Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению фактов распространения запрещенной информации, склоняющей подростков к асоциальному поведению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 3673 раза

Библиографическое описание:

Кобелева, Н. А. Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению фактов распространения запрещенной информации, склоняющей подростков к асоциальному поведению / Н. А. Кобелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50791/ (дата обращения: 18.12.2024).



В последние годы система образования уделяет самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных организациях: пожары, травматизм, правонарушения, наркомания, акты уголовного, политического терроризма и др.

Все знают, что интернет и молодежь — понятия, тесно связанные между собой, в отдельных случаях интернет владеет умами наших детей, это и определяет значимость и актуальность данной темы.

В основе анализа социальных сетей лежит математическая теория графов (она представлена в работах таких авторов, как Эрдос, Харари и Раппапорт), а также эмпирические исследования в области социальной психологии и антропологии (Хайдер и Морено). В то время как первая группа учёных открывала различные законы построения абстрактных узлов и линий, последние обнаружили, что узлами и линиями удобнее всего обозначать отношения между людьми. Поскольку обе группы исследователей работали в одно и то же время (во второй половине двадцатого века), они сошлись на разработке серии метрик и методов, позволяющих выделять базисные структуры сложных эмпирических явлений. В качестве отдельной парадигмы метод анализа социальных сетей начал формироваться в 1970-ых. В 1969 году Стэнли Милгрэм опубликовал результаты эксперимента, обнаружившего феномен «маленького мира», где описал ставшее общепринятым понятие «шести рукопожатий» (Travers and Milgram, 1969). В 1973 Марк Грэноветтер опубликовал (теперь уже классическую) работу «Сила слабых связей». В этой работе он показал, как логика формирования отношений привела к возникновению различных групп и «слабых связей» между этими группами (Granovetter, 1973). В последующие десятилетия количество исследований, которые ссылались или непосредственно использовали анализ социальных сетей, многократно возросло. [1, с.5].

Как правило, функционал социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в возможности создать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.

В наши дни эти сайты разнообразны и включают в себя новые информационные и коммуникационные инструменты, например, возможности обмена фото/видео и ведения блогов. Кроме того, на базе многих соцсетей имеются так называемые интернет-сообщества, которые объединяют людей по более узким интересам и предпочтениям.

В целях выявления фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению, в некоторых образовательных организациях проводится мониторинг социальных сетей.

Порядок проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов распространения запрещенной для детей информации, разработан в целях проведения анализа и оценки социальных сетей, посещаемых детьми по своевременному выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Мониторинг определяет основные параметры фильтрации и блокировки от детей всевозможных фанатских сайтов: социальных сетей, объединяющих людей с неуравновешенной психикой, разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности.

Возможные Социальные сети, в которых могут «сидеть» дети — ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace, Instagram, «Мой Мир» на почтовом сайте mail.ru.

Чтобы грамотно построить систему профилактики негативного влияния Интернета на подростков, надо знать, чем, собственно, они занимаются в сети. Дети часто подвергают себя риску, публикуя фотографии, указывая адрес фактического проживания, номера контактных телефонов, состав семьи и другие персональные данные. Периодический мониторинг социальных сетей в целях своевременного выявления возможных угроз, особенно в отношении подростков, просто необходим. К этой работе целесообразно привлекать родителей, психологов, заместителей руководителя образовательной организации по воспитательной работе, педагогических работников.

Информация, запрещенная для распространения среди детей указана в статье 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2 с. 15].

Осуществить мониторинг социальных сетей помогут эффективные инструменты, разработанные отдельными компаниями специально для образовательных организаций, например: компанией «Аврора Диджитал Групп» разработана информационная система «Мониторинг социальных сетей», с помощью которой осуществляется сбор данных и предоставления информации для принятия мер работниками образовательной организации. На сегодняшний день сканирование проводится в следующих социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир. Для организации мониторинга социальных систем несовершеннолетних, формируется база обучающихся и база сигнальных слов, по которым проводится анализ страниц несовершеннолетних. Сканированию подлежит текстовое содержание стены пользователя и сообщества. Слова-сигналы формируются по категориям: экстремизм, сквернословие, секс, суицид и по степени опасности для жизни и здоровья ребенка. При изменении слов-сигналов может меняться направленность поиска, например в поиске противоправных групп террористического характера. При совпадении контента со словарем сигнальных слов, система формирует уведомление со ссылкой на первоисточник. Результаты доступны в оригинале и в сохраненной копии, что даёт возможность анализировать значение слов-сигналов и вносить комментарии. Таким образом, система «Аврора: Мониторинг социальных сетей» выполняет функцию сбора и обработки информации, оставляя сотрудникам правоохранительных органов и органов образования проведение анализа выбранных данных и принятия мер.

По результатам социологических исследований:

– 88 % четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями;

– в 8–9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7 % подростков;

– более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1–2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю;

– большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80 % детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны;

– более 80 % российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40 % детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне. В Европе только 8 % детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности;

– больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39 % детей посещают порносайты, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми;

– наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14 % детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11 % несовершеннолетних пользователей;

– исследования показали, что 90 % детей сталкивались в сети с порнографией, а 65 % искали ее целенаправленно. При этом 44 % несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам;

– подростки от 12 до 17 лет являются основной группой риска для развития интернет-зависимости в силу своих возрастных особенностей;

– примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми до 11 лет. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн [3, с.1].

