В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не занимающихся спортом по уровню развития общей и специфической координационной способности.
Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.
Актуальность. Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы и другими видами ударных единоборств на развитие координационных способностей связано с прикладной их значимостью в соответствии с требованиями, обусловленными бытовой, военной, спортивной деятельности. Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций. В большинстве видов спортивной борьбы координационные способности являются определяющими и рассматриваются как комплексное свойство организма, требующее проявления динамических и пространственно-временных параметров движений. О положительном влиянии регулярной двигательной активности на эффективность развития координационных способностей указывается в специальной литературе [2, 3, с. 12–14, 4, 5].
Однако влияние занятий спортивной борьбой на развитие координационных способностей изучено недостаточно. Изучение разных аспектов указанной проблемы представляет познавательный и практический интерес.
Цель— изучить влияние занятий спортивными видами борьбы на уровень развития координационных способностей.
Методика иорганизация исследования. Оценка координационных способностей борцов проводилась по специальному тесту [1]. Перед заполнением теста респондентам выдавалась инструкция в соответствии с критериями по десятибалльной шкале.
Инструкция к применению теста: оцените по десятибалльной шкале ваш индивидуальной уровень проявления координационных способностей, исходя из их определения понятия, по сравнению к окружающим вас спортсменам, друзьям, студентам. Если они выражены в наименьшей степени, то на десятибалльной шкале обведите в кружок одну из трёх 1, 2, 3 цифр. Если они выражены в равной степени, то — цифру 4, 5, 6, 7. Если, выражены в наибольшей степени, то обведите в кружок одну из цифр 8, 9, 10 [1].
По этому тесту были обследованы две группы студентов Московского государственного университета путей сообщения, занимающихся спортивными видами борьбы «Борцы» (n=15) и не занимающиеся спортом «Не спортсмены» (n=14) в возрасте 18–23 года. Анализ данных по интегральному и специфическому показателю координационной способности проводился по t-критерию Стьюдента для независимой выборки.
Интегральный показатель координационных способностей определялся суммой оценок по десятибалльной шкале по 27 параметрам отдельных составляющих: общую координацию движений, проявляющаяся в спорте, специфическую координацию движений, проявляющаяся в бытовой, военной деятельности, время освоения новых двигательных умений, перестроение освоенного ранее двигательного действия, ритм трудовой и спортивной деятельности, функции равновесия, ориентацию движения в пространстве, вестибулярные статико-динамические ощущения и др. [1].
Специфический показатель координационной способности — это достигнутый в результате приобретенных специальных умений, навыков: проявления своевременности, точности, находчивости, упорядоченности, экономности, согласованности в пространстве, во времени и пространстве движений отдельных частей тела, фаз моторного действия в избранном виде спортивной деятельности [2].
Результаты иих обсуждение. Результаты статистических сравнений представлены в таблице. Как видно из данных таблицы группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличается от группы студентов, не занимающихся спортом, по уровню развития общих (t=2,31, при Р≤0,05) и специфических двигательно-координационной способности (t=3,60, при Р≤0,01).
Таблица
Результаты статистических сравнений двух групп студентов, занимающихся борьбой ине занимающихся спортом, по уровню развития координационных способностей
Показатели координационных способностей |
Борцы, ±m |
Не спортсмены, ±m |
t |
P |
1. Интегральный показатель общих координационных способностей |
230,9±7,31 |
195,4±14,41 |
2,31 |
≤0,05 |
2. Специфический показатель координационных способностей |
7,26±0,31 |
5,69±0,24 |
3,60 |
≤0,01 |
Примечание: t –двухвыборочный тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; ≤ — различия между группами достоверны; Р — уровень достоверности между группами.
Следовательно, занятия спортивными видами борьбы оказывают влияние на уровень общих и специфических показателей координационных способностей студентов и могут быть рекомендованы как одного из средств их развития.
Занятия спортивными видами борьбы со студентами могут быть организованы на занятиях по выбору дополнительного вида спорта в рамках программы физического воспитания в учебных организациях среднего и высшего образования, при подготовке к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО по разделу рукопашный бой, самостоятельных занятий под руководством инструктора по физической культуре и др.
Выводы. Изучено влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Студенты-спортсмены, занимающихся видами борьбы достоверно отличается от группы студентов не занимающиеся спортом по уровню развития общей и специфической координационной способности. Занятия спортивными видами борьбы могут быть рекомендованы как одного из средств развития общей и специфической координационной способности.
Литература:
- Еганов А. В. Методика оценки двигательно-координационных способностей, проявляющихся в соревновательном поединке, в прикладных видах единоборств: анкета для спортсменов. — Челябинск: УралГУФК, 2015. — 11 с.
- Еганов А. В., Рзаев О. Д., Чикишев С. Г., Трегубов А. А. Зависимость деятельности вестибулярного анализатора у курсантов от некоторых параметров двигательно-координационных действий // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. В. Быкова. — Челябинск: УралГУФК, 2017. — Т. 1. — С. 82–85.
- Еганов А. В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография. — М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с.
- Колесник И. С., Кузнецов А. С., Петров А. Г. Теоретическое и методическое обоснование формирования равновесия как одной из ведущих двигательных координаций у боксеров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Набережные челны: Издательство «Камский государственный институт физической культуры». — 2009. — № 2 (11). — С. 1–7.
- Миниханов В. А. Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности // Молодой ученый: Международный научный журнал. — 2018. — № 18 (204). — С. 448–451. — URL https://moluch.ru/archive/204/49753/ (дата обращения: 23.05.2018).