Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении и воспитании в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 26.05.2018

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Семёнова, Т. А. Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении и воспитании в годы Великой Отечественной войны / Т. А. Семёнова, С. С. Зинченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50721/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящается 75-летию со дня образования Кемеровской области и 130-летию системы народного образования Тисульского района.

Тема Великой Отечественной войны привлекала и привлекает внимание, как профессиональных историков, так и краеведов. Может показаться, что всё уже изучено, что нет уже новых фактов. На самом деле это не так. История Великой Отечественной войны настолько многогранна, обширна и глубока, что всегда найдётся поле для деятельности исследователя.

Предмет нашего изучения: Книга приказов по Тисульскому районному отделу народного образования о деятельности учителей и школьников района в 1941–1945 годах.

Цель исследования: осознание через документальные материалы величия подвига советского народа, в том числе учительства и школьников, в годы Великой Отечественной войны.

При изучении Книги приказов по Тисульскому РОНО за 1941–1945 годы авторы поставили следующие задачи:

  1. Показать положение учителей и детей в условиях военного времени, их отношение к происходящим событиям.
  2. Обозначить участие конкретных учителей в военных действиях на фронте и в работе тыла, дать оценку степени участия учителей и учащихся района в достижении Победы в Великой Отечественной войне.
  3. Оценить роль внеклассной работы на территории района в годы войны.
  4. Выявить уровень методической работы в военный период.

В 1940–1941 учебном году в Тисульском районе за школьные парты сели более 16 тысячдетей, которых обучали более 400 учителей. Это была самая большая численность учащихся за всю историю района.

С первых дней Великой Отечественной войны многие учителя района

встали на защиту своей Родины.

Приказ № 175 от 3 ноября 1941 г:

С 28 октября 1941 г. директора Куликовской средней школы Дударькова В. М. считать выбывшим в РККА. Зав. районо: Мельников.

Только с 1 ноября 1941 г. по апрель 1942 г. на фронт отправляются 35 работников образования. Остальные готовились к защите Родины. Вот строки из Приказа № 196 по Тисульскому РОНО от 18 ноября 1943 г.: «Всем директорам средних школ приказываю организовать военное обучение учителей своих и прилегающих начальных школ».

К защите Родины готовились и ученики старших классов района.

Из Приказа № 98 по Тисульскому РОНО от 10 июля 1942 года:

Обязать директоров, заведующих школами провести настойчивую работу по набору в артиллеристскую специальную военную школу лучших учащихся 7–10 классов.

Поступающим учащимся иметь при себе: две пары белья, простыни, наволочки и ботинки. Зав. РОНО: Булдаков

При школах и детских домах района организовывались подсобные хозяйства. Вспоминает учитель начальной школы № 2 Тисуля Евдокия Афанасьевна Позднякова:

«При школе имелся свой пришкольный участок более гектара. Все выращенные на нём овощи шли на питание школьников. Заведующая школой Коваль А. Ф. организовывала горячие завтраки для ребятишек. На школу давали сахарин, а в колхозах для детей иногда выделяли мёд и калачи».

Для детей, оставшихся без родителей, в области работало 48 детских домов, в том числе на территории нашего района пять: в Старом Берикуле, Тамбаре, Берчикуле, Кайчаке и Центральном.

Приказ № 154 по Тисульскому РОНО от 23 сентября 1943 г.:

Маганова Гурия Сергеевича перевести на работу директором колхозного детского дома в Берчикуле. Зав. районо: Рыжиков

Этот детский дом работал до 15 августа 1946 г.

В годы Великой Отечественной войны в районе резко снизился уровень профессиональной подготовки педагогов. В 1943 году учителями начальных классов могли стать выпускники 9–10 классов после прохождения 3–10- месячных учительских курсов.

Приказ № 139 по Тисульскому РОНО от 6 декабря 1944 г.:

Ученицу IX класса Тисульской средней школы тов. Тучину Галину Николаевну командировать на учёбу в г. Мариинск на 10-месячные курсы учителей начальных классов.

Основание: Решение Кемеровского облисполкома № 918 от 18 октября 1944 года.Зав. РОНО: Медведев

Следующим приказом на учёбу направляются ученицы IX класса С. — Берикульской школы Желнина Ольга Ивановна и Лазарева Анастасия Дмитриевна.

Удалось выяснить, что в Тисульском районе устроились на работу по специальности 22 человека из числа эвакуированных учителей, в основном из Ленинграда. Рыжиков Александр Лазаревич, прибывший из Ростова-на-Дону, в 1942–1943 гг. возглавлял районо.

Каждое лето школьники района организованно выходили на поля, чтобы напряжённым трудом помочь колхозам и совхозам собрать как можно больше хлеба, картофеля, овощей.

Из Приказа № 98 по Тисульскому РОНО от 10 июля 1942 г.:

  1. Мобилизовать всех учащихся 6–10 классов под руководством учителей на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы на летние работы. Группы школьников, направленные в колхозы и совхозы, именовать «школьные отряды».
  2. Каждая школа немедленно должна организовать сбор лекарственных растений и ягод. Это необходимо для скорейшего выздоровления наших славных бойцов.

