В статье рассмотрены основные подходы при использовании различных методов оценки бизнеса в условиях рынка. Во время выбора метода оценивания компании очень важно избрать приемлемую модель, ведь выбор непригодной модели оценки может привести к переоценке или недооценке бизнеса, что, в частности, предопределено особенностями функционирования самой компании, негативными изменениями конъюнктуры рынка, а также неправильной формулировкой назначения оценивания.
Ключевые слова: оценка стоимости, свободные денежные потоки, модель дисконтирования дивидендов, метод мультипликаторов, метод остаточных доходов.
It is very important to choose an acceptable model when choosing a valuation method for a company, because the choice of an unsuitable valuation model can result in a reassessment or underestimation of the business, which is predetermined, in particular, by the peculiarities of the company's functioning, by negative changes in the market situation, and by the incorrect formulation of the appraisal assignment.
Key words: valuation, free cash flow, dividend discount model, multiples, residual income.
Актуальность темы. Мировой опыт определения стоимости бизнеса предлагает нам огромное количество методов к оцениванию стоимости компании, однако невзирая на это, данный вопрос исследован не в полной мере. В частности, необходимо отметить, что во время оценки стоимости предприятий на современном этапе большинство из разработанных подходов не используются, или используются очень редко, в результате чего формируется неполная и не соответствующая к рыночным условиям стоимость капитала.
Значительное внимание на основных условиях определения стоимости компании в своем труде сосредоточивают К.Мерсер, Т.Хармс, используя модель дисконтированного денежного потока и модель Гордона [7, с.156]. Основная цель такого глубокого исследования — лучшее понимание основных инструментов процесса оценивания и проведения финансово-аналитических расчетов. Авторы доказывают, что данные модели могут быть использованы для обеспечения процесса интегрированного оценивания бизнеса.
Например, Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин (авторы книги «Стоимость компаний: оценка и управление») рассматривает не только основные подходы к оценке бизнеса, но и учитывает преимущества и недостатки каждого, возможности и ограничения, а также способы комбинирования этих методов с целью получения оптимального результата [5].
Комплексным критерием устойчивого развития предприятия является его стоимость, поскольку она отражает совокупную характеристику финансовых показателей деятельности предприятия и обеспечивает интересы различных участников рыночных отношений.
Сосредоточение на поиске возможностей эффективного функционирования предприятия предопределяет необходимость изменения парадигмы процесса оценки стоимости предприятия — от оценочно-статистического до поисково-прогностического, направленного на формирование качественной системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере выбора альтернатив финансовых прогнозов развития предприятия.
При определении реального потенциала предприятия, то есть производных, финансовых, рыночных, интеллектуальных и информационных возможностей, особое значение приобретает оценка стоимости предприятия, позволяет обеспечить эффективность деятельности, конкурентоспособность и перспективы устойчивого развития.
В теории и практике для оценки стоимости имущества используют три основных подхода: затратный (имущественный), доходный и сравнительный (рыночный), при этом каждый из них содержит совокупность собственных специальных методов. Как правило, чтобы получить реальную оценку, применяют все три подхода, а затем обосновывают единственное значение оценки предприятия, однако каждому из этих подходов присущи недостатки. [5]. Затратный подход — совокупность методов оценки, основанных на определении необходимых затрат на воспроизводство или замещение объекта оценки с учетом величины его износа [2]. В практике оценки стоимости предприятия в рамках этого подхода широко используются методы: чистой балансовой стоимости, скорректированной стоимости, оценка чистой рыночной стоимости материальных активов, стоимости замещения, восстановительной стоимости, ликвидационной стоимости [3]. Доходный подход определяется как совокупность методов, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки [2]. К ним относятся: метод капитализации чистого дохода, метод капитализации дивидендов, метод капитализации избыточного дохода, метод дисконтирования денежного потока.
В соответствии со стандартами оценки сравнительный подход — это совокупность методов оценки объектов собственности, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, с соответствующей корректировкой отличий между ними [2].
При оценке стоимости предприятия при сравнительном подходе используют следующие методы: отраслевых коэффициентов, сравнения продаж, мультипликаторов (метод рынка капиталов). Применение этого подхода ориентировано главным образом на крупные предприятия.
Поэтому при оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, искомой стоимости, поставленных условий, состояния самого объекта и экономического среды сочетают несколько методов, наиболее подходящих в определенной ситуации. Целесообразно для оценки предприятий, по нашему мнению, сочетать затратный, доходный и сравнительный подходы, которые позволят:
‒ усовершенствовать методологию оценки стоимости бизнеса;
‒ адекватно оценить структуру активов относительно рыночных цен;
‒ уменьшить ошибки в прогнозах;
‒ оценить стоимость затрат на восстановление предприятия;
‒ точно вычислить доход предприятия;
‒ определить стоимость предприятия в зависимости от изменения ставки капитализации;
‒ определить будущие доходы в оцениваемой стоимости;
‒ реальнее оценить будущий потенциал предприятия и тому подобное.
Выводы. В современных условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену национальной экономики — предприятия. Предприятие, с одной стороны, является субъектом, то есть участником рыночных отношений.
Свидетельством этого является осуществление им функции купли-продажи. С другой стороны, предприятие может быть и объектом рыночных отношений из-за того, что имеет стоимость и в определенный момент может быть продано, то есть становится товаром, что обусловливает необходимость оценки его стоимости.
Применение комплексной оценки стоимости предприятия на основе сочетания затратного (имущественного), доходного и сравнительного (рыночного) методов позволяет устранить односторонность оценки, более реально оценить стоимость предприятия и получить надежное информационное источник для ее прогнозирования с целью принятия взвешенных управленческих решений по управлению предприятием.
Литература:
- Pinto J., CFA, Henry E., CFA, Stowe JD, CFA and Robinson TR, CFA (2007), Equity Asset Valuation, 2nd ed, John Wiley & Sons, New Jersey, USA.
- Есипов ВЭ. Оценка бизнеса: учебник для вузов / ВЭ. Есипов [и др.]. — СПб. [И др.]: Питер, 2006. — 464 с.
- Ерофеева Т. А. Подходы к оценке стоимости бизнеса: проблемы их использования // Научные записки. — 2007. — Т. 68. Экономические науки. — С. 25–30.
- Голодец Б. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. № 6.-C.35–38.
- Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2008–576 с.
- Ларченко А. П. Оценка бизнеса. Подходы и методы. — СПб.: «PRTeam», 2008. — 59 с.
- Мерсер К., Хармс Т. У. Интегрированная теория оценки бизнеса. — М.: Маросейка, 2008. — 288 с.