Проблемы и стратегические направления развития винодельчества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 26.05.2018

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Ребий, Е. Ю. Проблемы и стратегические направления развития винодельчества в России / Е. Ю. Ребий, Н. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50741/ (дата обращения: 18.12.2024).



Винодельчество является важной отраслью в экономике России в связи с потребительским спросом винной продукции и, как следствие, увеличением денежных поступлений в федеральный и местные бюджеты страны.

Среди различных рынков продовольственных товаров, рынку винной продукции давно уже принадлежит особое место. Большинство исследователей этого рынка предпочитают выделять его из единого рынка алкогольных напитков и рассматривать как совокупность целого ряда сегментов, имеющих интересные особенности и заслуживающих внимательного изучения.

В настоящее время площадь отечественных виноградников составляет около 87 тыс. га., из которых плодоносящими являются около 70 тыс. га. С 2013 года в России высадили примерно 20 тыс. га., и на сегодняшний день эти виноградники постепенно вступают в пору плодоношения. К примеру, из общего объема на Республику Крым приходится порядка 20 тыс. га., но качество виноградников на полуострове оставляет желать лучшего.

В 2017 году общий объем отечественного виносырья составил 550 тыс. т., что в перспективе позволит произвести около 350 млн. л. вина. Однако, спрос на вино составил 780 млн. л. Недостающие 430 млн. т. будут покрыты за счет импортной продукции

По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, основными поставщиками виноматериала являются такие страны, как Испания (43 %), Украина (19,41 %), ЮАР (13,2 %), Молдавия (9 %), Узбекистан (7,2 %) и Италия (3,1 %).

Импортное виносырье используют в производстве вина на отечественных предприятиях и представляют на потребительском рынке как российский продукт. Данная процедура осуществляется в рамках действующего законодательства, однако, происхождение виноматериала на контрэтикетке не указывается. Происходит, по сути, введение потребителя в заблуждение, но, никаких формальных нарушений здесь нет. Это, в свою очередь, нередко наносит серьезный имиджевый урон российскому виноделию.

На сегодняшний день пошлина на импорт составляет 12,5 %, рынок наполнен дешевым квазироссийским вином, которое по стоимости является вдвое ниже продукции, в производстве которой применяется местное виносырье. В данной ситуации вина, произведенные из российского винограда не могут эффективно конкурировать с импортными винопродуктами. Несомненно, многие крупные компании устраивает подобная бизнес-модель, поскольку она позволяет хорошо зарабатывать. Но суть проблемы кроется в том, что такая ситуация резко сдерживает развитие внутреннего производства.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации понимает сложившиеся проблемы и создает новые возможности для развития винодельческой отрасли. Так в 2017 году отрасль получила из бюджета 1,65 млрд рублей, а на 2018 год запланировано выделение более 2 млрд. рублей. Для сравнения — три года назад эта сумма не превышала 365 млн. рублей. Так же постепенно растут площади виноградников. К 2022 году планируется увеличить виноградные насаждения с 90 тыс. га. до в 170 тыс. га, увеличив при этом объемы розлива винодельческой продукции до 2 млн. дал в год.

Также разрабатывается проект, который позволит трехкратно увеличить пошлину на ввозной виноматериал. Подобный проект был реализован несколько лет назад в сахарной отрасли и подтвердил свою эффективность. В результате его реализации на сегодняшний день Россия не только обеспечивает внутренние потребности, но и поставляет продукцию на экспорт. Активный процесс импортозамещения и работа по наращиванию производства своего национального продукта требует, как больших капиталовложений, так и оригинальных стратегических решений. Для увеличения спроса покупателей на отечественную продукцию необходимо разработать мероприятия, направленные на популяризацию продукции таким образом, чтобы покупатель мог ознакомится с российскими производителями и убедиться в качестве товара.

Конечно же, добиться полного импортозамещения в виноделии удастся нескоро. На это потребуется около 15–20 лет, при условии сохранения нынешних объемов финансирования и темпов реструктуризации отрасли. Но в целом избранная стратегия может принести положительный результат.

Кроме того, в ноябре 2017 г. Госдумой Российской Федерации принят Закон «О развитии виноградства и виноделия», который направлен на установление правовых основ виноградарства и виноделия, принципов правового регулирования в этой сфере, основных направлений деятельности государства по стимулированию развития виноградарства и виноделия в России. Данный закон определяет виноградарство и виноделие как виды предпринимательской деятельности, относящиеся к сельскохозяйственному производству и предусматривает передачу полномочий по контролю над процессом производства вин от Росалкогольрегулирования Минсельхозу РФ, что позволит производителям вина самостоятельно вводить на определенных территориях дополнительные условия регулировки качества напитка, а также установить льготы для предпринимателей и сельхозпроизводителей, создающих питомники для выращивания саженцев винограда в России.

Законом также предусмотрены меры господдержки отрасли: от обеспечения закладки виноградников и ухода за ними, развития питомниководческой базы, научных исследований и инновационной деятельности, до продвижения на иностранные рынки продукции с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения, а также создания благоприятных условий для винодельческих хозяйств, осуществляющих экспорт произведенной из собственного винограда.

Стоит отметить также положительные для винодельческой отрасли изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации. Согласно им, акцизные налоги для вина с защищенным географическим указанием были снижены до 5 %. Кроме того, снижена стоимость лицензии с 800 тыс. рублей до 65 тыс. рублей.

По данным экспертов, к 2028 г. рынок вина в России вырастет в 2–3 раза. Эти данные основаны на показателях обсуждаемой Концепции развития виноградства и виноделия, в которой ставится задача двукратного увеличения обеспечения внутреннего рынка винодельческой продукцией. Концепция готовится специалистами разных ведомств Министерства экономического развития Российской Федерации. Данные показатели оцениваются, как вполне достижимые, так как отрасль выходит их кризисного состояния, развивается на конкурентной основе при поддержке со стороны государства и снятии излишних барьеров.

Для поддержания интереса бизнеса к винодельческой отрасли, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработаны различные меры, в числе которых — возмещение производителю до 30 % затрат при закладке виноградных насаждений.Все вышесказанное свидетельствует о том, что российское виноделие находится на стадии активного развития и требует решения множества задач. Главным вопросом является увеличение производства отечественного виноматериала, за счет расширения виноградных насаждений. В связи с тем, что выращивание винограда является длительным процессом, Государственная Дума и Министерство сельского хозяйства в настоящее время разрабатывают программы, которые направлены на развитие винодельческой отрасли. Внедрение указанных мероприятий, при современном техническом оснащении винодельческих предприятий, откроет возможности экспортных поставок вин, а также будет способствовать решению стоящих перед отраслью экономических проблем.

Литература:

  1. Государственная программа на 2013–2020 годы [электронный ресурс] /Официальный сайт Министерства сельского хозяйствРоссийской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/22047..htm
  2. Российские вина. Авторский гид 2015. Саркисян А. — М., 2015.
  3. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности
  4. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 01.03.2018) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, винодельческая отрасль, сельское хозяйство, винная продукция, виноделие, винодельческая продукция, защищенное географическое указание, развитие, российское виноделие.


Задать вопрос