Е.И довольно точно отметил что «несовершенством действующего законодательства о государственной гражданской службе является недостаточная разработанность правовых и социальных гарантий (их перечень не является исчерпывающим), а также их выделение в самостоятельную главу (глава 11 Закона «О государственной гражданской службе»), из чего следует, что формально они не являются элементом правового статуса гражданского служащего. При этом государственные гарантии являются связующим элементом» [9].
На наш взгляд, для развития института государственной службы, следует провести серьезную законодательную работу на федеральном уровне по устранению пробелов правового регулирования правового положения государственных гражданских служащих, путем включения и правового закрепления вышеуказанных элементов в состав правового положения государственных служащих.
Литература:
- Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Норма, 2005. — 800 с.]
- Дмитриев Ю. А.,Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов юридических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 461 с.]
- Цимбалист А. В. под ред. Гретченко А. И., Кулапова М. Н.. Регламентация труда государственных и муниципальных служащих. Курс лекций: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Кнорус, 2010. — 210 с.]
- Кикоть В. Я., Кононов П. И., Румянцев Н. В. Административное право России. — 6-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.]
- Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — 2-е изд. — М.: Кнорус, 2007. — 496 с.]
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2003. № 22, ст. 2063.]
- О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.]
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196]
- Власюк Е. И. Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации: проблемы и рекомендации по их решению // Пробелы в российском законодательстве. — 2008. — № 2. — С. 464.]