В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.
Ключевые слова: поучение, древнерусская литература, христианство, жанры
Первые поучения на Руси были переводами произведений светил греческой литературы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова и появились еще в X веке [2, с. 127]. В XI в. образцами поучительной литературы служат известные тогда на Руси Соломоновы притчи и книга Иисуса сына Сирахова [1, с. 290]. Этот жанр прочно вошел в древнерусскую литературу и стал ценнейшим источником знаний о моральном облике русского человека.
Поучения носят нравоучительный характер, служат для передачи системы ценностей и жизненного опыта. В них древнерусские авторы изображают идеальную модель поведения человека.
Важной особенностью поучений является наличие в них конкретного адресата или адресатов — часто используются обращения: дети мои, чадо, братья, князь и т. п. Так, достаточно часто встречаются поучения отца к сыну или детям. К подобного рода произведениям относится знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха XII в. и «Слово некоего отца к сыну своему», входящее в Изборник 1076 г. Это неудивительно, так как родительское наставление с точки зрения христианской морали имело большой авторитет. Примером тому служит Древнейший свод, в котором один из авторов под 1054 г. устами умирающего Ярослава поучает князей уважать друг друга и помнить, что они сыновья одного отца и матери [1, с. 290].
Нередко к жанру поучения прибегали и представители духовенства. В своих работах они обращались к представителям власти, к братии или к простому народу. Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер. Так или иначе, все произведения подобного рода на первый план ставили христианские добродетели: смирение, доброту, прощение, богобоязненность и т. д.
Для того, чтобы составить более полное представление о жанре, следует рассмотреть некоторые из наиболее известных произведений.
Самый яркий представитель жанра — это, очевидно, «Поучение» Владимира Мономаха, в котором он, рисуя образ идеального русского правителя, стремится донести до князей мысль о необходимости взаимного соблюдения феодальных порядков. Одна из главных идей «Поучения» состоит в том, что каждый князь должен довольствоваться своей землей и не посягать на чужую [6, с. 148]. Свои идеи Мономах подкрепляет сентенциями из Священного Писания и Шестоднева, а также примерами из собственной жизни. Таким образом, мы видим пример использования в политических целях христианских канонов.
Не менее известны поучения крупного церковного идеолога Киевской Руси, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского, созданные в XI в. Он первым поднимает проблему спасения души через аскезу — подавление в человеке его плотского естества, отказа от земного, греховного. В поисках истинного предназначения души Феодосий задается вопросами: «И та слышасте нам, убогым, кацемь достоить должным быти?! Не сердце в нас горить?!... Не въслед ли похотей своих идохом?!.».. [3, с. 153]. Пишет Феодосий с характерным для христианской литературы самоуничижением — называет себя грешным и ленивым: «Азъ, грѣшный и лѣнивый, погрѣбый талантъ свой в земли, а не придѣлавъ имъ ничтоже.».. [7, с.443]. Обращаясь к инокам своей обители, он просит их не лениться, бережно относиться к своим обязанностям, помогать нищим и соблюдать заповеди Божии.
В то же время был создан еще один выдающийся памятник древнерусской поучительной литературы — «Поучение архиепископа Луки к братии», написанное новгородским епископом Лукой Жидятой. Сохранился он в составе Новгородской IV летописи под 1058 г. [4, с. 362]. Поучение создавалось в условиях двоеверия, царившего на Руси, и призвано дать новгородцам наставления, касающейся новой веры. Все еще сохранявшиеся языческие воззрения мешали становлению христианства, поэтому Лука осуждает «бесовские» пристрастия народа, подкрепляет их цитатами из Библии. Как и во многих древнерусских поучениях, автор просит соблюдать заповеди.
Другое поучение XI в. — «Поучение о казнях божиих», дошедшее до нас в составе Повести временных лет под 1068 г. Авторство, к сожалению, установить не удалось. Данное произведение повествует о вспыхнувшем в Киеве недовольстве после поражения русских князей на Альте. Нашествие чужеземцев, по мнению автора, является наказанием за грехи [9, с. 109].
Поучительная литература Древней Руси XII в. связана также с именем епископа Кирилл Туровского. Двойственность человеческого бытия — вот главная тема его произведения «Притча о душе и теле». Поднимая один из самых насущных вопросов того времени, автор рассуждает о земном и небесном, телесном и духовном аспектах существования. Особое внимание Кирилл просит уделять чтению святых книг, чтобы «Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь» [5, с. 142].
Не менее интересны древнерусские поучения, адресованные простому народу. Краткие, лаконичные произведения, разговорным языком дающие наставления, осуждающие язычество и людские пороки. В отличие от т. н. торжественного красноречия в поучениях к простому люду редко встречаются цитаты из Священного Писания, а все нравоучения подкрепляются обычной житейской мудростью.
Таково, например, произведение белгородского епископа Григория, написанное, вероятно в XII в. Поучение направлено против пьянства и обращено ко всему народу. В XIII в. создает свое поучение русский проповедник Серапион Владимирский. В краткой и понятной форме автор наставляет народ против язычества, умоляет отступиться от «неверных дел». Серапион призывает людей каяться, ходить в церковь и жить согласно заповедям. Проповедник в своих рассуждениях опирается также на народную литературу — сказания и легенды [8, с. 402].
Литература:
- Бугославский, С. А. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы: В 10 т. — Л., — 1941. — Т.1. — С. 289–297.
- Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. XI-ХШ вв. — Киев, 1900. — 479 с.
- Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. / А. Г. Кузьмин, А. Ю. Карпова. — М., 1990. — 302 [2] с.
- Камчатов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. — М., 1989. — 622 с.
- Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле // Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1997. — Т.4. — С. 142–158.
- Лихачев, Д. С. Великое наследие // Избранные работы: В 3 т. — Л., 1987. — Т. 2. — 496 с.
- Феодосий Печерский. Слово утешительное к братии о душевной пользе //Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1999. — Т.1. — С. 443–444.
- Черторицкая, Т. В. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) / Т. В. Черторицкая. — М.: Сов. Россия, 1987. — 448 с.
- Шахматов, А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы — Л., 1940. — Т. 4. — С. 9–150.