Эффективность функционирования налогового механизма Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Плотникова, А. Д. Эффективность функционирования налогового механизма Республики Крым / А. Д. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50874/ (дата обращения: 18.12.2024).



В публикации оценивается эффективность функционирования регионального налогового механизма с точки зрения реализации двух основных его функций: контрольной и консультативной. Приведены факты влияния временного моратория на налоговые проверки на специфику функционирования налогового механизма Республики Крым.

Ключевые слова: региональный налоговый механизм, эффективность, мораторий на налоговые проверки

В настоящее время вопросы оценки эффективности налогового механизма являются регулярной темой для обсуждения бизнес — сообщества и государственных структур. Однако, говоря об эффективности налогового механизма в целом, следует отметить, что наибольшую значимость в первую очередь имеет эффективность налогового контроля, что способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства.

Эффективность налогового контроля характеризуется: уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

В связи с временным мораторием на налоговые проверки, который действовал на территории Республики Крым и города Севастополя показатели оценки эффективности выполнения органами ФНС РК своих контрольных функций значительно ниже среднего уровня по стране. Данное ограничение было мерой необходимой для адаптации субъектов хозяйствования к особенностям осуществления предпринимательской деятельности, учетной и отчетной работы в рамках российского правового поля. Однако это не означает, что налоговая служба в эти годы бездействовала. 2015 и 2016 годы характеризуются активной аналитической работой, а также проведением регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет в ОФНС.

За период исследования сотрудниками региональных органов налоговой службы было организовано и проведено 59 семинаров для повышения грамотности учетно-финансовых специалистов в области налогообложения, выдавались консультации и письменные разъяснения налогоплательщикам по сложным и спорным вопросам налогового законодательства. Данные таблицы 1 показывают, что в 2017 году почти в 5 раз возросло количество заявлений налогоплательщиков по досудебному обжалованию результатов налоговых проверок.

Таблица 1

Показатели выполнения органами федеральной налоговой службы функций налогового консультирования в 2015–2017гг.

Наименование показателей

2015г.

2016г.

2017г.

Цепные индексы изменения размера имасштабов деятельности

Базисный индекс изменения размера имасштабов деятельности

I 2016/2015

I 2017/2016

I 2017/2015

Количество семинаров по вопросам налогового учета и отчетности, организованных сотрудниками ОФНС, ед.

26

18

15

0,692

0,833

0,577

Количество принятых решений и письменных разъяснений, выданных сотрудниками ОФНС по обращениям налогоплательщиков. ед., в т. ч. по вопросам:

2050

1654

1263

0,807

0,764

0,616

 обжалования действий (бездействия) сотрудников ОФНС (в т. ч. в ходе проведения налоговых проверок)

2

4

15

2,000

3,750

7,500

 обжалования решений по результатам нал. проверок

4

6

29

1,500

4,833

7,250

 выбора режима налогообложения и перехода на иной режим налогообложения

1069

854

473

0,799

0,554

0,442

 трактовки положений налогового законодательства

569

458

211

0,805

0,461

0,371

 проведения налоговой сверки

201

118

159

0,587

1,347

0,791

 прочее

205

214

376

1,044

1,757

1,834

Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.

Показатели таблицы 2 свидетельствуют, что в 2015 -2017 годах основной формой контроля были камеральные проверки налоговой отчетности. При этом объем камеральных проверок за 3 года увеличился в 4,4 раза, и в 2017 году их количество по РК составило 4510. Следует отметить, что в 5 % случаев проверок были выявлены факты занижения налоговых обязательств, произведено начисление и взыскание недоимки, пени и штрафа.

Плановые выездные проверки налоговых органов традиционно считаются наиболее эффективным способом борьбы с налоговыми преступлениями и нарушениями. Однако в Республике Крым они в полном объеме начали проводиться только в 2017 году. До конца 2015 года был введен официальный запрет на выездные налоговые проверки бизнеса, позже этот запрет был пролонгирован на 2016 год.

Таблица 2

Показатели эффективности выполнения контрольных функций органами федеральной налоговой службы по Республике Крым в 2015–2017гг.

