Картельные сговоры в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Остапенко, А. В. Картельные сговоры в РФ / А. В. Остапенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50878/ (дата обращения: 17.10.2024).



Нормами Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [9]. В развитие вышеперечисленных декларативных положений в России приняты и действуют различные федеральные конституционные и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты. К примеру, имеющее непосредственное отношение к теме данной статьи антиконкурентное законодательство представлено, в первую очередь, Федеральным законом «О защите конкуренции».

Научное сообщество не прекращает исследования по вопросам правового регулирования конкуренции и монополии, поскольку идеальная модель, обеспечивающая соблюдение интересов всех сторон, защищающая саму суть явления конкуренции до сих пор не найдена. Зачастую законодатель просто не поспевает за меняющейся действительностью, что, к сожалению, частая проблема длительности законодательного процесса.

Основываясь на научных разработках ученых, властные органы принимают множество мер, направленных на решение наиболее важных проблем в сфере защиты конкуренции и противодействия монополии.

Одним из множества проявлений недобросовестной конкуренции, являющихся объектом пристального внимания законодателя и правоприменителя, в современной экономике считаются горизонтальные соглашения, а в особенности их разновидность — картельные сговоры или картели. По мнению ученого Сушкевича А. Г., «горизонтальные соглашения представляют наибольшую угрозу для конкуренции, поскольку они почти всегда увеличивают степень монополизации товарного рынка» [6].

Горизонтальные соглашения, в свою очередь, подразделяются на:

1) «жесткие» (заведомо вредоносные) картели (продажа в определенном географическом ареале);

2) иные горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию (например, соглашение об использовании определенного программного обеспечения);

3) малозначительные соглашения (соглашения конкурентов, обладающих по отдельности и все вместе — незначительной рыночной долей и рыночной властью);

4) соглашения, не оказывающие воздействия на конкуренцию (соглашения о проведении конкурентами совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) [6, с. 119-120].

В данной статье нас будут интересовать именно «жесткие» горизонтальные соглашения, так называемые, картельные сговоры или картели.

В соответствии с законодательным определением признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т. е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) [4].

Картели — это наиболее опасная для экономической безопасности разновидность горизонтального соглашения. Они создаются хозяйствующими субъектами-конкурентами для установления определенного уровня цен на свои товары, могут касаться раздела рынка по территориальному принципу или по кругу покупателей товара, а также установления конкурентами пределов производства либо продаж товара на рынке.

Практически во всех развитых странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития незаконными считаются лишь «жесткие» картельные соглашения. Как это часто бывает, регулирование антиконкурентных соглашений по российскому законодательству происходит отличным от мировой практики образом. В современном виде нормы антимонопольного законодательства о запрете картельных соглашений сформировались в России лишь в 2012 г.

Третьим антимонопольным пакетом (Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 06.12.2011 и Федеральный закон № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 06.12.2011), введенным в действие в начале 2012 г., было законодательно определено понятие «картель», детализированы требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнен порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также введены небольшие дополнения по средствам борьбы с картелями.

В своей совокупности все преобразования антимонопольного законодательства в Российской Федерации и опыт работы Федеральной антимонопольной службы России привели к созданию системы противодействия картелям в виде организационной структуры, правового и методического обеспечения, а также доказательной базы при расследовании картелей. Конечно, система работает не всегда безупречно, в связи с чем необходимо обращать внимание на международный опыт других стран.

Все основные эффективные экономические и правовые механизмы по борьбе с картелями можно разделить на две подгруппы: угроза применения суровых санкций (в виде высоких административных штрафов или уголовной ответственности) и стимулирование раскрытия сговоров. В целях увеличения раскрываемости картельных сговоров предусмотрено освобождение от ответственности для участника, добровольно отказавшегося от участия в таком сговоре и сообщившего антимонопольному органу о его наличии.

Среди основных перспектив антимонопольной политики можно назвать ужесточение наказаний за явный сговор, предотвращение тех действий, которые облегчают поддержание сговора и координацию цен (т. е. воздействие на факторы, способствующие появлению картеля). Также это может быть развитие техники анализа рынков, т. е. работа над наиболее быстрым и эффективным выявлением существующих сговоров. Усиление стимулов раскрыть информацию о сговоре отдельной фирмой или даже представителя этой фирмы существенно поможет в решении проблемы негативного влияния картельных соглашений.

Суть сговора очень неустойчива, и его участники часто имеют стимул тайно отклониться от сговора. Данная сторона вопроса является хорошим источником для разработки эффективных мер по борьбе с картелями и другими видами соглашений.

Для наиболее успешного выявления подобного рода незаконных соглашений и коопераций необходимо совершенствовать также технику анализа рынков и взаимодействий участников предпринимательской деятельности на них. Следует более внимательно относиться к моментам, сигнализирующим о нарушениях закона. К примеру, завышенные цены, идентичные для различных потребителей без существенной вариации по группам, увеличенная диспропорция и вариация в ценах между различными странами, завышенные цены на сопутствующие товары и услуги

Четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.10.2015), подписанный Президентом РФ 05.10.2015, считается комплексом довольно либеральных поправок. Он разрабатывался совместно законодателями с учетом позиции представителей бизнес-сообщества в течение нескольких лет.

В качестве средства предотвращения незаконных сговоров теперь введена обязанность в рамках контроля за экономической концентрацией согласовывать с антимонопольным органом заключение соглашений о совместной деятельности между субъектами-конкурентами, если:

– суммарная стоимость активов их групп лиц по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей; или

– суммарная выручка их групп лиц от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 миллиардов рублей.

Согласование обязательно только в отношении тех соглашений, которые касаются совместной деятельности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Таким образом, единственной возможностью полностью исключить риск признания соглашения о совместной деятельности картелем после принятия четвертого антимонопольного пакета является согласование такого соглашения с антимонопольным органом.

Также четвертым антимонопольным пакетомрасширено понятие картеля: теперь им может быть признано соглашение между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке (картель покупателей). Подобное изменение может привести к значительному увеличению объема дел о картелях, возбуждаемых антимонопольными органами, количество которых и сейчас существенно превышает количество аналогичных дел в развитых правопорядках. Однако, хочется при этом отметить, что расширение понимания такого явления, как картель, говорит о положительном векторе законодательной мысли и ее претворения в жизненные реалии.

Следует отметить, что все вышеперечисленные меры представляются эффективными при разумном их применении, отлаженной работе антимонопольных органов, упрощении бюрократических процедур по раскрытию сговоров.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 278, 09.12.2011,
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Парламентская газета», N 54, 09–15.12.2011
  3. Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.10.2015, N 41 (часть I), ст. 5629
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Российская газета», N 162, 27.07.2006
  5. Евтушенко И. В. Тайное антиконкурентное поведение участников товарного рынка: мировая практика государственной борьбы с картелями // Юридическая наука и практика: история и современность. 2013. No 1.
  6. Конкурентное право России: учебник [Текст] / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, И. В. Башлаков-Николаев и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, А. Г. Сушкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., перераб. и доп»: Высшая школа экономики; Москва; 2014.
  7. Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право Учебник. — Москва.: РГУП, 2015.
  8. Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2. С. 26–30.
  9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): соглашение, товарный рынок, картель, Российская Федерация, антимонопольный орган, Россия, сговор, совместная деятельность, антимонопольное законодательство, антимонопольный пакет.


Задать вопрос