Предупредить всех директоров, заведующих школами, председателей месткомов: за невыполнение данного приказа будут приняты меры вплоть до снятия с работы и предания суду, как за срыв государственного задания в военное время.

Зав. РОНО: Булдаков

В военные годы, как и в мирное время, учителя выполняли свой профессиональный долг — учили и воспитывали школьников: вели уроки, проводили политические беседы, организовывали работу кружков, секций, устраивали утренники и вечера.

Из воспоминаний Поздняковой Евдокии Афанасьевны:

«Учителя в военное время должны были не только учить детей, но и быть информаторами. Они были обязаны выписывать газеты «Правда», «Сталинская трибуна» и другие.

Весь посёлок был разбит на десятидворки, закрепленные за учителями, которые ходили по домам и узнавали, что дети кушают, есть ли одежда, зачитывали новости Москвы, читали письма с фронта, успокаивали. Учителя выступали зачинщиками во всех начинаниях: надо выкупить облигации — учителя первые, надо собрать тёплые вещи для фронта — учителя первые, надо организовать концерт для населения — и тут они первые. Учитель в войну был, как говорится, и чтец, и жнец, и на дуде игрец».

Даже в условиях военного времени каждое лето в Тисульском районе работали пионерские лагеря.

Приказ № 60 по Тисульскому районо от 18 июня 1943 года:

Учительницу Берикульской средней школы тов. Лисицину В. С. назначить с 20 июня 1943 года старшим пионервожатым Потаповских пионерлагерей Берикульского рудоуправления. Зав. районо: Рыжиков.

В 1943 году открыт областной институт усовершенствования учителей. В 1944–1945 учебном году организованы курсы для учителей начальных классов, семинары для учителей русского языка и математики.

Приказ № 16 от 9 февраля 1945 г.:

Заведующую Ирской начальной школой тов. Лавронюк Н. С. командировать на курсы для подготовки преподавателей математики в г. Кемерово.

Основание: распоряжение облоно. Зав. районо: Борцов

Большое значение имели проведённые в 1944–1945 годах областные учительские съезды. На них отмечался и популяризировался опыт лучших учителей. В июле 1944 года на I областном съезде учителей делегатом от

Тисульского района была Балдовская Елена Дмитриевна.

В областном центре проводились совещания заведующих РОНО, работников детдомов, учителей-предметников.

Приказ № 14 от 5 февраля 1945 г.:

Районного инспектора по патронажу Раубе Виктора Захаровича, директора Берикульского детдома Кулагину Марию Васильевну и воспитательницу этого же детдома Панову Клавдию Васильевну командировать в город Кемерово на областное совещание работников детдомов. Зав. районо: Борцов

Хотя время было суровое, но развитие народного образования продолжалось.

Итак, в пяти томах Книги приказов по Тисульскому РОНО нашли отражение:

– деятельность районного отдела народного образования в годы войны;

– идеологическая работа;

– мобилизация учителей на фронт;

– решение кадрового вопроса в условиях военного времени;

– эвакуация, размещение эвакуированного населения, создание детских домов на территории района;

– помощь фронту и другие.

Сохранившиеся документы того грозного времени красноречиво говорят о патриотизме и самоотверженности учителей и учеников.

Храня память о прошлом, мы храним свою Родину, ценность и неповторимость своего народа. Известный писатель В. Г. Распутин говорил: «Сколько в человеке памяти, столько в нём человека».

Литература:

  1. Книга приказов по Тисульскому РОНО за 1941–1945 годы: Том № 6. 26 мая 1941 г. — 12 мая 1942 г.; Том № 7. 15 мая 1942 г. — 3 февраля 1943 г.; Том № 8. 4 февраля 1943 г. — 27 ноября 1943 г.; Том № 9. 24 января 1944 г. — 22 сентября 1944 г.; Том № 10. 2 октября 1944 г. — 23 июня 1945 г.
  2. Воспоминание о работе в школе в годы войны Поздняковой Евдокии Афанасьевны, записанное 20 октября 2009 г. / Музей имени Г. А. Поповой МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1/.
Основные термины (генерируются автоматически): Тисульский РОНО, Великая Отечественная война, тисульский район, учитель, народное образование, приказ, школа, класс, условие военного времени, военное время.


Похожие статьи

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Современные технологии обучения на основе творческого наследия М. А. Шолохова при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и к итоговому сочинению по литературе

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы)

Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот

Методическая разработка по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Книга времени. Как Уфа строилась»

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России)

Анализ использования в учебном процессе электронных учебников и электронных информационных ресурсов в Казанском суворовском военном училище

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Похожие статьи

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Современные технологии обучения на основе творческого наследия М. А. Шолохова при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и к итоговому сочинению по литературе

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы)

Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот

Методическая разработка по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Книга времени. Как Уфа строилась»

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России)

Анализ использования в учебном процессе электронных учебников и электронных информационных ресурсов в Казанском суворовском военном училище

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Задать вопрос