Проблемы реформирования системы обязательного социального страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 2478 раз

Библиографическое описание:

Узденова, Ф. Э. Проблемы реформирования системы обязательного социального страхования / Ф. Э. Узденова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 402-405. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50792/ (дата обращения: 18.12.2024).



Значительную роль в жизни современных государств играет система обязательного социального страхования, имеющая целью обеспечить социальную защиту граждан при наступлении социальных рисков, в законодательстве именуемых страховыми рисками. Эта система имеет множество несомненных преимуществ: концентрация ресурсов в единых фондах, независимость бюджетов, целевой характер использования, государственный и независимый контроль.

Содержание и функции обязательного социального страхования органически связаны. Как верно заметила профессор В. Г. Павлюченко, «если человек не участвует в формировании финансовой базы страхового общества, то есть — не застрахован, он и не может претендовать на социальное обеспечение при наступлении материально- финансовых трудностей».

Важность и значимость системы обязательного социального страхования легко продемонстрировать на примере тех функций, которые она призвана выполнять: [1]

а) формирование специализированных страховых фондов денежных средств. Данная функция основана на аккумуляции страховых взносов как платы за защиту от социально-экономических последствий реализации страховых социальных рисков, которую представляют страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном прядке и государство имеет право регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране;

б) следующая функция происходит из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов и размещение этих средств в активы, которые определяются законом или внутренними нормативными актами страховщика.

в) если рассматривать обязательное социальное страхование с экономических позиций, при реализации страхового социального риска предусмотренных договором страхования имеют право на материальное обеспечение только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. Размер материального обеспечения при обязательном социальном страховании устанавливается законодательно, а при добровольном страховании — договором страхования, но т в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством;

г) предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств и страховых фондов через комплекс процедур по предотвращению или уменьшению дальнейших исходов наступления социально страховых рисков. Содержание данной функции можно трактовать двойственно: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечения необходимо лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования индивидуальных категорий граждан. С другой стороны, необходимо помнить, что увеличение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет профилактические и предупредительные мероприятия, которые в свое время снабжают «материальную тяжесть». Примерами могут служить докторская профилактика или разъяснительно — просветительская трудовая нагрузка;

д) контрольная функция. Данная функция логически связана с предыдущим, так как страховщики — это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых формирований данная функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, а за пределами ее контролирующими муниципальными органами.

Исходя из этих же функций, можно определить и главное предназначение обязательного социального страхования. Оно заключается в оказании главным образом материальной помощи в случае изменения — в худшую сторону — материального и социального статуса работающего населения при наступлении того или иного социального риска с целью сохранения достигнутого уровня и качества жизни застрахованных лиц. В законе «Об обязательном социальном страховании в РФ» это предназначение системы обязательного социального страхования указано с предельной четкостью: лица, подлежащие защите, вид защиты и ее цель, полный перечень страховых случаев — в самом определении понятия «обязательное социальное страхование». [2] И это несомненное достоинство указанного закона.

Как системное образование обязательное социальное страхование состоит из нескольких видов и подсистем: обязательное пенсионное страхование; обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства и детства. Каждому виду обязательного социального страхования свойствен свой набор критериев, который определен законодательно. [3] В качестве критериев используются страховые риски, страховые случаи, страховое обеспечение. При этом во всех подсистемах страховое возмещение в первую очередь призвано замещать утраченный заработок, во вторую имеет характер дополнительной материальной помощи, необходимой для поддержания здоровья, лечения, реабилитации, поддержки материнства и детства. Поэтому и размер страховых взносов должен определяться именно этими задачами.

Продолжая разговор о страховом возмещении, заметим, что здесь возможны минимум два подхода. Первый используется активно в нашей стране и заключается в оказании всесторонней материальной помощи, что очень хорошо видно на примере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где очень остро стоит вопрос реабилитации застрахованных лиц и их возвращения к полноценной трудовой жизни. Второй подход, как в Германии, предполагает, кроме возмещения причиненного ущерба и материальной помощи, активное участие работодателей и государства в самом процессе реабилитации: создание специализированных учреждений, позволяющих в короткий срок вернуть профессиональную трудоспособность. Следует признать, что в выборе между инвалидностью и нормальной трудовой деятельностью второе предпочтительнее. На наш взгляд, нашей системе обязательного социального страхования не хватает именно этого: необходимо сместить ориентиры в сторону полноценной профессиональной реабилитации. [4]

Давно и много говорится о невысокой эффективности системы обязательного социального страхования в России и ее причинах. В первую очередь следует признать, что отрицательное влияние на уровень и качество социальной защиты населения в рамках обязательного социального страхования оказывают внешние факторы: сложная демографическая ситуация, теневая экономика, низкий уровень доходов населения и особенно уровень оплаты труда.

