С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, т. к. она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [2; с.7]
Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Общеинтеллектуальное направление развития личности — это направление, которое обеспечивается воспитанием и обучением, состоящее в усвоении основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, в усвоении основных элементов общенаучных методов познания.
Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т. к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.
Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Сегодня в школах, в классах, работающих по ФГОС, создаются все условия для общеинтеллектуального развития детей, в том числе, и через внеурочные занятия. [1; с.22–23] Остановлюсь на реализации учебно-исследовательской деятельности посредством разработки проекта «Мир любознательных». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть, осмыслить и исследовать мир вещей и предметов в повседневной жизни, совершать свои мини-открытия, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, создаются оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Целью программы «Мир любознательных» является интеллектуальное развитие учащихся, формирование и развитие логического мышления.
Для достижения своей цели ставим такие задачи, как:
– научить обобщать искомый материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
– развивать гибкость мышления учащихся;
– учить овладевать приемами поисковой и исследовательской деятельности;
– воспитывать трудолюбие и стремление к достижению своей цели.
Для реализации поставленных задач используются различные педагогические технологии: [4; с.27]
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение предусматривает образовательный процесс, смоделированный таким образом, чтобы изложение учебного материала предполагало:
– выявление учащимися проблемы с помощью учителя;
– совместное нахождение учащимися и учителем способов решения выявленной проблемы;
– применение учащимися найденных способов и решение проблемы.
Так при предъявлении учащимся противоречивых фактов побуждаем их к осознанию противоречия: что вас удивило? Какие факты налицо? Таким образом, дети формулируют проблему и вместе с учителем или самостоятельно находят её решение. Например, на занятии по теме «Неожиданные ситуации» перед ребятами возникла проблема соотнесения того или иного поступка относительно к поступкам других лиц, нахождение из всех предложенных вариантов выхода из ситуации самого приемлемого.
Технология использования вобучении игровых методов: ролевых, деловых, идругих видов обучающих игр
Школа нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра — незаменимый в этом помощник. Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что одновременно учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Все учителя стремятся сделать обучение наиболее эффективным и поддерживать интерес к учению разными методами.Используя игровую деятельность на занятиях, в частности, на внеурочных занятиях «Мир любознательных», учитель расширяет кругозор школьников, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивает общеучебные умения и навыки.
Проектная иисследовательская деятельность
Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т. п.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ученика, учитываются индивидуальные интересы и способности ребенка. Например, на занятиях, посвященных теме «Кто? Где? Когда?» ребята увлечённо выспрашивали у взрослых о своих корнях и делали проект «Моя родословная».
Работая в направлении исследовательской деятельности, мы провели эксперимент из области физики. На одном из занятий по теме «Поиск закономерностей», посвященном тайнам природных явлений, ребята рассказывали о том, как давление может вызвать извержение вулкана. Затем провели эксперимент, показав вулканическое извержение в миниатюре. Ребята были очень довольны, домой ушли под большим впечатлением от увиденного.
Итогом деловых игр по интересам становятся проекты. Свои проекты ребята обязательно защищают. Лучшие работы выставляются и активизируют других ребят на создание новых проектов.
Разнообразные исследования дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. А это, в свою очередь, важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Часто педагогические технологии используются комплексно. Так, для создания проекта сначала школьники сталкиваются с проблемой, затем ищут наиболее оптимальное решение, изучая подходящую литературу, как в библиотеке, так и в интернете, прибегая к помощи родителей и учителей, применяют свои коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки. [4; с.132–134] Таким образом, используется несколько технологий одновременно.
Технология сотрудничества (командная, групповая работа)
Одна народная мудрость гласит: «У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи». Эта мудрость полностью отвечает идее сотрудничества.
Технологии сотрудничества, как известно, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка. [3; с. 94–98]
Благодаря сотрудничеству создаётся новый стиль общения ребёнка с взрослыми, возникает чувство общности и вовлечённости в социум.
Сотрудничество — такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе.
Информационно-коммуникационная технология
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить из учебника, справочной литературы, от учителя. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа-средств. [5; с. 133]
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Здоровьесберегающие технологии
Внеурочную деятельность можно рассматривать, как здоровьесберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками. Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, создавать комфортные психолого-педагогические условия для всестороннего раскрытия и реализации творческих способностей учащихся, что дает положительные результаты в обучении.
Занятия «Мир любознательных» предполагают обучение не только в стенах школы, но и за её пределами. Мы ходим на экскурсии, проводим эстафеты и веселые конкурсы.
Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.
Общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся школы, как вы сейчас увидели, интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную, учебно-исследовательскую и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. [6; с 24]
Литература:
- Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Глазунов Д. А. Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. М.: Издательство «Глобус», 2010. — 190 с.
- Даутова О. Б. Современные педагогические технологии / О. Б. Даутова; КАРО, 2013. — 176 с.
- Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов; 3-е изд., — МПСИ, МОДЕК, 2011. — 424 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.