Разработка объектно-ориентированной модели процесса разработки программного проекта АСУ ТП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 26.05.2018

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Андрианов, А. В. Разработка объектно-ориентированной модели процесса разработки программного проекта АСУ ТП / А. В. Андрианов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50719/ (дата обращения: 15.11.2024).



Разрабатываемая система поддержки принятия решений относится к классу интеллектуальных информационных систем и предполагает применение специальных интеллектуальных моделей, методов и алгоритмов управления знаниями. Интеллектуальность системы с точки зрения обеспечения возможности интеграции, анализа и оперирования большим количеством достаточно разрозненной информации, отражающей различные аспекты реализации исследуемого процесса, вынуждает применять особые подходы к организации ее проектирования. В данной ситуации наряду с методом объектно-ориентированного моделирования был также использован известный подход, позволяющий адекватно отразить ее интеллектуальное содержание: метод объективно-когнитивного анализа, интегрирующий методы объектно-ориентированного анализа, онтологического анализа и семантической сети представления знаний.

В рамках данного исследования предлагается использовать специальные методы и средства объектно-ориентированного моделирования, призванные создать концептуальное системное описание исследуемой предметной области. Совокупность диаграмм языка UML является самодостаточной с точки зрения содержания всей информации, которая необходима для реализации проекта сложной системы. Создаваемые в рамках данного подхода модели представляют собой результат системного анализа исследуемой предметной области и позволяют с самых ранних этапов сформировать формализованное пространство знаний о сущности и структуре протекающих в ней процессов. В реальных условиях чаще всего для моделирования системы бывает достаточно использовать лишь небольшой набор диаграмм, например, диаграммы требований, диаграммы прецедентов, диаграммы классов и диаграммы последовательностей.

Основой разработки любого проекта, в том числе проекта сложно программно-информационной системы, является определение и формулировка требований. Требования помогают выявить потребности «заинтересованных сторон» (пользователей, разработчиков и т. д.), а также однозначно определить тот функционал, которым система должна впоследствии обладать, чтобы удовлетворить эти потребности. Согласованные требования создают базу для планирования работ по разработке системы, ее тестированию и приемке, и управлению рисками. Также известно, что качество определяется через степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Существуют различные методы моделирования для разработки требований (диаграммы потоков данных, диаграммы состояний, методы перспектив и т. д.). Объектно-ориентированное моделирование, а именно методология UML, позволяет, в том числе организовать и описать процесс работы с требованиями. В соответствии с приведенным рассуждениями была построена соответствующая диаграмма требований c помощью специального CASE-инструмента для проектирования информационных систем Enterprise Architect (EA).

Диаграмма требований, отражающая совокупность требований, предъявляемых к системе с целью обеспечения должной функциональности

https://i.gyazo.com/a53366272ee6c0fc3199b6aa99a08959.png

Рис. 1. Диаграмма требований

Среди всей совокупности требований, предъявляемых к системе, первоначально были выделены наиболее общие, отражающие основные цели и особенности функционирования разрабатываемой системы. Выделенные требования были декомпозированы на две наиболее значимые группы функциональной безопасности и нефункциональных требований (системные требования). Первая группа раскрывает основные аспекты поведения и механизмы функционирования разрабатываемой системы в рамках решаемых ею задач и достижения поставленных целей. Нефункциональные требования не связаны с непосредственной функциональностью разрабатываемой системы и предназначены, например, для выяснения ограничений и характеристик системы, связанных с обеспечением надежности, безопасности, масштабируемости, производительности, оперативности, требуемых характеристик интерфейса и др.

В данной модели наибольший интерес для дальнейшей разработки представляет группа требований к функциональной безопасности. Именно ее содержание позволяет системно оценить функциональные назначение и характеристики разрабатываемой информационной системы и отследить их в дальнейшем в процессе объектно-ориентированного моделирования.

Достаточно важным моментом при управлении требованиями является как организация связей (traceability) между различными уровнями требований, так и их отслеживание на различных этапах проектирования системы. Так, выделенные требования должны отчетливо прослеживаться на следующих этапах моделирования при создании диаграмм вариантов использования.