Формирование подлинно страхового характера обязательного социального страхования предполагает изменение и совершенствование экономических, правовых и финансовых его основ. Ядром их должны стать изменение статуса обязательного социального страхования, переход на подлинно страховые принципы. [5, с. 257.]

В основе радикального реформирования системы обязательного социального страхования должно быть изменение его статуса как особого института гражданского общества. Этому статусу должен быть придан публично-правовой характер. В настоящее время социальное страхование имеет статус государственного, а фонды обязательного социального страхования — соответственно статус государственных учреждений. Придание обязательному социальному страхованию публично-правового статуса означает выведение его из прямого управления государством. Таким образом, обязательное социальное страхование перестает быть государственным, а фонды обязательного социального страхования перестают быть государственными учреждениями, в результате его деятельность приобретает публичный характер и обязательное социальное страхование начинает функционировать как самостоятельный в организационном и финансовом отношении социальный институт, деятельность которого подчиняется интересам застрахованных граждан.

В тоже время проявление инициативы обязательного социального страхования осуществляется на основе установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих его отношения с государством, хозяйствующими субъектами, социальными организациями. В частности, публично правовой статус социального страхования предполагает:

а) обязательность, установленную законным правом, страховой формы социальной защиты как для предоставляющих работу, так и для наемных работников с соответствующими правилами и обязательствами;

б) законодательное определение перечня общественных и профессиональных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию;

в) законодательное установление страховых тарифных планов;

г) установленные законом стандарты материального обеспечения по социальному страхованию.

Следующим направлением радикального реформирования обязательного социального страхования является разгосударствление национальной системы обязательного социального страхования. Данная проблема имеет два аспекта: перемена формы собственности и формирование обстоятельств для развития негосударственных форм обязательного социального страхования. Разгосударствление означает юридическое закрепление денежных фондов в собственность самой системы обязательного социального страхования и создание условий для развития негосударственных форм. Таким образом, система перестанет быть только государственной.

Но следует отметить, что разгосударствление было бы неправильно понимать как полный уход государства из сферы социального страхования. В этом случае речь идет об ином: о преобразовании юридической формы и сущности собственности на материальные и финансовые ресурсы обязательного социального страхования и об освобождении государства от не свойственных ему функций непосредственного управления страховой формой социальной защиты населения. В этой области оно должно заниматься тем, что для него присуще: формировать законодательную основу, на которой базируется социальное страхование, в соответствии с общепризнанными нормами законодательства принимать решения об образовании учреждений или регулировать их появление. Перемена отношений собственности в системе обязательного социального страхования оправдана не только с финансовой и правовой точек зрения, но необходима и с практической точки зрения. Владение, пользование и распоряжение денежными средствами фондов обязательного социального страхования позволит обеспечить их финансовую институциональную независимость от государства. [6]

Несомненную важность представляют и изменения порядка формирования, распределения финансами обязательного социального страхования. Первый шаг на этом пути уже сделан: осуществлен возврат к практике уплаты страховых взносов. Следующим шагом должно стать предоставление полной автономности и самостоятельности бюджетам фондов обязательного социального страхования от государственного бюджета и увеличение объема страховых выплат до уровня, необходимых и достаточных для защиты интересов застрахованных лиц в полном объеме.

И главный вопрос реформирования обязательного социального страхования — это необходимость восстановления его функционирования на подлинно страховых принципах и приостановление процесса его развития по пути социального обеспечения. Так, переход на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере, зависящем от заработка застрахованного лица, придал им характер настоящего страхования заработка.

В заключение хотелось бы сказать, что возможности создания системы обязательного социального страхования, базирующейся на подлинно страховых принципах, далеко еще не исчерпаны. Развитая система негосударственного социального страхования позволит значительно продвинуться по пути разгосударствления обязательного социального страхования, ликвидации монополии государства, усиления влияния альтернативного страхования. Поэтому вопрос о разгосударствлении социальный сферы носит не только тактический, но и стратегический характер.

Литература:

  1. Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 2000.
  2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/
  3. Журавин С. Г. Краткий курс истории страхования — М.: «Анкил», 2005.
  4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/180687/#ixzz34hqRnL3Q
  5. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. С 257.
  6. Корчевская Л., Иванов К. Обязательное страхование: нужны правильность форм и четкость определений // Закон 2008. № 2 https://studwood.ru/688238/bankovskoe_delo/spisok_ispolzovannoy_literatury#403
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное социальное страхование, социальное страхование, материальное обеспечение, государство, фонд, функция, временная нетрудоспособность, материальная помощь, социальное обеспечение, страховая форма.


Задать вопрос