Наименование

показателей

2015г.

2016г.

2017г.

Абсолютные изменения за период исследования,

+/-

Базисные темпы роста (сокращения) за период исследования, единиц

Общее число контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы самостоятельно:

 камеральных проверок

1031

3201

4510

+3479

4,4

 выездных проверок

2

6

228

+226

114,0

Количество выездных контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы совместно с органами МВД, ед.

1

1

9

+8

9,0

Выявлено нарушений, всего, ед., в т. ч.:

2

6

212

+210

106,0

 по выездным проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

1

5

203

+202

203,0

 по выездным проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

1

1

9

+8

9,0

Доначислено по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч.

268,0

474,1

39398,6

+39130,6

147,0

 по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

12,0

78,9

35830,1

+35818,1

2985,8

 по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

256,0

395,2

3568,5

+3312,5

13,9

Взыскано по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч.

268,0

468,7

35649,6

+35381,6

133,0

 по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

12,0

73,5

32081,1

+32069,1

2673,4

 по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

256,0

395,2

3568,5

+3312,5

13,9

Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 сотрудника органов федеральной налоговой службы, тыс. руб. / чел.

2,65

4,96

98,67

+96,02

37,2

Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 руб. годового фонда оплаты труда сотрудников органов федеральной налоговой службы, руб. / руб.

0,01

0,02

0,51

+0,5

51,0

Сумма налогов, взысканных по результатам выездных проверок в расчете на 1 проверку, тыс. руб. / ед.

134,0

79,0

185,8

+51,8

1,4

Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.

Как исключение допускалось проведение проверок только по обращениям и жалобам граждан. По этим причинам в 2015 и в 2016 годах были единичные случаи выездных налоговых проверок, в 2017 году после снятия ограничения их количество составило 228, причем в 93 % случаев выездных проверок выявлялись нарушения порядка налогового учета, налоговых расчетов и отчетности. При этом средняя сумма доначислений по результатам проверок составила 185,8 тыс. руб. Всего по результатам выездных проверок в 2017 году доначислено 39,4 млн. руб. На одного инспектора региональных органов ФНС эта сумма составила 98,7 тыс. руб.

К сожалению, закрытость информации о пене и налоговых санкциях не позволяет сделать детальный анализ обо всех суммах, дополнительно перечисленных в бюджет в результате контрольных действий ОФНС. Так как наиболее распространенным видом налоговых штрафов является штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога или сбора при выявлении факта занижения налоговой базы, возможно, используя расчетный метод, предположить, что величина штрафных санкций к налогоплательщикам-нарушителям составляет 19,7 млн. руб.

В 2017 году основные усилия сотрудников ФНС были направлены на контрольную работу в отношении недобросовестных налогоплательщиков, использующих схемы уклонения от налогов. В частности, особый интерес вызвала противоречивость отчетных данных в торговых организациях, а именно — сокращение оборота розничной торговли при одновременном росте оптовой. Углубленному анализу также была подвергнута отчетность 1,5 тысяч юридических лиц, которые подавали «нулевые» декларации вследствие временной приостановки хозяйственной деятельности. Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по Крыму в 2017 году приходилось около 10 % общего количества выездных проверок.

Так как почти половина зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности используют один или даже несколько специальных режимов налогообложения, а доля налогов, собранных в рамках спецрежимов, лишь немного превышает 6 % общей суммы бюджетных налоговых поступлений, то высока вероятность того, что сектор малого и среднего бизнеса частично работает в нелегальном или полулегальном формате.

С 2017 года начали действовать комиссии легализации налоговой базы, в которые кроме сотрудников ОФНС входили также представители муниципалитетов. Таким образом, значительно облегчалась задача выявления фактов сокрытия доходов и прочих элементов налоговой базы.

Старт выездных налоговых проверок ожидаемо вызвал увеличение числа судебных исков со стороны бизнеса, а также случаев досудебного урегулирования споров между налогоплательщиком и органом налоговой службы. В 2018 году планируется в Крыму внедрить практику некоторых региональных инспекций РФ, которые проводят аудиторские проверки бизнеса. Такая практика значительно сократит количество судебных исков. Основная тенденция в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) — это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок.

