Ключевые слова: подземный паркинг, технология устройства, автоматизированный паркинг, рамповый паркинг, транспортные средства, технология top-down
На сегодняшний день строительство многоэтажных зданий является основным направлением деятельности большинства строительных организаций. При расширении территории городов всё большая территория начинает застраиваться многоэтажными жилыми комплексами, в каждом из которых проживают тысячи человек. Такое близкое соседство ведет за собой одну из самых сложных проблем такой плотной застройки — отсутствие парковочных мест. Для людей, покупающих квартиры в отдаленных от делового центра районах, машина — основной способ передвижения.
Основным решением этой проблемы является строительство паркингов. Наиболее удобным среди всех видов можно назвать подземный паркинг. Данный вид сооружений имеет ряд существенных недостатков, таких как продолжительность, усложнение и удорожание строительного процесса. Но также подземные паркинги имеют и неоспоримые преимущества. К ним в первую очередь относится экономия территории в условиях и без того плотной застройки больших городов. К тому же условия хранения транспортных средств значительно комфортнее, чем у наземных парковок.
Существует несколько разновидностей подземных паркингов, различающихся по типу эксплуатации: классические рамповые паркинги и автоматизированные.
Классические рамповые паркинги представляют собой подземное пространство, разделенное перекрытиями на несколько этажей, на которых и хранятся транспортные средства. Передвижение между этажами осуществляется по наклонным проездам с уклоном не более 5–6, аналогичным серпантину (рис.1). Кроме относительной простоты устройства данного вида сооружения, его существенным преимуществом является скорость въезда и выезда транспортных средств из паркинга, отсутствие энергозатрат на работу подъемных лифтов.
Рис. 1. Схема подземного рампового паркинга.
Альтернативной и более современной разновидностью является автоматизированный подземный паркинг. Он может представлять собой бокс, цилиндр или иметь структуру карусельного типа. Главное отличие его от рампового заключается в наличии специализированного грузового лифта для спуска и подъема транспортных средств.
Рис. 2. Схема подземного цилиндрического автоматизированного паркинга.
Рассмотрим подробнее примерную технологическую последовательность строительства паркинга на примере одной из самых сложных разновидностей: автоматизированный цилиндрический паркинг (рис.2).
В первую очередь возводится фундамент будущего здания. В большинстве случаев это будет именно свайный фундамент, так как он будет подвержен значительным нагрузкам от паркинга, транспортных средств в нем и непосредственно самой конструкции надземной части здания. В том случае, если устройство паркинга осуществляется вблизи уже стоящих зданий, необходимо произвести закрепление существующих вблизи фундаментов.. Для это на сегодняшний день существует целый ряд технологий:
- усиление существующих фундаментов буроинъекционными сваями;
- закрепление грунтов методом струйной цементации;
- строительство с применением технологии методом «top-down».
На следующем этапе осуществляется устройство самой шахты будущего паркинга (рис.3). Она может быть возведена с помощью технологии «стена в грунте» или с применением буросекущихся свай. Сначала стены шахты устраиваются лишь на часть глубины, разработка грунта внутри шахты ведется еще меньшими захватками. По мере разработки грунта по периметру шахты устанавливается опалубка и бетонируется обделка. С определенным шагом армируются пояса. Когда шахта разработана до необходимой глубины на её дне устраивается песчаная и щебеночная подготовка и бетонируется плита необходимой толщины.
Рис. 3. Возведение шахты цилиндрического подземного паркинга.
В центре шахты устраивается котлован для лифтового подъемного механизма, в котором так же устраиваются стены и плита днища. На нижние плиты шахты в дальнейшем будут описать железобетонные конструкции, составляющие этажи паркинга.
После окончания устройства шахты в ней монтируются этажи, лифтовые подъемники, необходимые сети и прочее оборудование. После выполнения всех работ касательно паркинга в верхней части шахты возводятся ростверки, и далее здание возводится по прежней технологии.
Несмотря на существенные финансовые и временные затраты, устройство подземных паркингов оправдывает все инвестиции и может помочь в решении одной из важнейших социальных проблем современных городов.
Литература:
- Технологии устройства ограждений котлованов в условиях городской застройки и акваторий / А. Н. Гайдо, В. В. Верстов, Я. В. Иванов. — СПб.: СПбГАСУ, 2014. — 368 с.
- Технология устройства свайных фундаментов: учебное пособие/ В. В. Верстов, А. Н. Гайдо; СПбГАСУ — СПб., 2010. 180 с.
- Производство шпунтовых и свайных работ/В. В. Верстов, А. Н. Гайдо, Я. В. Иванов; СПбГАСУ. — Спб., 2011. — 292 с.
- http://engstroy.spbstu.ru