Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит, не только в окружающем его мире, но и в семье. По мнению А. Г. Гогоберидзе, к старшему дошкольному возрасту взаимоотношения с ровесниками и с взрослыми выявляют наличие ключевых компетенций у ребенка. Освоение начальных компетенций позволяет малышу решать проблемы разной сложности в бытовых условиях и в различных видах деятельности. Ученые исследователи Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева в своих научных разработках в сфере семейного и дошкольного воспитания под коммуникативной компетенцией понимают определенный уровень развития навыков и умений общаться и устанавливать контакты в социуме. Ученые указывают на то, что основным условием положительного результата является тесное взаимодействие детского сада, семьи и школы. Приобретенный опыт применим в различных ситуациях.
В законе РФ «Об образовании» в статье № 18 говорится о том, что родители ребенка являются первыми педагогами ребенка. В настоящей социальной ситуации сложилось так, что многие родители не имеют возможности уделить достаточное количество времени своему ребенку, этот факт говорит о том, на сколько необходима и важна психолого-педагогическая поддержка, как детям, так и родителям. Культура семейного общения постепенно сужается, а это отрицательно сказываться на взаимоотношении детей и родителей, соответственно ребенку недостаточно родительского внимания. В своей работе могу отметить, что большинство детей в детском саду пребывают 10–11 часов, на общение с ребенком у родителей может оставаться 2–3 часа в сутки, а этого недостаточно. Анализируя данную ситуацию можно выделить некоторые трудности, с которыми сталкиваются родители: недостаток времени на общение (а может, неумение или нежелание общаться), неумение оценить особенности детского развития, недостаток знаний психологии развития, не могут выбрать эффективные средства воздействия, отсутствие саморефлексии в общении с ребенком.
Семья — это важнейший институт развития, воспитания и социализации маленького ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений об окружающей его жизни. Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это самые близкие и родные люди, это те, кого мы любим, с кем нам приятно проводить время, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в родной семье мы учимся взаимоотношениям с близкими, любви и ответственности, заботе и уважению. Народная мудрость, давая характеристику человеку, большое значение придавала воздействию на него той семейной обстановки, в которой он родился и вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что у человека хорошая наследственность, что он трудолюбив, честен, доброжелателен, на этого человека можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Для воспитания всесторонне развитого человека необходимо человеческое общество, а для развития коммуникативных качеств — требуется среда взрослых людей, необходим образец поведения в обществе. Современный ребенок погружен в детский социум — детский сад, школа, кружки по интересам и спортивные секции. Контакт детей с взрослыми минимальный, в общении взрослый — ведущий.
Важнейшая функция семьи — психологическая. Тесные взаимоотношения в семье создают условия для взаимной открытости, снимают необходимость в психологической защите, обеспечивает самоуверенность, уверенность в защите, открытое самовыражение и взаимное сопереживание. Семья является первой ступень овладения ребенком родным разговорным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность. Речь является одним из необходимых компонентов общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности малыша является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению искреннего желания активно участвовать в речевом общении. Речь малыша формируется в процессе индивидуального общения, коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, мышление, воображение. Пользуясь языком как средством общения, маленький гражданин приобщается к сокровищнице национальной культуры, к человеческому слову. С помощью разговорной речи малыш познаёт окружающий мир, осваивает своё место в нём, усваивает нормы и правила социального взаимодействия с окружающими людьми. Речь малыша формируется в общении с внешним миром. Взрослые должны понимать, что они несут полную ответственность за восприятие и развитие речи ребёнка в первые годы жизни.
Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Культура речи во многом зависит от родителей, от их образования, воспитания, культурного уровня (речевого, интеллектуального, психического эмоционального).
При активном общении с взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Находясь в социуме, малыши активно развивают умение составлять, простейшие по смысловой нагрузке и содержанию фразы и предложения, грамматически и фонематически правильно строить их, овладевают монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В младшем дошкольном возрасте пассивный словарный запас ребенка преобладает над активным, общение побуждает постоянно увеличивать активный словарный запас, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Обучение ребенка родному языку в раннем возрасте в дальнейшем облегчит пользование им. При общении и обучении необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи побуждать желание вступать в контакт. Для положительного эмоционального состояния и обучения активной речи ребенку необходимо слышать речь близких людей. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Развитие речи ребенка, эмоционального восприятия окружающего в большей степени зависит от уровня его среды, от социальных обстоятельств, норм и правил, установленных в его социуме. У ребенка может быть хорошо развита речь, но оказаться среди чужих людей на первых порах страшно, видя доброжелательное к себе отношение, ребенок успокаивается и начинает общаться, он может объяснить, что он хочет в этот момент, что его тревожит. Адаптировать ребенка в группе сверстников можно любым способом, используя различные средства.