В настоящее время практикуется заключение соглашений об информационном взаимодействии, которые предусматривают взаимодействие и информационный обмен, направленный на соблюдение налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также повышение предсказуемости налогового регулирования и качества администрирования налогоплательщиков. Подписание соглашений направлено на повышение правовой определенности при применении налогового законодательства и снижение налоговых рисков для налогоплательщиков. По состоянию на 1 марта 2018 году было заключено 2 таких соглашения с крупными налогоплательщиками.

Применение подобной практики взаимодействия в налоговой сфере имеет ряд преимуществ. В частности, у налоговых органов появляется возможность осуществления налогового контроля на постоянной основе при максимальной открытости информации о налогоплательщике, сокращения издержек на проведение выездных проверок и уменьшения рисков применения налогоплательщиками схем ухода от налогов. У предприятия-налогоплательщика в этом случае будут снижаться налоговые риски, в том числе сократится риск назначения выездных налоговых проверок, появится возможность получить консультации по вопросам налогообложения сделок для корректировки своей экономической политики.

Литература:

1. Еримизина М. И. Экономический анализ и оценка налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / М. И. Еримизина / Новая наука: Стратегия и векторы развития. — 2016. — № 6–1 (88) — С.93–99.

2. Еримизина М. И. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Крым / М. И. Еримизина / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 6–1 (89) — С.106–111.

3. Открытый бюджет Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://budget.rk.ifinmon.ru/napravleniya/analiz-nalogovoj-otchetnosti/detalizatsiya-postuplenij-nalogovykh-platezhej (дата обращения: 08.05.2018)

Основные термины (генерируются автоматически): проверка, Крым, проведенный налоговый орган, федеральная налоговая служба, налоговый контроль, орган МВД, налоговая база, налоговая служба, налоговое законодательство, сумма налогов.


Ключевые слова

эффективность, региональный налоговый механизм, мораторий на налоговые проверки

Похожие статьи

Анализ состояния налогового контроля в РФ в противодействии налоговым правонарушениям

В статье автор исследует сущность налогового контроля и его механизмы. Также в статье анализируются статистические данные, отражающие эффективность налогового контроля в РФ. В заключение рассматриваются мероприятия, позволяющие повысить эффективность...

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Совершенствование системы управления затратами торговой фирмы

В центре внимания данной работы лежит анализ влияния затрат фирмы на итоговые результаты деятельности. Рассматриваются возможные механизмы управления затратами компаний. Предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления затратами торго...

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Роль налогов в обеспечении доходной части государственного бюджета Туркменистана

Статья посвящена оценке развития налоговых процессов в стране и роли налоговой политики в формировании доходов бюджета. Налоговая система современного Туркменистана в основном характеризуется стремлением государства привлечь как можно больше денег в ...

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

В статье рассмотрена новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Выявлены преимущества налогового мониторинга. Рассмотрены условия проведения налогового мониторинга, его сроки, изучена концепция развития налогового мониторинга.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Похожие статьи

Анализ состояния налогового контроля в РФ в противодействии налоговым правонарушениям

В статье автор исследует сущность налогового контроля и его механизмы. Также в статье анализируются статистические данные, отражающие эффективность налогового контроля в РФ. В заключение рассматриваются мероприятия, позволяющие повысить эффективность...

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Совершенствование системы управления затратами торговой фирмы

В центре внимания данной работы лежит анализ влияния затрат фирмы на итоговые результаты деятельности. Рассматриваются возможные механизмы управления затратами компаний. Предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления затратами торго...

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Роль налогов в обеспечении доходной части государственного бюджета Туркменистана

Статья посвящена оценке развития налоговых процессов в стране и роли налоговой политики в формировании доходов бюджета. Налоговая система современного Туркменистана в основном характеризуется стремлением государства привлечь как можно больше денег в ...

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

В статье рассмотрена новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Выявлены преимущества налогового мониторинга. Рассмотрены условия проведения налогового мониторинга, его сроки, изучена концепция развития налогового мониторинга.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Задать вопрос