Таким образом, родителям не надо полагаться только на образовательные организации для выявления запрещенной информации, оказывающей негативное влияние на их детей, немаловажное значение имеет контроль и анализ с их стороны, что позволит своевременно принять необходимые меры и помочь подростку в трудной ситуации.

На основании данных, приведенных в результате социологических исследований становится ясно, что существует серьезная необходимость вовлечения родительской общественности в сети. Создать свою страницу в социальной сети может каждый родитель. Этот посыл должен реализовываться через родительские собрания и конференции. Создание страниц под «фейковыми» никами позволит родителям посмотреть на своего ребенка совсем с другой стороны и увидеть проблемы, которые должны быть разрешены.

Для подготовки родительской общественности к правильной необходимой реакции на своего ребенка в сети должны быть выработаны рекомендации социально-педагогических служб, чтобы не получить обратный результат.

Существует порядок действий по реагированию на информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, распространяемую в сети Интернет, который хотелось бы довести до большего количества пользователей, родителей и неравнодушных людей [4, с.2].

  1. Если Вы обнаружили в сети Интернет информацию, причиняющую вред здоровью и развитию ребенка, и Вы хотите ограничить доступ к данной информации (заблокировать страницу или сайт), Вам необходимо подать заявку в электронном виде на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций(далее-Роскомнадзор) http://rkn.gov.ru/.
  2. Чтобы подать заявку в электронном виде в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Вам необходимо:

а) зайти на Единый реестр доменных имен сайта Роскомнадзораhttp://eais.rkn.gov.ru/feedback/ в раздел «Приём сообщений».

б) заполнить форму заявки в электронном виде;

в) копировать ссылку, содержащую, по Вашему мнению, запрещённую информацию и указать данный адрес в строке «Указатель страницы сайта в сети «Интернет»;

г) выбрать источник и тип информации (признаки призыва к самоубийству и др.);

д) сделать Скриншот страницы с запрещённой информацией (при желании);

е) в зависимости от содержания страницы выбрать, какую информацию содержит данный сайт: видео изображения, фотоизображения, текст, online-трансляция, другая информация;

ж) обязательно указать тип информации (свободный или ограниченный);

з) заполнить данные о себе и ввести защитный код (отметить поле «направлять ответ по эл.почте»).

  1. Через некоторое время Вы получаете первичную обратную информацию:

а) 1-ое электронное сообщение: В течение нескольких дней Роскомнадзор направляет на указанную Вами электронную почту информацию о том, что будет проведена проверка указанного Вами ресурса на наличие материалов с противоправным контентом.

б) 2-ое электронное сообщение: Роскомнадзор направляет информацию о проведённой проверке указанного Вами ресурса и сообщает о том, содержит или не содержит направленный Вами электронный ресурс противоправный контент.

  1. Роскомнадзор принимает решение о внесении (или не внесении) указанного Вами ресурса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также о блокировании сайта.
  2. Для того, чтобы проверить внесён ли указанный Вами ресурс в Единый реестр, Вам необходимо ввести искомый ресурс и защитный код на странице: http://eais.rkn.gov.ru/.
  3. Для того, чтобы проверить заблокирован ли искомый ресурс, Вам необходимо ввести электронный адрес искомого ресурса в поисковую систему Интернет.
  4. В случае если страница сайта не внесена в Единый реестр и не заблокирована, а Вам поступало электронное сообщение о наличии противоправного контента, Вам необходимо обратиться на горячую линию Единого реестра по электронному адресу zapret-info@rkn.gov.ru (предварительно ознакомившись с регламентом работы горячей линии, осуществляемой посредством электронных сообщений) [5, с.2].

Уважаемые работники образовательных организаций, родители, не расслабляйтесь, вредоносные сайты после их блокировки могут вновь возвратиться под другим именем, так что постоянный ненавязчивый контроль за информационной деятельностью ребенка не следует ослаблять.

Литература:

  1. https://postnauka.ru/longreads/20259.
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/.
  3. http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=14101.
  4. http://www.garant.ru/article/510868/.
  5. http://base.garant.ru/70248270/.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, ребенок, Единый реестр, запрещенная информация, информация, искомый ресурс, противоправный контент, сайт, электронный вид, Российская Федерация.


Похожие статьи

Влияние социальных сетей на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Преступность в молодежной среде: анализ причин, профилактика

Формирование межличностных отношений младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Подростковый суицид в Республике Хакасия. Профилактика суицидального поведения

Индивидуальная профилактика наркотизма в молодежной среде

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Влияние интернет-каналов на протестную активность молодежи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Похожие статьи

Влияние социальных сетей на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Преступность в молодежной среде: анализ причин, профилактика

Формирование межличностных отношений младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Подростковый суицид в Республике Хакасия. Профилактика суицидального поведения

Индивидуальная профилактика наркотизма в молодежной среде

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Влияние интернет-каналов на протестную активность молодежи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Задать вопрос