Диаграмма вариантов использования отражает взаимодействие пользователя и разрабатываемой системы, не раскрывая при этом механизма реализации данного воздействия. Каждый вариант использования охватывает некоторую очевидную для пользователя функцию системы и решает некоторую дискретную задачу. Список всех вариантов использования фактически определяет функциональные требования к разрабатываемой системе (рисунок 2.7).

Так, согласно предложенной модели основными функциями разрабатываемой системы являются:

– Управление рисками;

– Обеспечение качества;

– Выдача отчета о результатах;

При этом актером (actor) или действующим лицом может считаться любая взаимодействующая с системой извне сущность (человек, процесс, технические условия или любая другая система). Актеры служат для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемой системой.

https://i.gyazo.com/225c9dc40372c8fdc82eac9a19aaebb3.png

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования

Центральное место в объектно-ориентированном анализе и проектировании занимает разработка логической модели системы в виде диаграммы классов (Class diagram). Данная диаграмма является основной моделью объектного подхода, так как заключает все множество объектов предметной области и их отношения.

https://i.gyazo.com/e5e3abd0cf8e35ea685b9f7e8ad76937.png

Рис. 3. Модель структуры классов

На основе спроектированных диаграмм возможно провести онтологический анализ реализации программного проекта АСУ ТП. В дальнейшем исследовании планируется разработать онтологическую модель и разработать правила поддержки принятия решений для повышения функциональной безопасности программных проектов.

Литература:

  1. Гузаиров М. Б. Интеграция моделей знаний на основе объектно-когнитивного анализа / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, Л. Р. Черняховская, Р. А. Шкундина // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: тр. VI междунар. конф. Самара: Самарск. науч. центр РАН. − 2004. − С. 197–201.
  2. Давлетбаева А. Р., Черняховская Л. Р. Применение моделей и методов интеллектуальной поддержки принятия решений для обеспечения результативности процесса дистанционного обучения // Информационные технологии и системы (21 февраля — 1 марта 2015 г., Банное): труды 4-й межд. науч. конф.− Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2015. — С. 79–81
  3. Бадамшин Р. А., Ильясов Б. Г., Черняховская Л. Р. Проблемы управления сложными динамическими объектами в критических ситуациях на основе знаний / Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, Л. Р. Черняховская. — М.: Машиностроение, 2003. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): разрабатываемая система, UML, объектно-ориентированное моделирование, диаграмма требований, требование, функциональная безопасность, вариант использования, диаграмма вариантов использования, исследуемая предметная область, объектно-ориентированный анализ.


Похожие статьи

Разработка объектно-ориентированной модели образовательного интерактивного приложения

Создание и внедрение в практику объектно-ориентированных систем автоматизированного проектирования швейных изделий

Разработка автоматизированной системы управления технологическим процессом очистки сточных вод

Разработка концепции информационно-аналитической системы для прогнозирования развития сельскохозяйственных организаций

Разработка реляционной базы данных для автоматизации деятельности кадровой службы предприятия

Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля

Автоматизация проектирования процесса математического моделирования задач текущего планирования производства первичной переработки хлопка-сырца в среде MATLAB

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Исследование и разработка средств анализа и визуализации данных мониторинга телекоммуникационных инфраструктур

Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий

Похожие статьи

Разработка объектно-ориентированной модели образовательного интерактивного приложения

Создание и внедрение в практику объектно-ориентированных систем автоматизированного проектирования швейных изделий

Разработка автоматизированной системы управления технологическим процессом очистки сточных вод

Разработка концепции информационно-аналитической системы для прогнозирования развития сельскохозяйственных организаций

Разработка реляционной базы данных для автоматизации деятельности кадровой службы предприятия

Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля

Автоматизация проектирования процесса математического моделирования задач текущего планирования производства первичной переработки хлопка-сырца в среде MATLAB

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Исследование и разработка средств анализа и визуализации данных мониторинга телекоммуникационных инфраструктур

Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий

Задать вопрос