В статье автор рассматривает актуальную проблему обучения русскому языку как второму через современный образовательный тренд — инфографику. Автор представляет один из этапов проведения исследования — эксперимент, а также некоторые работы самих учащихся. Исследователь привел некоторые примеры заданий по инфографике из собственного опыта.
Ключевые слова: инфографика, информация, обучение, главная и второстепенная информация.
Живя в эпоху информационного переполнения, учащимся ежедневно приходится иметь дело с огромными текстами, сложными для понимания. Поэтому необходимо научить учащихся работать с таким массивом информации: извлекать фактический материал, понимать и интерпретировать количественные и качественные данные, применять прочитанное в новой ситуации. Чтобы уроки по чтению с такими текстами не оказались монотонными, скучными, я решила использовать новый способ представления информации (расшифровки и кодировки информации), а сейчас уже и новый метод обучения работы с текстом — инфографику. Этим объясняется и мой выбор вопроса исследования — «Как работа с инфографикой влияет на умение дифференцировать главную и второстепенную информацию?». Понимание концептуальной информации текста — один из основных навыков работы с текстом.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: если инфографика –это способ представления информации в сжатом виде, то, наверняка, она поможет научить учащихся разграничивать главную (тему, идею, проблему, основные тезисы) и второстепенную (детали, пояснения, факты, раскрывающие тему, проблему) информацию. На начало учебного года это было одной из явных проблем по русскому языку для учащихся 8 «М» класса. Учащиеся не могли определить или недостаточно точно определяли тему, главную мысль, проблему. Для осуществления процесса мониторинга была определена фокус-группа из трех человек: учащийся А — продвинутый уровень, учащийся В- средний, учащийся С- менее сильный.
Для научной обоснованности использования инфографики как современного метода обучения был проведен эксперимент. Были определены две группы: контрольная и экспериментальная, это два класса с одной параллели. В контрольной группе (К) инфографика использовалась эпизодически, от случая к случаю, без алгоритма, без поэтапной работы, в экспериментальной группе (Э) — инфографика целенаправленно и систематически предлагалась учащимся. В результате в группе К учащиеся до сих пор испытывают затруднения с определением главной информации, слабо «видят» закономерности расположения блоков, причинно-следственные связи, практически не владеют навыком сжатия текста, конспектированием. В группе Э учащиеся, во-первых, быстрее достигли ожидаемых результатов, во-вторых, лучше «считывают» информацию текста: анализируют текст, точно интерпретируют количественные показатели, сопоставляя эти данные между основными блоками, названием, вопросом инфографики, лучше определяют концептуальную информацию, отлично владеют навыком компрессии текста. Доказательством вышесказанного могут служить некоторые работы учащихся.
В данных работах фокус-группа из 8 «М» класса продемонстрировала следующие умения:
– понимание главной информации (озаглавили текст);
– структурирование объемной информации;
– классифицирование понятий и явлений;
– интерпретирование количественных показателей исходного (сплошного)текста
Ученик А
|
Ученик В
|
Ученик С
|
Ниже представлены некоторые примеры заданий для развития навыков говорения и чтения.
Пример 1
Распределяем роли, например, два иностранца, приехавших в Казахстан.
Ответьте на вопрос, опираясь на таблицу: Где можно полакомиться Наурыз- коже по низкой цене? и продумайте вопросы и ответы для диалога.
Пример 2
Карточка 1
1) Когда мы теряем воду в организме?
2) Отличается ли уровень воды мужчин и женщин? Чем?
3) К каким последствиям приводит потеря воды?
4) Озаглавьте текст в виде вопросительного предложения.
5) Ответьте на вопрос-заголовок, приводя точные аргументы.
Карточка 2
1) Можем ли мы утвержать на основе инфографики, что человек — это сама вода? Аргументируйте свой ответ данными текста. Как распределено процентное соотношение воды в организме?
2) Зависит ли количество потребляемой воды от массы тела? Объясните, как.
3) Озаглавьте текст в виде вопросительного предложения.
4) Ответьте на вопрос-заголовок, приводя точные аргументы.