Игры помогают решить многие проблемы, возникающие у дошкольников, воздействуют на становление личности, на их социализацию, на развитие взаимоотношений в детском коллективе.
Игра — основная и любимая деятельность дошкольников. В течении всего дня пребывания в детском саду игра сопровождает детей. Утром игра помогает пережить расставание с родителями, на протяжении дня хороводные, подвижные, сюжетные игры поднимают настроение, способствуют сближению, развитию самостоятельности, развивают речь, активность. Игра формирует положительное эмоциональное состояние, помогает самоутвердиться, корректирует коммуникативные проблемы маленького человека. Игра для маленьких детей — основная форма и содержание образовательных и развивающих ситуаций. В игре дети моделируют различные жизненные ситуации, отображают игровые и бытовые ситуации «Праздник дня рождения», «Кукла заболела», «Искупаем малыша». Развитию творчества и воображения способствуют имитационные игры, в этих играх дети принимают образ котят, собачек, зайчиков, птичек — в игре передают характер, имитируют голосовое звукоподражание. В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт, расширяется представление различных свойствах и качествах предметов, их использовании в быту и назначении, пробуждают интерес к экспериментированию, развивается познавательная деятельность.
Для активного речевого, умственного, психического, эмоционального развития ребенка, необходимо научить детей играть, то есть подражать близким взрослым, отражать то, что они видят и воспринимают, предоставлять детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности и общению. Дети в игре сами себе определяют партнеров по складу характера, по темпераменту. Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.
Значение искусства, русского народного творчества в социализации невозможно переоценить. С помощью литературных произведений, устного народного творчества мы можем расширить умственный кругозор ребенка. Воспринимая художественные произведения, малыш обогащает словарный запас, развивает художественный вкус, включается в творческую деятельность, эмоциональную сферу. Первые познания, первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, слушая мамины попевки и потешки, опираясь на близких людей, воспринимает их как эталон поведения. Поэтому для маленького человечка очень важны ценностные ориентиры его семьи, его родителей. Малыши любят слушать песенки, считалки, скороговорки, потешки, стихи — мелодичность звучания привлекает их внимание. Они очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием и мелодичностью родного языка. В дальнейшем восприятие фольклора перерастет в любовь к литературе и искусству.
Большую роль играет литература в обогащении духовного мира и мировоззрения ребенка. Чтобы малыш с интересом и огромным желанием воспринимал и слушал, родителям с раннего возраста необходимо прививать ребенку любовь к книге. Совместно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказки по иллюстрациям. В отличие от телевидения, книга является «кладовой для развития речи, мышления, воображения». К сожалению, многие родители предпочитают включить малышу телевизор. Ребенок, слушая сказку, сопереживает героям, живет с ними одной жизнью. В семье необходимо установить так, чтобы ребенок ждал того момента, когда родители начнут читать или рассказывать сказки, стихи, рассказы, когда он будет слышать родной спокойный голос, когда он будет спокойно сидеть или лежать рядом, усваивать то, о чем ему ведают, когда он сможет с близкими говорить о том, что услышал, переносить себя в сказку, преломлять все через свой жизненный опыт. Семейное чтение должно быть ритуалом, приятной традицией. В подобных чтениях формируется культура речи ребенка, культура его мышления. В этих чтениях и беседах не допустим официальный тон, ребенок должен чувствовать, что родители понимают и принимают мир его фантазий, мир его сказки, мир его переживаний и чувств. Дети подсознательно ждут от родителей активного участия в их жизненных проблемах. Родители, которые занимаются с ребенком ручным трудом, устраивают домашние концерты, сочиняют сказки, устраивают соревнования — выявляют интересы и наклонности своих детей, не склоняются к давлению, исподволь дают направление и ориентируют свое чадо в жизни. В дальнейшем таким детям будет легче общаться с другими детьми, проще утверждать себя в социуме.
Важно научить ребенка не только говорить, но и развить умение слушать, не перебивать, давать возможность высказаться другим людям. Когда взрослые выслушивают малыша, когда делают замечание о том, что «я разговариваю, подожди минутку» — они дают понять то, что его выслушивают, но перебивать речь других не следует, «так хорошие дети не делают». В жизни разговорная речь сопровождает человека во всех видах деятельности. Речь развивается в процессе общения в социуме, в котором живет ребенок, чем больше разнообразных событий и мероприятий в жизни ребенка, тем шире активный словарь малыша. Дошкольнику необходимо расширять круг общения, посещать театр, музеи, выставки, показывать разнообразие окружающей жизни. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить увиденное. Для ребенка важно, что бы рядом были родные и близкие люди, которые умеют и желают общаться с ним.
Литература:
- Дошкольное образование: словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005. — 400 с
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. — 80 с.
- Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. — 229 с. 4.
- Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 128 с.