В статье анализируется процесс возникновения в политической системе современного российского общества нового для нашей страны государственного правозащитного механизма — института Уполномоченных по правам человека в политической системе.
Ключевые слова: Омбудсмен, Уполномоченный, права, человек, государство, общество, политическая система.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [1]. Ответственность Российского государства по отношению к человеку и гражданину означает, что органы государственной власти обязаны создать действенный механизм гарантирования прав и свобод человека — систему элементов, направленных на реализацию конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституцией учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (омбудсмена).
Первое упоминание об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации в официальных документах происходит осенью 1990 года. В первой редакции проекта новой Конституции РСФСР, подготовленного рабочей группой конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, указывается на необходимость введения в России такой должности. В первоначальных вариантах проекта он назывался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих — Парламентским уполномоченным по правам человека или Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека. Официально эта идея впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой Верховным Советом 22 ноября 1991 года.
Предназначение Уполномоченного по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы личности. В Федеральном конституционном законе сказано, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ говорится об основных направлениях (функциях) деятельности Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Толкование закона, опыт работы Уполномоченного и его аппарата свидетельствуют о наличии еще, по меньшей мере, четырех направлений деятельности омбудсмена: взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими; взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, именно взаимодействие, а не координация их деятельности, как бы этого кто-либо не желал, поскольку такой функцией Федеральный конституционный закон Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не наделил; взаимодействие с неправительственными правозащитными организациями, иными общественными объединениями, религиозными конфессиями; взаимодействие со средствами массовой информации. Исходя из текста российского закона, есть основания, закрепленные в п. 3 ст. 1 направления деятельности (функции) считать основными, остальные — вспомогательными, сопутствующими, ни в коей мере не умаляя их значения, а исходя из содержания закона.
Целями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по их совершенствованию; подготовка Уполномоченным ежегодного доклада о своей деятельности, а также специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур; правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, а также информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации [4, с. 235–237].
Законодатель Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 5) предусмотрел право субъекта Российской Федерации в соответствии с его конституцией (уставом) учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации [2]. Существует ряд факторов, отрицательно влияющих на процесс становления института регионального уполномоченного в нашей стране: отсутствие в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормы, предусматривающей обязательность учреждения должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах Российской Федерации; нежелание региональной власти иметь независимый контрольный орган; разобщенность правозащитных организаций, вызванная как межличностными проблемами их лидеров, так и объективными обстоятельствами; наличие региональных комиссий по правам человека [2]. Должности уполномоченных по правам человека на сегодняшний день созданы в 60 субъектах Российской Федерации. Институт омбудсмена в Российской Федерации постоянно развивается. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» учреждена должность специализированного омбудсмена по правам детей [3]. Во многих субъектах Российской Федерации созданы должности специализированных уполномоченных по правам отдельных категорий граждан, которые призваны восполнять пробелы в компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гарантировать права и законные интересы отдельных, наиболее незащищенных социальных групп. Институт омбудсмена необходим и востребован в нашем государстве, заслужил общественное признание, поэтому необходимо более эффективно использовать возможности данного института для защиты прав граждан.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его аппарат не в состоянии отреагировать на каждое нарушение прав человека в пределах всей страны. В связи с этим оптимальный способ организации института уполномоченного предполагает сосуществование и взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Особенность правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации состоит в том, что они являются связующим звеном между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником; выступают в качестве своеобразного посредника между ними; осуществляют мониторинг действий органов государственной власти с позиции их соответствия закону; вырабатывают и предлагают государственным структурам рекомендации по совершенствованию деятельности; консультируют государственные структуры; способствуют распространению информации и правовому просвещению граждан по вопросам защиты их прав и свобод.
На основании проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию правового регулирования института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нуждается в императивной норме, предусматривающей не возможность учреждения, а именно учреждение должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах Российской Федерации; необходимо формирование и законодательное закрепление системы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, основанной на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи [2].
Таким образом, необходимо более полно и эффективно использовать возможности института уполномоченного по правам человека реагировать на поднимаемые им проблемы в сфере состояния прав и свобод человека и гражданина, что будет являться залогом совершенствования законодательства в целях реализации гуманитарно-правовой стратегии развития России. Совершенствование правового статуса института уполномоченного в Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности правозащитной деятельности этого института.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Гарант.
- Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1 ФКЗ // СПС Гарант.
3. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СПС Гарант.
4. Лукашева Е. А. Права человека: Учебник / Е. А. Лукашева — 3-е изд. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 512 с