Феномен популярности Гарри Поттера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 6652 раза

Библиографическое описание:

Евлоева, А. И. Феномен популярности Гарри Поттера / А. И. Евлоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50293/ (дата обращения: 18.12.2024).



На сегодняшний день читателей очень сложно заинтриговать, увлечь каким-либо литературным произведением, в связи с многообразием литературы всех жанров и направлений. Это повышает планку требований для писателей всего мира. Не у всех получается достигнуть нужного уровня, чтобы их произведения становились бестселлерами. В данной работе мы рассмотрим феномен популярности серий книг о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Джоан Кэтлин Роулинг.

26 июня 1997 года одним из британских книжных издательств Bloomsbury Publishing была опубликована книга «Гарри Поттер и философский камень», которая является первой в серии из семи книг о «волшебном мальчике» или «мальчике, который выжил» [1,с 2]. Книга приобретает моментальный успех у читателей. После выпуска каждой последующей книги, количество проданных экземпляров растет в геометрической прогрессии, а время продажи этих книг уменьшается. Для статистики, книги о юном волшебнике были переведены на 67 языков. Первый тираж первой книги составлял 500 экземпляров. Спустя 10 лет, в 2007 году, после публикации последней седьмой части книги, в первый же день было продано 11 миллионов экземпляров [2.]. На сегодняшний день количество проданных книг о Гарри Поттере превышает полмиллиарда. Что же такого особенного в этих романах? Чем продиктован такой успех?

Для начала немного познакомимся с сюжетом данного произведения. История Гарри Поттера — это история о молодом волшебнике, родители которого были убиты главным антагонистом истории — Лорд Волан-де-Морт. На протяжении всех семи книг юный герой сражается с силами зла, пытаясь уничтожить самого опасного волшебника всех времен и его сторонников. В каждой последующей книге Поттер сталкивается с новыми опасностями, проблемами, для решения которых нередко приходится нарушать целый свод школьных, а иногда даже магических правил и законов. Мальчик окружен друзьями и наставниками, которые пытаются оберегать, помогать и спасать его. Самыми популярными среди них можно выделить главного наставника Гарри Поттера — Альбуса Дамблдора, чьи мудрые советы помогали ему в самых сложных жизненных ситуациях. Двоих лучших друзей — Рона Уизли и Гермиону Грейнджер, без чьей помощи главный герой погиб бы еще в первой книге. Множество учителей волшебной школы Хогвартс, в которой учатся юные волшебники, лучший друг родителей Гарри и по совместительству его крестный отец Сириус Блэк, истории которого посвящена целая книга, и много не равнодушных, смелых и отважных волшебников, борющихся за свободу и равенство.

Наибольшей популярностью книги пользуются у детей и подростков. На сегодняшний день можно сказать, что целое поколение выросло вместе с героями данного произведения. Вопрос о том, чем же вызван столь огромный успех данного цикла у вышеупомянутой категории интересует многих педагогов, психологов. Было проведено множество исследований касательно данной проблемы (анализ интереса детей и подростков к книгам данной серии, сбор статистических данных).

Самым привлекательным в волшебном мире является решительность персонажей произведения. Это обусловлено тем, что в реальном мире дети и подростки считают себя бессильными в принятии важных решений. Вторым по популярности пользуется окружающая среда: непосредственно сама волшебная школа, запретный лес, сладкое королевство — Хогсмид. Чтение описания этих волшебных реалий — это способ побега от серой скучной окружающей реальности. И нельзя не сказать о той силе, которой обладают люди (маги) в данном произведении. Волшебная сила, магические предметы, такие как волшебная палочка, метла, мантия-невидимка, камень, позволяющий вернуть к жизни мертвых — это все дает героям романа сверхсилу, которой нет у людей в нашем мире. Можно сказать, что «Мир Гарри Поттера» — это мир возможностей и способностей, которыми не обладают дети и взрослые нашего окружения. Через личный стиль повествования можно легко идентифицировать себя с фигурой «Гарри Поттера» во время чтения. Гарри не изображается как своего рода «сверхчеловек» или волшебник. Он не особенно привлекателен, и у него нет выдающегося интеллекта. Гарри воплощает внутреннюю борьбу, которая происходит внутри каждого из нас, прежде всего на пути от детства до взрослой жизни, а именно: поиск того, кто и что мы на самом деле, и что означает мир вокруг нас [3].

Нельзя не сказать о том, что романы о юном волшебнике — это не только фэнтезийные произведения, но также они содержат в себе много черт воспитательного романа. Часто Гарри Поттеру приписывают такие понятия: магия, борьба между добром и злом, приключения, дружба, тайна, ожидание, но также и страх, уклонение, издевательство, преступление. Неоднородность используемых терминов подтверждает, что Гарри Поттер является «многогранной работой, которая развлекает путем обучения», а также рассматривает такие ценности, как дружба, мужество, совместная работа, уважение, смирение. В последнее время задумываются над идеей ввести эти книги в обязательный курс по литературе в школе.

Последняя из семи книг о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и Дары смерти» была выпущена в 2007 году. Однако в 2016 году рассказ Гарри продолжился в пьесе «Гарри Поттер и проклятый ребенок». Постановка основана на рассказе, написанном Роулинг о жизни героев спустя 12 лет после событий последней книги.

Одержимость нового поколения Гарри Поттером кажется неисчерпаемой. Маленький волшебник сумел увлечь читателей по всему миру. Проводятся вечеринки в стиле Гарри Поттера, часто одеваются в стилистике романов, создается несчетное количество фанфиков. Фанатское сообщество паразитирует на предмете своей страсти не только пассивно, но и активно, создавая собственные литературные произведения. Страсть к кино редко порождает любительские фильмы — даже простой фильм снять сложно и дорого. Чтобы удовлетворить страсть к музыке, нужен хотя бы инструмент, а желательно еще и умение на нем играть. А вот страсть к литературе ограничена только знанием грамоты (то есть в наше время — буквально ничем) [4]. Что до аудитории — то Интернет эту проблему снимает: любой может опубликовать свой опус и хоть горсточка читателей у него найдется [5].

Немногие книги были более влиятельными в нашем веке, чем книги из данной серии. Все книги цикла были преобразованы в блокбастерную серию из восьми фильмов (последняя книга длиной около 750 страниц была адаптирована в два фильма), выпущенная за 10 лет, которая собрала более 7 миллиардов долларов во всем мире. Вместе, серия книг и фильмов породила огромное количество связанных товаров [6], а в 2010 году тематический парк, вдохновленный франшизой, открылся в Соединенных Штатах.

Литература:

  1. Ролинг, Дж.К. Гарри Поттер и философский камень: Роман/ пер. с англ. И. В. Оранского.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2011.- 400с.
  2. http://gtmarket.ru/news/culture/2007/08/22/1373 (дата обращения 23.04.2018)
  3. http://www.kaverin.ru/spetsialistam/stati-stsenarii/1207-fenomen-detskogo-bestsellera (дата обращения23.04.2018)
  4. Прасолова К. (2009). Фанфикшн: литературный феномен конца ХХ — начала XXI века (творчество поклонников Дж. К. Роулинг). Дисс. … канд. филол. наук. Калининград.
  5. http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/ %D0 %9F %D0 %BE %D1 %80 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BB: %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82 (дата обращения 24.04.2018)
  6. Невский Б. История кино. Экранизации фэнтези-литературы // Мир фантастики. 2004. № 9
Основные термины (генерируются автоматически): книга, мир, последняя книга, последующая книга, произведение.


Задать вопрос